Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1803—1806 гг. состоялось первое в истории России кругосветное путешествие под руководством И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. В итоге была уточнена карта мира, открыт ряд островов, проведена съемка побережья южной части Сахалина и составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина. Полярные экспедиции, предпринятые в 20—30‑е гг., доказали существование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами.

Ф. Белинсгаузен и М. Лазарев предприняли экспедицию к Южному полюсу. В 1820 г. они открыли Антарктиду.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.Головиным обследовали Курильские острова и были взяты в японский плен. Записки Головина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с этой восточной страной.

Крупные географические открытия на Дальнем Востоке связаны также с именами Ф.Литке и Г.Невельского.

Для изучения животного и растительного мира были учреждены Никитский ботанический сад в Крыму (1812), Ботанический музей и Ботанический сад (1824), Зоологический музей (1832) при Академии наук в Москве. Успехи биологической науки способствовали развитию медицины. В 1848 г. А. Филомафитский изобрел специальный прибор для переливания крови.

Первая половина XIX века стала временем становления русской исторической науки. Событием не только в исторической науке, но и в общественно-культурной жизни России стали первые восемь томов «Истории государства Российского» Н. Карамзина, увидевших свет в 1816-1817 г. А. Герцен впоследствии писал, что эта книга «весьма содействовала обращению умов к изучению отечества». Кроме того, Н. Карамзин был главой сентиментального направления в литературе. Он много сделал для развития русского языка.

Видными историками были М. Погодин («Лекции о русской истории»), Н. Устрялов («Русская история», «История царствования Петра Великого» в 9 томах). Представителями «скептической» школы, требовавшей критического отношения к источникам, являлись М. Каченевский, С. Соловьев («История России с древнейших времен» в 29 томах). Основателем славяноведения стал О. Бодянский. Профессор истории Московского университета Т. Грановский выступил против официальной концепции в исторической науке, отстаивавшей идеи крепостного права и самодержавия.

Происходило становление книгоиздательского и журнально-газетного дела. В 30—40-е гг. широкой известностью пользовалось издательство А. Смирдина. Он основал «Библиотеку для чтения», которая положила начало так называемым «толстым» журналам. В конце 40-х гг. им было предпринято издание «Полного собрания сочинений русских авторов», начиная с Ломоносова и Тредиаковского.


В Петербурге, помимо «Санкт-Петербургских ведомостей», стали выходить новые, в том числе частные газеты. Самой крупной из них была «Северная пчела» Ф. Булгарина. Указом правительства об издании на местах «Губернских ведомостей» в 1837 г. было положено начало регулярному выпуску газет в провинции. К 1851 г. «Губернские ведомости» выходили уже в 44 губерниях.

Росло количество общественно-политических журналов. Первым из них был «Вестник Европы», основанный Н. Карамзиным. Однако в 1826 г. вышел цензурный устав, поставивший периодическую печать в очень тяжелые условия. В последующий период наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. На этом фоне своей независимостью выделялся «Московский телеграф».

Позднее эстафету передовой журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» (во главе с Н.Некрасовым) и «Отечественные записки» (А.Краевским). На страницах этих журналов печатались произведения М.Лермонтова, И.Гончарова, И.Тургенева, Ф.Достоевского, А.Герцена, Л.Толстого.

В 1814 г. была открыта в Петербурге первая публичная библиотека, а всего в первой половине XIX в. в стране насчитывалось 39 публичных библиотек.

По инициативе научных и исторических обществ открывались музеи. Они становились центрами изучения исторических памятников. В 1852 г. в Петербурге для публичного посещения был открыт Эрмитаж — крупнейшее хранилище художественных ценностей страны.

В искусстве и литературе начала XIX в. продолжали существовать три направления: классицизм, сентиментализм и романтизм. К 30-м гг. классицизм утрачивает свое значение, поскольку обращение к прошлому (античности), строгое соблюдение художественной формы были не совместимы с новыми представлениями, с демократизацией художественной культуры.

Сентиментализм, идеализируя «естественную простоту», раскрывал внутренний мир человека, показывал жизнь простых людей, «не испорченных цивилизацией». Впрочем, игнорирование социальных противоречий суживало его влияние в среде художественной интеллигенции, вносило элементы элитарности и избранности.

Романтизм в России возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г., формируясь под влиянием дворянской революционности. Сутью романтизма было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм не отделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В. Жуковского.


В 30—40-е гг. господствующим направлением в русском искусстве становится реализм. Его главными чертами были показ реальной жизни с ее противоречиями, правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм. Основоположниками реализма в литературе были А. Пушкин и Н. Гоголь. Важное место в становлении реализма занимали произведения И. Крылова и А. Грибоедова.

В 40—50-е гг. XIX в. в литературу вступают писатели нового поколения — Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин, И. Гончаров, А. Островский, Л. Толстой, Ф. Достоевский. Они принадлежали к «критическому направлению».

