Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй четверти XIX века в общественно-политической жизни страны складываются три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое.

Обоснованием правительственных взглядов (реакционно-охранительное направление) служила теория «официальной народности». Одним из ее создателей был министр народного просвещения, президент Академии наук С. Уваров (1832). Опираясь на идеи, изложенные в 1811 г. в записке «О древней и новой России» Н. Карамзиным, и царские манифесты, изданные после 14 декабря 1825 г., он сформулировал теорию «официальной народности». Ее основу составили ценности православия («истинная» религия русского народа), самодержавия (наилучшая форма государственного устройства для России) и народности (традиционность жизни русского народа, его приверженность православию и самодержавию).

Смысл этой теории состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской оппозиционности и крестьянской патриархальности. Освободительные идеи представлялись как чуждое народной жизни явление, распространенное только среди немногочисленной, испорченной западным влиянием части русского образованного общества. Пассивность же крестьянства, его стойкая вера в царя рассматривались как исконные и самобытные качества народного характера.

Теория «официальной народности» пропагандировалась консервативно настроенной профессурой (С. Шевырев, М. Погодин) в стенах университетов, публицистами (Ф. Булгарин, Н. Греч, О. Сенковский), литераторами (Н. Кукольник, М. Загоскин).

Либерально-оппозиционное направление оформилось в виде двух течений — славянофилов и западников. Славянофилы были представителями либерально настроенной дворянской интеллигенции. Возникло славянофильство в 1839 г.; основоположниками его принято считать А. Хомякова и И. Киреевского. В период 1839 — 1845 гг. сложился славянофильский кружок (братья Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Самарин).

Название «славянофилы» было дано их идейными оппонентами — западниками. Сами славянофилы называли себя «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая этим, что их интересовали судьбы России, русского народа, а не славян вообще. Под редакцией М. Погодина славянофилы издавали журнал «Москвитянин». Они доказывали, что для России характерен свой, самобытный путь развития. Славянофилы идеализировали общественный строй Древней Руси, крестьянскую общину и православную церковь. В их понимании сельская община — это союз людей, основанный на нравственном начале и являющийся исконно русским учреждением.


Православная церковь рассматривалась как решающий фактор, определивший характер русского народа. Славянофилы считали, что революционные потрясения в России невозможны, поскольку русский народ «политически индифферентен», ему присущи классовый мир и равнодушие к политике. Считалось, что царь должен править, не вмешиваясь в жизнь народа, но учитывать его мнение. Отсюда следовало их требование созыва совещательного Земского собора, который бы выражал мнение населения.

Славянофилы выступали за прогресс и гражданское равноправие, приветствовали рост фабрик и заводов, строительство железных дорог, достижения науки и техники. Они не были ретроградами, якобы зовущими Россию назад, напротив, призывали идти вперед, но не по тому пути, который избрал Петр I, а по русскому «самобытному» пути. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу..

Приверженцы славянофильства осуждали чиновно-бюрократическую систему России. Со своей стороны правительство относилось к славянофилам настороженно. За резкость высказываний некоторые из них даже направлялись в Петропавловскую крепость. Славянофильство как идейно-политическое течение русской общественной мысли утрачивает свою роль к середине 70‑х гг. XIX в.

Западничество, так же как и славянофильство, возникает на рубеже 30—40-х гг. XIX в. Западники — это либерально настроенные представители столичной интеллектуальной элиты, поддерживавшие идее европеизации, модернизации России. В их числе были известные профессора Московского университета — Т. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, М. Катков и др.

Западники, в противоположность славянофилам, полагали, что Россия идет по тому же пути исторического развития, по которому шли западноевропейские страны. Они резко критиковали славянофилов за их теорию самобытного пути развития страны. Будучи противниками крепостного права и николаевских порядков, западники в то же время были противниками их революционной ломки. Они выступали за конституционную монархию с определенными гарантиями свободы слова, печати, гласного суда.

Западники возвеличивали Петра I. Его преобразовательную деятельность они рассматривали как первую фазу обновления России. Вторая должна была начаться, по их мнению, проведением буржуазных реформ сверху, что позволило бы предотвратить революционные потрясения в России.

Расколу либеральной общественности на славянофилов и западников предшествовали «Философические письма»
П. Чаадаева, опубликованные в 1836 г. в журнале «Телескоп». Чаадаев противопоставлял православную Россию (неподвижность, застой, аскетизм) Западной Европе (прогресс, воля, социальная активность). «Письма» были проникнуты разочарованием в прошлом и неверием в будущее России.

Их автор с горечью констатировал изоляцию России от новейших европейских идейных течений, утвердившуюся в стране обстановку национального самодовольства и духовного застоя. Власти объявили П. Чаадаева сумасшедшим, а в обществе обсуждения и споры вокруг «писем» стали самым злободневным и модным явлением.

В 30—40-е гг. XIX в. происходило формирование революционно-демократического направления. Наиболее видными представителями его стали А. Герцен и Н. Огарев.

Революционеры 30—40-х гг. продолжали традиции декабристов. Они восприняли их основные программные лозунги: ликвидация крепостничества и самодержавия. В это же время происходит складывание оригинальной теории русского социализма Основоположником ее был А. Герцен. Поражение революций 1848—1849 гг. в Западной Европе породило у него неверие в революционные возможности западноевропейских стран, разочарование в европейских теориях социализма.

Сопоставляя судьбы России и Запада, используя славянофильские идеи, Герцен пришел к выводу, что социализм первоначально должен утвердиться в России. Основной ячейкой его явится крестьянская община. Крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление являлись для Герцена главными условиями построения в будущем социалистического общества в России.

