Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия

во второй половине ХIХ в.


6.1. Отмена крепостного права
К концу 50-х гг. XIX в. в России отчетливо проявился кризис крепостнической системы. Труд крепостных крестьян был малопроизводителен. Крестьяне не были заинтересованы в работе на господина. Все меры, предпринимаемые помещиками (изъятие земли у крепостных, перевод их на месячину, увеличение барщины, усиление контроля, введение уроков-заданий, назначение управляющих и приказчиков и т. д.), результатов не давали.

Многие помещики понимали преимущества вольнонаемного труда, но нанимать работников не хотели, поскольку в этом случае их собственные крестьяне могли остаться без работы. Хозяйство помещиков постепенно приходило в упадок, многие имения разорялись. Кроме того, крепостнические порядки мешали развитию промышленности и торговли. В стране не хватало вольнонаемных работников.

Натуральное хозяйство, бедность, низкая покупательная способность населения ограничивали внутренний рынок, мешали развитию внутренней и внешней торговли.

Крепостные крестьяне не хотели мириться с сохранением помещичьего гнета. Активность их выступлений к концу 50-х гг. неуклонно нарастала. Наиболее крупные крестьянские волнения этого периода имели место в связи с Крымской войной.

В 1854 г. был объявлен набор в морское ополчение. Крестьяне более чем 10 губерний двинулись в Петербург, надеясь получить после войны свободу. Прибывавшие в столицу требовали, чтобы их зачислили в казаки или ополченцы и освободили от крепостной зависимости. Для подавления волнений были направлены воинские части.

В 1856 г. волнения расширились. В Крым двинулись тысячи крестьян, так как прошел слух, будто «в Перекопе в золотом шатре» царь раздает волю крепостным. Только с помощью регулярной армии удалось остановить это движение.

В 1857 г. произошло крупное восстание в Западной Грузии. В следующем году крестьяне целого ряда деревень Петербургской губернии отказались платить оброк.

В 1859—1860 гг. крестьянские волнения охватили около 15 губерний России, в которых участвовали не только помещичьи, но и государственные крестьяне, а также рабочие крепостных мануфактур. С 30-х по 60-е гг. насчитывалось 90 случаев волнений рабочих. Ситуация в стране все более принимала кризисный характер.

После смерти Николая I на престол вступил его сын АлександрII (1855—1881). В.О.Ключевский отмечал, что этот человек отличался от своих предшественников отсутствием наклонности «играть в царя». «Александр II по возможности оставался самим собой и в повседневном, и в выходном обращении… Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался. Он не искал усиления, но умел ценить умных и образованных дельцов… Такие дельцы и вынесли на своих плечах тяжесть законодательной работы над крестьянской реформой». В марте 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством с речью, в которой заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху,
нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Среди сторонников преобразований в стране видную роль играли великий князь Константин Николаевич (брат царя), министр внутренних дел П. Валуев, военный министр Д. Милютин, публицисты К. Кавелин, М. Катков, Ю. Самарин, известные ученые Н. Бунге, П. Семенов-Тян-Шанский и др.

Подготовка крестьянской реформы началась с создания в январе 1857 г. под председательством императора Александра I Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. В ноябре был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором объявлялось, что целью крестьянской реформы является освобождение крестьян, и предписывалось создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений в проект реформы.

В дворянские комитеты входили представители царской администрации и выборные от дворян. Выделяются три главных направления в отношении дворян к реформе.

Первое направление выражало интересы помещиков, стремившихся перейти к капиталистическим формам хозяйства. Землевладельцы нечерноземных областей требовали большого денежного выкупа не только за землю, но и за получение крестьянами личной свободы.

Второе направление представляли дворяне черноземных губерний, заинтересованные в максимальном сохранении земли в своих руках. Они выступали за освобождение крестьян без пахотной земли, только с одной усадьбой или с незначительными наделами.

Третье направление составляли дворяне тех районов (например, Поволжье), где было много земли, но мало крепостных. Эти помещики опасались, что после реформы они останутся без рабочих рук. Они хотели сохранить и после реформы обязанные отношения, чтобы не лишиться рабочей силы, поэтому предлагали оставить на 10—12 лет барщинную повинность. Несмотря на отдельные разногласия, проекты в целом отражали общие интересы помещиков.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который становится ведущим учреждением по рассмотрению проектов отмены крепостного права и подготовке реформы.

Весной 1858 г. были созданы губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян, выработки положений об устройстве крестьянского быта. Разработка проектов крестьянской реформы этими комитетами осуществлялась на основе следующих положений: 1) за помещиками сохранялась собственность на землю, крестьянам (за выкуп) оставлялась усадьба и предоставлялось в пользование определенное количество земли; 2) при устройстве будущих отношений помещиков и крестьян надлежащим образом обеспечивалась уплата государственных и земских податей и денежных сборов.