Развитие музыкальной культуры опиралось на традиции, оформившиеся в конце XVIII в. В камерно-вокальной музыке особое место принадлежало романсам А. Алябьева, П. Булахова, Н. Титова, А. Верстовского и др. Национальный русский романс явился той музыкальной формой, на основе которой создавалась русская опера. Своим созданием русская опера обязана М. Глинке, который сумел в основу своего творчества положить народную музыку. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» пользуются успехом и в настоящее время. Продолжателем традиций М. Глинки стал А. Даргомыжский («Русалка»).

Расцвет русской культуры в первой трети XIX в. совпал с эпохой классицизма в отечественной живописи и архитектуре. В числе видных представителей этого течения был К. Брюллов. Он привносит в живопись русского классицизма новые романтические черты («Последний день Помпеи», «Всадница»).

А. Иванов — художник, в творчестве которого было сильно философское, религиозно-творческое начало. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым он работал около 20 лет.

Постепенно в живописи происходил отход от идей классицизма, что было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило выражение в романтическом портрете. Одним из ярких представителей романтизма был О. Кипренский и В.Тропинин (портреты А. Пушкина).

Рождение бытового жанра связано с творчеством А. Венецианова. Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян («На жатве», «На пашне» и др.).

Родоначальником критического реализма в русской живописи был П. Федотов. Его картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер» — положили начало критическому («гоголевскому») направлению в живописи.


В монументальной русской скульптуре следует выделить памятник Минину и Пожарскому, воздвигнутый по проекту И. Мартоса. Скульпторами И. Теребеневым, С. Пименовым и В. Демут-Малиновским были оформлены архитектурные сооружения в Петербурге (Адмиралтейство, Горный институт, арка Главного штаба). По проекту Б. Орловского были воздвигнуты памятники М. Кутузову и М. Барклаю де Толли. Знаменитые «кони» П. Клодта были установлены на Аничковом мосту в Петербурге.

В первой половине XIX в. идет интенсивное городское строительство. Комплексные работы по застройке центра Петербурга начались с возведения по проекту А.Захарова здания Адмиралтейства. Важное значение имело также строительство биржи на стрелке Васильевского острова (арх. Тома де Томон, А.Захаров). Это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы: Петропавловская крепость – Стрелка острова – Дворцовая набережная.

В стиле позднего классицизма сооружаются общественные и административные здания. По проекту архитектора К. Росси в Петербурге возводятся здания Сената, Синода, Михайловский дворец, ансамбль Главного штаба, Александринский театр, Публичная библиотека и др. В 1801 – 1811 гг. сын крепостного крестьянина А.Воронихин возглавляет строительство на Невском проспекте Казанского собора.

По проекту А. Монферрана была возведена 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834); одновременно строился Исаакиевский собор (с 1818 по 1858 г.).

В это же время усиленно застраивается Москва. Московский классицизм отличался отдельными зданиями, а не ансамблями. Архитектор Жилярди перестраивает старое здание Московского университета. По проекту А. Михайлова, переработанному О. Бове, возводится здание Большого театра.

В конце 30-х гг. XIX в. в архитектуре по прямому указанию Николая I зарождается новый стиль — русско-византийский. Представителем этого направления был К. Тон. По его проектам построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, а также здания вокзалов в Москве и Петербурге.

В театре на смену классицизму и сентиментализму приходит романтизм. Крепостной театр сменялся государственным и частным. Сценическое истолкование романтической драматургии связано с именами крупнейших русских трагиков В. Каратыгина и П. Мочалова.

Особенно большой вклад в развитие театрального искусства внес М. Щепкин. Он по праву считается основоположником реализма в русском актерском искусстве. Его имя тесно связано с московским Малым театром, на сцене которого утверждалась русская обличительная драматургия (Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова, Городничий в «Ревизоре» Гоголя).


В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.Глинки «Жизнь за царя» (в советское время шла под названием «Иван Сусанин»). Композитор первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Яркостью музыкальных красок отличалось и другая опера линки – «Руслан и Людмила».

Проникновенными, очаровательными романсами обагатили русскую музыку А.Алябьев, А.Варламов и А.Гурилев.

Балетный театр связан с именами французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. началась карьера балерины А. Истоминой. В 1827 г. в Петербурге открылся цирк.

Русская культура оказывала большое влияние на процесс формирования национальной интеллигенции. В тех или иных регионах открывались светские школы, представители различных национальностей обучались в российских университетах; этому процессу содействовали и личные контакты деятелей культуры. Культурное воздействие на население окраин нередко оказывали русские ссыльные революционеры.

Вместе с русскими просветителями и революционными демократами интересы народа отстаивали украинский поэт-демократ Т. Шевченко — основоположник новой украинской литературы и национального украинского языка, армянский писатель и философ М. Налбандян, классики грузинской литературы Н. Бараташвили и И. Чавчавадзе, основатель азербайджанской драматургии, писатель и просветитель М. Ахундов.

В целом, в первой половине XIX в. завершается процесс складывания русской культуры; одновременно проявляется тенденция к ее демократизации, развитию связей с другими национальными культурами. Представители отечественной интеллигенции стремятся правдиво отображать жизнь народа, обращаясь в своих произведениях к важнейшим проблемам внутренней жизни человека и общества, взаимоотношениям личности и государства.