Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — собрания гласных, заседали 1 раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали сметы, земские налоги, а также выбирали исполнительные органы — земские управы, состоявшие из председателя и нескольких членов. Выборы в земства проводились каждые три года.

Земства учреждались для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Введение земств способствовало развитию хозяйственной жизни в стране, активизации общественной жизни на местах, вовлечению в нее широких слоев населения, включая крестьянство. Ведущая роль в земствах отводилась дворянам — землевладельцам, которых правительство по-прежнему считало своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где действовало казачье самоуправление.

Успех деятельности земств в значительной степени зависел от их материальных возможностей, поскольку развитие образования, здравоохранения, хозяйственное освоение территорий требовало больших затрат. Однако земские бюджеты были ничтожны, а отчисления из государственного бюджета были слишком малы. На этом фоне происходила постепенная политизация земств. На земскую службу, крайне низко оплачиваемую, шли обычно люди просвещенные, показывавшие высокие образцы служения народу. Из числа этих лиц формировался так называемый «третий элемент» - земские врачи, учителя, агрономы, статистики, испытывавшие явное тяготение к левому, оппозиционному движению в стране.

В конце 70-х гг. земства были введены в 35 из 59 губерний России. В период с 1865 по 1867 г. в земствах дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне — 34,3%, купцы — 10,2%, духовенство — 6,1%, представители других сословий — 2,7%.

Следующим шагом в изменении местного управления стала городская реформа. К началу 60-х гг. в России насчитывалось около 700 городов. Однако многие из них были малочисленные, с населением до 5 тысяч человек.

Основным законодательным документом, который регулировал городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 1785 г. После реформы 1861 г. началась подготовка изменений в системе городского управления. Для их осуществления было образовано по городам 509 комиссий. Первый проект городской реформы был подготовлен в 1864  г. Однако доработка его затянулась на 6 лет. И лишь 16 июля
1870 г. «Городовое положение» было утверждено.

В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу. При этом имущественный ценз ограничивал количество избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6% от жителей города.

В компетенцию городского управления входило благоустройство города, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, городское налогообложение и др. Городские думы проводили большую хозяйственную работу, но в общественной жизни были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохраняющейся политической осторожностью городского купечества. Городской голова, избираемый думой сроком на 4 года, утверждался губернатором или министром внутренних дел. К 1892 г. самоуправление было введено в 621  из 707 городов.

Наиболее последовательной из реформ 60-х гг. стала судебная, подготовленная под руководством С. Зарудного. В ноябре 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и судебные уставы, разработанные видными правоведами в соответствии с имевшимися к тому времени достижениями в области юриспруденции.

В стране вводились судебные учреждения для лиц всех сословий с общим порядком судопроизводства. Утверждался суд присяжных, гласность и состязательность, равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда от администрации. Однако суду присяжных не подлежали политические дела.

Россия была разделена на 108 судебных округов. Вводилось два вида судов: мировой и общий. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Мировой судья должен был иметь среднее образование и собственность до 15 тыс. руб. или 400 десятин земли.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата и Сенат. Окружные суды (один на губернию) рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела (уголовные дела — с участием присяжных заседателей). Судебные палаты (одна на несколько судебных округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог менять решения судов, поданные на кассацию.


Присяжные заседатели назначались земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного и образовательного цензов, а также оседлости (проживание не менее 2 лет в пределах уезда). Судьи общих судов назначались царем.

По новым судебным уставам предварительное расследование было передано из ведения полиции особым чиновникам — судебным следователям. Вводилась адвокатура — присяжные поверенные, не состоявшие на государственной службе, но действовавшие под контролем судебных палат. Прокуратура стала выступать как орган судебного надзора (раньше осуществляла общий надзор). Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях. Русское уголовное законодательство того времени не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговаривать к смерти. В целом судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 1860-1870-х гг.

В 60—70-е гг. XIX в. была проведена целая серия военных реформ под руководством Д. Милютина. При его непосредственном участии была сокращена численность армии с 1132 тысяч до 742 тысяч человек. С 1862 г. началась реформа военного управления: было образовано 15 военных округов, каждый со своим управлением, подчиненным Военному министерству, осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

Осуществлялось перевооружение армии. Вводились новые воинские уставы, которые в значительной мере устраняли плац-парады и повышали грамотность солдат, их боевую и физическую подготовку.

Была проведена реформа военно-учебных заведений. Создавались военные и юнкерские училища со сроком обучения 2 года. В них принимались лица, имевшие среднее образование. С 1876 г. в военные училища могли поступать представители всех сословий.

В 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Рекрутская система комплектования армии была отменена. Призыву на службу подлежало все мужское население с 21‑летнего возраста. Для армии устанавливался 6-летний срок службы и 9-летнее пребывание в запасе, для флота — 7‑летний срок службы и 3 года запаса. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эта льгота стала дополнительным стимулом для распространения образования.


Отслужившие сроки действительной службы и запаса зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40-летнего возраста. От обязательной службы освобождались единственный сын у родителей и единственный кормилец в семье. В армию призывались главным образом лица, исповедовавшие христианство.

Военные реформы 1861—1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности армии. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства. Вместе с тем русская армия сохраняла отпечатки сословного неравноправия. Воинская повинность касалась в основном податных сословий. В самой армии сохранялось рукоприкладство и приниженное положение солдат.

Осуществление реформ 60—70-х гг. невозможно было без повышения грамотности и общего уровня культуры населения. Потребность в специалистах различных областей хозяйства заставила царское правительство пойти на некоторую демократизацию высшей школы, смягчение цензурных правил и проведение реформы народного образования.

Подготовка реформ начального и среднего образования под руководством министра народного просвещения А. Головнина началась в 1861 г. и продолжалась три года. В июне 1864 г. было издано Положение о начальных народных училищах. В соответствии с ним разрешалось открывать и содержать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам. Вместе с тем эти учебные заведения ставились под контроль уездных и губернских училищных советов, в состав которых входили директора училищ, представители от земств, местной администрации и духовенства.

Начальные школы были государственными, земскими, церковноприходскими, воскресными. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. Уровень знаний их выпускников был невысокий — элементарная грамотность и знание арифметики. Более высокие знания давала земская школа. Помимо чтения, письма, правил арифметики и закона божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии и истории.

В ноябре 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий. Гимназии давали среднее образование. Они делились на классические и реальные (срок обучения 7 лет). В классических гимназиях отдавалось преимущество гуманитарной подготовке. Реальные гимназии имели практическую направленность, значительное место отводилось предметам естественного цикла. Прогимназии давали сокращенный курс обучения, равный четырем классам гимназии.


Школьное обучение из-за высокой платы оказалось не доступно для низших слоев общества. При этом начальное образование не являлось обязательным.

В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав — один из наиболее либеральных уставов в царской России, предоставлявший высшим учебным заведениям достаточно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых на стажировку за границу. Устав предусматривал выборность ректора, проректора, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения.

В пореформенный период наблюдался сравнительно быстрое развитие народного образования в стране. Однако подавляющая масса населения России продолжала оставаться неграмотной. По переписи 1897 г. средний уровень грамотности составил 21,1%.

Реформы 60—70-х  гг. ускорили капиталистическую модернизацию России, открыли простор для развития общественно-политической активности на местах. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, повышению уровня жизни. Россия включилась в общеевропейский процесс создания новых, передовых форм государственности, основанных на самостоятельности населения и его волеизъявления. Самодержавный режим предпринимал последовательные усилия по приспособлению страны к современным для того времени веяниям в экономической жизни Европы.