В феврале 1859 г. при Главном комитете под председательством Я. Ростовцева были образованы редакционные комиссии для «составления общего положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В составе комиссий было 17 человек — представителей от министерств и ведомств и 21 эксперт из местных помещиков. В целом деятельность редакционных комиссий оказалась по результатам достаточно либеральной.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии закончили работу. В январе 1861 г. законодательные акты, касающиеся отмены крепостного права, были внесены на рассмотрение в Государственный Совет.

19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал два основных документа реформы: Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», состоявшие из 17 законодательных актов.

Манифест и Положения касались трех основных вопросов: 1) личное освобождение крестьян, 2) наделение их землей, 3) порядок совершения выкупной сделки.

Манифест провозглашал юридическую свободу каждого крестьянина и «даровал» им некоторые общегражданские права. 22,5 млн. крестьян стали юридически свободными лицами.

Крестьян теперь нельзя было продавать, дарить, проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или избивать по прихоти помещика. Теперь они могли на свое имя приобретать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения. Крестьянин мог без специального разрешения помещика вступить в брак, поступить на службу и в учебное заведение, перейти в сословие мещан или купцов.

Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием. Они продолжали платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям, оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов. Сохранялась крестьянская община и общинное землевладение. Помещику вменялось в обязанность следить за общественным порядком в деревне. Таким образом, освобождение крестьян было неполным.

Наделение крестьян землей и взаимоотношения помещика с крестьянским миром (общиной) регламентировали Положения и уставные грамоты (в последних указывались размеры надела на одну душу мужского пола и перечислялись повинности в пользу помещика.) Уставные грамоты составлялись помещиками на каждое крестьянское хозяйство. Помещики сохранили право собственности на все принадлежавшие им земли, но они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством».


Идя навстречу пожеланиям дворянства, страна была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась «полюбовная» сделка между помещиком и крестьянами.

В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли дворяне и чиновники, обычно защищавшие интересы помещиков.

Если размеры крестьянских наделов до реформы превышали высшую норму земли (в каждой полосе), то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. Так появились «отрезки» — отобранная у крестьян земля, которую они имели до реформы 1861 г. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10%. В целом же по стране у крестьян отобрали 20% земли. Помещики отрезали себе лучшие земли, забирали выгоны, без которых крестьяне обойтись не могли. В результате последние вынуждены были их арендовать.

В среднем одна крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было недостаточно для успешного (в рыночных условиях) ведения хозяйства.

По Положениям крестьяне должны были выкупить землю у помещика. Рыночная стоимость всей полученной крестьянами земли составляла 544 млн. руб., но они заплатили гораздо больше, так как стоимость земли повсеместно завышалась. Поскольку же у крестьян не было суммы, необходимой для выкупа земли, и для того чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству с начислением 6% годовых. Таким образом, к 1907 г., когда были отменены выкупные платежи, крестьяне выплатили государству около 2 млрд. руб., т. е. в 4 раза больше рыночной стоимости земли в 1861 г.

Фактически крестьяне платили не только за землю, но и за волю, поскольку крестьянин становился свободным только после выплаты 20% стоимости надела. До этого времени он оставался «временнообязанным» и должен был выполнять в пользу помещика прежние повинности. Период перехода от повинностей на выкуп твердо установлен не был, он растянулся на целых 20 лет. И только в 1881 г. был издан закон о ликвидации с 1883 г. временнообязанного состояния.


Крестьяне ожидали не такого освобождения. Они были разочарованы и возмущены. Поднялась волна крестьянских выступлений. За 1861 г. их было около 2 тысяч. Наиболее крупные из них прошли в Казанской и Пермской губерниях. Для подавления волнений правительство использовало армию. Многие крестьяне были расстреляны.

Удельные крестьяне по Положению от 1863 г. получили свои наделы также за выкуп, но временнообязанными они оставались всего 2 года, после чего были переведены на обязательный выкуп.

Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по Положению от 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно.

Крестьянская реформа 1861 г. стала значительным шагом по пути капиталистической модернизации России. Отмена крепостного права обеспечила дальнейшие преобразования в экономической жизни страны, позволив осуществить серьезные сдвиги в сфере промышленности. В России стал формироваться рынок свободной рабочей силы. Однако развитие самого крестьянского хозяйства оказалось заторможено сохраняющимся малоземельем, аграрной перенаселенностью страны, а также фактически полуправным положением деревенского населения.

6.2. Реформы 60—70-х гг.
Отмена крепостного права, давшая мощный импульс развитию капитализма в России, вызвала необходимость проведения реформ в других сферах жизни общества. Реформы преследовали цель приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития, сохранив при этом прежнюю сословную структуру общества.

В реорганизации системы местного управления одним из первых шагов стала земская реформа. Подготовительные работы по осуществлению реформы начались в 1859 г. Решающую роль в выработке концепции местного самоуправления сыграли П. Валуев (в конце 50-х гг. директор департамента в Министерстве государственных имуществ, в 60-х гг. — министр внутренних дел) и Н. Милютин (заместитель министра внутренних дел).

1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения — земства. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза по куриям (курия — разряд избирателей, образуемый разделением на группы по сословному, имущественному или иному признаку). Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трех курий. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.