Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если в восьмую пятилетку (1966—1970) рост национального дохода составил 41%, а производительности труда — 37%, то в одиннадцатую пятилетку (1981—1985) эти показатели составили немногим более 16%. Негативную роль играла усиливавшаяся милитаризация экономики. Научные исследования, не носившие военно-стратегического характера, отодвигались на второй план. Экономика несла тяжелое бремя обеспечения военного потенциала, равного потенциалу США, с учетом, что производительность труда и национальный доход в последних были выше в несколько раз.

Еще более драматично складывалась в стране социальная ситуация. В условиях роста значимости научно-технических процессов вплоть до середины 80-х гг. число лиц ручного труда в промышленности составляло 40%, в строительстве — 60%, в сельском хозяйстве — 75%. В стране насчитывался самый многочисленный в мире отряд инженерно-технических кадров, однако эта ситуация не отражалась на эффективности производства. Соответственно оплата труда инженера была ниже оплаты труда рабочего.

В 70—80-е гг. застойные тенденции проявились не только в производстве, но и в материальном обеспечении населения. В ограниченном размере выделялись средства на легкую промышленность, медицину, образование и культуру.

С 1971 г. в СССР перестала увеличиваться продолжительность жизни. Возросли экологические проблемы: 37 городов России были определены как критические для жизни населения. В ходе индустриального развития Тюменского края оказались уничтожены 11 млн. гектаров пастбищ, загрязнены 28 промысловых рек, что являлось, по существу, уничтожением среды обитания малочисленных народов Севера.

Приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова обернулся переоценкой прежних подходов к решению экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлениями теневой экономики. Предпринимаемые меры преследовали своей целью снизить социальную напряженность в обществе, возникшую в связи с многочисленными злоупотреблениями, прежде всего в торгово-распределительной сети.

В начале 1983 г. Ю. Андропов поручил группе ответственных работников, в том числе М. Горбачеву и Н. Рыжкову, подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Среди рассматриваемых вопросов были проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Однако последовавшая вскоре смерть Андропова и приход к власти К.Черненко заморозили проведение реформ.


К этому времени не отвечала современным требованиям и материальная база социально-культурной сферы страны. В 1986 г. более 500 районных центров не имели домов культуры, в 270 городах не было кинотеатров, только в каждом четвертом клубе было пианино, в каждом втором — телевизор, в каждом десятом — комплект музыкальных инструментов.

Серьезными оставались проблемы национальных отношений. По-прежнему ограничивалась самостоятельность союзных республик. Вместе с тем декларировалась полная беспроблемность в межнациональных отношениях под лозунгом «Национальный вопрос в СССР решен!»; констатировались успехи и блестящие перспективы развития республик и народов. Имевшиеся проблемы игнорировались, что порождало болезненные явления в политической и культурной жизни отдельных регионов, отрицательно влияло на национальное сознание и психологию.

В 70-х – первой половине 80-х гг. заметно ослабели демократические тенденции в духовной сфере. Ужесточалось отношение к инакомыслящим. Разрасталась система запретов в культурной жизни. На фоне нарастания негативных явлений в обществе, от социальных наук, художественной культуры требовали не объективного их анализа, а приукрашивания действительности. Господствовал идейный догматизм. Новые концепции в общественных науках, в теории социализма не допускались. Многие события и явления дореволюционной и советской истории искажались или замалчивались.

Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры, возросла роль цензуры. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, проведение художественных выставок. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства. Театральные постановки проводились лишь с одобрения специальных комиссий.

Деятели культуры, решавшиеся выступить с собственными мнениями и оценками, подвергались общественному осуждению и преследованиям. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, музыкант М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская и др.

Еще в 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам пребывания в лагерях и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург.


В советской культуре  все более отчетливо проявляли себя два направления— официально-охранительное, выполнявшее социальный заказ властей, и демократическое, способствовавшее формированию предпосылок для духовного обновления общества. В этот период появляется диссидентское и правозащитное движение, общепризнанным лидером которого стал академик А. Сахаров.

Следует отметить, что в 1970-х гг. СССР по-прежнему сохранял высокий научный потенциал, занимал лидирующее положение в математике, теоретической физике, радиофизике, астрономии; в стране решались сложнейшие задачи в области космической и лазерной техники.

В 70—80-е гг. наблюдались не просто различия в теории и практике, в действиях властей и реальной социальной практике. В этот период происходило драматичное разрастание целого ряда проблем, непосредственно отражавшихся на жизни людей: преступность, карьеризм, взяточничество, пьянство, дегуманизация, возрастание масштабов бездуховности широких социальных групп и слоев; получили распространение потребительский, иждивенческий подход к жизни, к получению знаний, усредненность в труде, инфантильность молодежи.

Нарастали противоречия в среде партийно-советской номенклатуры. В 70-е – начале 80-х гг. оказались под судом целый ряд руководителей: министр и первый заместитель внутренних дел СССР (Щелоков, Чурбанов), министры рыбной, хлопковой промышленности, замминистры по внешнеэкономическим связям, руководители республик, краев и областей (Грузии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, руководители Ленинградской, Московской, Ростовской, Краснодарской организаций и др.).

12.2. Основные направления

внешнеполитической деятельности
К концу 60-х гг. между СССР и США, ОВД и НАТО был достигнут военно-стратегический паритет. Это равновесие, созданное за счет крайнего напряжения внутренних ресурсов СССР, дало возможность перейти к разрядке напряженности.

В 1968 г. СССР, США и Великобритания подписали Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. — Договор о запрещении размещения ядерного оружия и других видов массового поражения на дне морей и океанов, а также в его недрах.

Во второй половине 60-х гг. начинается быстрое развитие советско-французских отношений. В результате встречи в верхах стали в 70-е гг. постоянным явлением: они происходили в 1970, 1971, дважды в 1973 г. и дважды в 1974 г. Советский Союз посетили французские президенты Ж. Помпиду, Ж. д'Эстэн; Францию - Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин и другие руководители страны.

Происходило улучшение советско-германских взаимоотношений. 12 августа 1970 г. в Москве между СССР и ФРГ был подписан Договор об урегулировании территориальных вопросов, признававший границы всех государств в Европе, включая западную границу Польши по Одеру-Нейсе и границу между ГДР и ФРГ. В 1970-1973 гг. правительство В. Брандта под писало аналогичные договоры с Польшей, ГДР и Чехословакией.

Основные задачи советской международной доктрины были сформулированы в «Программе мира», принятой XXIV съездом КПСС в 1971 г. и дополненной XXV (1975) и XXVI (1981) съездами. Эти документы отражали стремление СССР к большей безопасности и сотрудничеству, снижению уровня гонки вооружений, обеспечению коллективной безопасности.

В сентябре 1971 г. было подписано четырехстороннее (между СССР, США, Англией и Францией) соглашение по урегулированию статуса Западного Берлина. Германский вопрос, долгое время наиболее острый во взаимоотношениях Востока и Запада, был в значительной степени разрешен.

Начало разрядке во взаимоотношениях СССР и США было положено визитом президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. Впервые было взаимно подтверждено положение, что в ядерной войне не может быть победителей.


В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе "Союз-Аполлон" (осуществлена в 1975 г.).

Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

Историческое значение имело Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в котором приняли участие 33 страны Европы, а также США и Канада. Заключительный акт, подписанный в Хельсинки, сформулировал важнейшие принципы межгосударственных отношений. Провозглашалась незыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц, уважение прав человека и т. д. Но в дальнейшем руководители далеко не всех государств, в том числе СССР, точно и честно соблюдали достигнутые соглашения, что вызывало немало взаимных претензий.

Одновременно в период 60—70-х гг. продолжали ухудшаться отношения с КНР, где проводилась так называемая «культурная революция». В 1969 г. дело дошло до вооруженных столкновений в пограничных районах. Большие потери, понесенные Китаем в этом конфликте, принудили его отказаться от силового решения спорных территориальных вопросов. Некоторая нормализация отношений наблюдалась после принятия КНР в конце 70-х гг. нового курса во внутренней политике; но контакты между двумя странами были практически свернуты после китайско-вьетнамского вооруженного конфликта в 1979 г.

В 1968 г. советское руководство во главе с Брежневым приняло решение вмешаться во внутреннюю ситуацию в Чехословакии. Противоречивый процесс демократического обновления (так называемая «пражская весна») был прерван в этой стране вводом войск СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск в ЧССР усилил раскол среди социалистических стран. Еще более отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия и Албания (вышла в августе 1968 г. из ОВД). Подвергли критике действия Советского Союза коммунисты западноевропейских стран. Сегодня эта акция официально осуждена бывшими социалистическими странами.