Русский социализм исходил из идеи особого, «самобытного» пути развития России, перехода ее к социализму через крестьянскую общину, минуя стадию капиталистического развития. Таким образом во взглядах Герцена произошло своеобразное соединение славянофильства с социалистической доктриной. При этом он не ставил вопрос о непосредственном введении в России социалистического строя, рассматривая его лишь как перспективную цель в ходе борьбы за изменение существующих социально-политических порядков в стране.

Высказанные Герценом идеи станут в дальнейшем основой формирования и деятельности радикальной оппозиции в России (революционные демократы 60-х гг. и народники 70-х гг. XIX в.).

5.4. Внешняя политика
Во второй четверти XIX века во внешней политике России прослеживаются два основных направления: европейское и ближневосточное. Николай I последовательно поддерживал правительства европейских стран в их борьбе против революционных и национально-освободительных движений. В 1830—1831 гг. происходят революции во Франции и Бельгии. Царь предложил европейским монархам осуществить совместную интервенцию, но эта идея не нашла поддержки. Происходившие события свидетельствовали о начале крушения Священного союза.

В ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание в Польше. Сейм заявил о независимости страны и лишении Николая I польского престола. На подавление восставших была направлена 120-тысячная русская армия под командованием И. Дибича. В конце августа 1831 г. пала Варшава. Начались массовые расправы. Конституция 1815 г. была аннулирована. Царство Польское было объявлялено неотъемлемой частью Российской империи. Управление Польшей возлагалось на Административный совет, во главе которого был поставлен наместник царя в Польше И. Паскевич. Польский сейм упразднялся.

В 1833 г. между Австрией, Пруссией и Россией были подписаны секретные соглашения о взаимной помощи в борьбе против революционного движения.

Восточное направление внешней политики определялось укреплением позиций России на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах.

Наибольшую активность Россия проявляла на Ближнем Востоке. Турция в это время представляла собой слабое государство как в экономическом, так и в политическом отношении. Но она продолжала контролировать территорию, которая располагалась на стыке двух частей света — Европы и Азии — и являлась важнейшим стратегическим плацдармом между Востоком и Западом.

Европейские державы спешили воспользоваться слабостью Османской империи. Австрия стремилась захватить дунайские княжества и Сербию. Франция претендовала на Египет и Сирию. Англия рассчитывала превратить Турцию в своего сателлита.

Россия была заинтересована в получении свободного выхода из Черного моря в Средиземное с целью широкого развития внешнеэкономических связей и обеспечения безопасности Черноморского побережья. В ее планы также входило присоединение всего Кавказа.

В июле 1826 г. 60-тысячная армия Ирана вторглась в Закавказье. Началась русско-иранская война, в которой войска шаха терпели одно поражение за другим. Русская армия под командованием А. Ермолова, а затем И. Паскевича заняла Нахичевань, Ереван, Тавриз. Под угрозой оказалась столица Ирана — Тегеран.


В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор (русскую делегацию возглавлял А. Грибоедов), по которому Иран отказывался от притязаний на Северный Азербайджан, уступая России Ереванское и Нахичеванское ханства. Подтверждались свобода торгового мореплавания на Каспии и исключительное право России держать здесь свой флот; Иран обязывался выплатить 20 млн. руб. контрибуции.

В 1826 г. с Турцией была заключена Аккерманская конвенция, согласно которой было узаконено покровительство России дунайским княжествам и Сербии. Вскоре Россией было заявлено о необходимости принудительных мер против Турции в защиту греков, боровшихся за независимость. Это выступление привело к военному конфликту и уничтожению турецкого флота в октябре 1827 г. в Наваринской гавани. В результате турецкий султан денонсировал Аккерманскую конвенцию и призвал своих подданных к «священной войне» против России.

Военные действия развернулись весной 1828 г. на Дунае и на Кавказе. Русская армия под командованием Витгенштейна форсировала реки Прут и Дунай, захватила Браилов и Варну. На Кавказе корпус Паскевича занял Карс, Ахалцих, Ахалкалаки и ряд других крепостей.

Западные державы не скрывали своего сочувствия Турции, поддерживали ее не только политически, но и военными и экономическими средствами.

Весной 1829 г. русские войска под командованием И. Дибича, заменившего Витгенштейна, перешли через Балканы. Чтобы не допустить падения Константинополя, турецкий султан предложил переговоры о мире. Адрианопольский договор был подписан в сентябре 1829 г.

По договору Россия получала острова в дельте Дуная, Черноморское побережье от устья Кубани до пристани Св. Николая, крепости Ахалцих, Ахалкалаки, а также контрибуцию в 33 млн. руб. Договор гарантировал свободу мореплавания в черноморских проливах для русских и иностранных торговых судов и свободу торговли для русских купцов в пределах всей Турции. Была подтверждена автономия Молдавии, Валахии и Сербии.

Адрианопольский договор стал новым успехом России. Результатом его стало присоединение основной территории Закавказья, ослабление турецкое влияние на балканские народы, расширение сферы русской торговли.

В то же время договор обострил противоречия России с западными державами. Англия официально опротестовала договор. Вскоре последовало новое обострение противоречий – после подписания русско-турецкого договора о военном сотрудничестве в 1833 г. в Ункяр-Искелеси. В соответствии с ним Россия обязывалась предоставить Турции в случае необходимости военную помощь, а Турция гарантировала закрытие пролива Дарданеллы для иностранных военных судов.