Файл: 1. Понятие финансов как правовой и экономической категории. Значение и функции финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что точка в научной дискуссии о месте и значении финансового права еще не поставлена. Указанное обусловлено в первую очередь очевидным перерождением финансового права в условиях перехода к рыночным отношениям.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом.
Конституционное право — ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет основы правового положения личности, общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве.
Финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Однако они различаются по предмету регулирования.
Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением финансовыми органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием.
Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.
Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.
Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.
10.
Система финансового права.
финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов
(финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач

Финансовая система - совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Управление финансами в РФ осуществляют высшие органы государственного аппарата.
Система финансового права - не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.
Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная.
Общая часть финансового права – охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.
Общая часть изучает:
1) принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
2) систему органов РФ, осуществляющих финансовую деятельность;
3) структуру финансовых звеньев финансовой системы;
4) вопросы регулирования финансового контроля в РФ;
5)финансово-правовую ответственность;
6) другие вопросы.
Особенная часть финансового права - конкретизирует нормы
Общей части финансового права,

регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих
в себя соответствующие финансово-правовые институты,
которые имеют свой объект правового регулирования:
1) бюджетную систему;
2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;
3) финансы государственных и муниципальных предприятий;
4) государственные и муниципальные доходы;
5) государственный и муниципальный кредит;
6) организацию имущественного и личного страхования;
7) государственные и муниципальные расходы;
8) банковское кредитование;
9) денежное обращение и расчеты;
10) валютное регулирование.
Значение системы финансового права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы.
Структура финансовой системы периодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.
Финансы обслуживают разнообразные потребности общества и охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу, что обусловливает наличие многочисленных институтов внутри финансовой системы.
11. Источники финансового права

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов
(финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач
Источники финансового права – разнообразные нормативно- правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.
Источники финансового права:
1) Конституция РФ; Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении
Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
2) Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно- процессуальный, Таможенный и др.);
Налоговый кодекс РФ, регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения, и бюджетный кодекс РФ, который регулирует отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
3) федеральные законы; Федеральный закон РФ «О Счетной палате
Российской Федерации», определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.
4) указы Президента РФ; Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля»


5) постановления Правительства РФ;
6) акты органов государственного управления, ведомственные
положения, приказы, инструкции;
7) решения Конституционного Суда РФ; Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом,
Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте. Эти правила поведения называются «правовые
позиции Конституционного Суда РФ». Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера- ции» решения Конституционного Суда, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ. Многие из этих правовых позиций Конституционного Суда РФ затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах.
8) международные договоры и соглашения РФ с другими
государствами. Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ, Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Новой
Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 79-ФЗ
Финансовое законодательство - все нормативные акты, содержащие в себе нормы финансового права в совокупности.
по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение.


- субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные.
- по компетенции:общей и специальной.
- по сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые.
- по принципу разделения властей: а) акты органов представительной власти; б) акты органов исполнительной власти. в) акты органов судебной власти.
- по форме закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др.
- по уровню правотворчества
= федеральные;
= региональные (субъектов РФ);
= муниципальные;
= локальные (предприятие, учреждение).
Наличие системы правовых источников, их соподчиненность и согласованность свидетельствуют о самостоятельности отрасли финансового права в системе российского права.
12. Понятие особенности и виды финансово-правовых норм.
Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.
Особенности финансово-правовой нормы:

1. императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно- властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;
2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений
- финансовые.
1   2   3   4   5   6   7

Классификация финансово-правовых норм:
1) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные;
2) по характеру воздействия на поведение субъектов
правоотношений: а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.); б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.); в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);
3) по характеру содержащихся в них предписаний: а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений; б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;
4) по охвату территории действия:
а) федеральные; б) субъектов РФ; в) ммуниципальных образований;
5) по сроку действия: а) постоянные; б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).
Структура финансово-правовой нормы:
1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;
2) диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;
3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.
13. Структура нормы финансового права
Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы , но присущи и особенности , характерные именно для данной отрасли:

содержание финансово-правовых норм ;

характер установления в них предписаний;

меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;

способы защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов)