Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После событий 1968 г. на Западе в обиход вошло понятие «доктрина Брежнева», означавшее стремление руководства СССР при необходимости любыми средствами корректировать политический курс своих союзников.

В 60-е — начале 80-х гг. происходило немало событий, отражавших конфронтацию и противоборство в мире. В 1964—1975 гг. СССР оказал большую помощь народу Вьетнама, который подвергся агрессии США и вел борьбу за свою независимость. Поддержка в дипломатической и военной областях оказывалась арабским странам в их борьбе против Израиля.

Особенно обострилась обстановка в мире на рубеже 70—80-х гг. Кризисная ситуация сложилась в начале 80-х гг. в Польше, где к этому времени в полной мере выявилось крушение экономической политики правительства. Противостояние власти и оппозиции (профсоюз "Солидарность") закончилось назначением на пост председателя ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел в 1981 г. в Польше военное положение, запретив оппозиционное движение (было отменено в 1983 г.).

Особенно серьезные последствия для ситуации в мире имела «афганская проблема». Еще в 1978 г. между правительствами СССР и Афганистана был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, одна из статей которого предусматривала возможность предоставления военной помощи. Произошедший переворот в политическом руководстве (октябрь 1979 г.), смерть прежнего главы государства Тараки и приход к власти Амина, проводившего репрессии в стране, усиление исламской оппозиции вынудили Советский Союз к принятию силового решения. С 25 декабря 1979 г. начался постепенный ввод в Афганистан отдельных частей Советской армии.

Келейно принятое рядом высших руководителей СССР решение о вводе советских войск в Афганистан серьезно подорвало доверие к Советскому Союзу. Задуманная единовременная акция переросла в длительные широкомасштабные военные действия (1979-1989). Сама же афганская проблема не только не была решена таким путем, а, напротив, резко осложнилась.

В Афганистане погибло более 15 тысяч и было ранено 35 тысяч советских воинов, более 300 попали в плен или пропали без вести. Используя проблему Афганистана в качестве предлога, США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, бойкотировали Олимпийские игры 1980 г. в Москве. В это же время победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган, называвший Советский Союз "империей зла".


В начале 80-х гг. СССР втягивался в гонку ядерных вооружений, модернизировав ракеты средней дальности в Европейской части страны. В свою очередь, США размещали в странах Западной Европы свои ракеты. Напряжение в мире крайне возросло в 1983 г., когда советский истребитель сбил на дальневосточной границе СССР южнокорейский пассажирский самолет. Советская сторона, отрицавшая некоторое время факт уничтожения лайнера (явно ведомого разведывательными службами США над военными объектами СССР), в глазах мировой общественности оказалась виновной в инциденте, унесшем 250 жизней пассажиров.

В то же время СССР выступил с рядом мирных инициатив: в 1982 г. принял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие, в 1983 г. — не выводить в космос противоспутниковое оружие. Однако позиция западных стран по многим вопросам международной безопасности оставалась достаточно жесткой, не позволяя достичь взаимопонимания и сотрудничества в крайне опасный для человечества ситуации.

В целом международная обстановка во второй половине 60-х — начале 80-х гг. характеризовалась тенденцией перехода к разрядке напряженности. Однако эта политическая линия оказалась неустойчивой и в начале 80-х гг. была практически свернута. К сожалению, Советское руководство в своей внешней политике допустило ряд действий, которые не способствовали укреплению доверия к СССР и потеплению международного климата, позволило втянуть страну в бесперспективную и дорогостоящую гонку вооружений.

Страна

во второй половине 80—90-х гг.


13.1. «Перестройка»
С 1985 г. в СССР начались перемены, вошедшие в историю под названием «перестройка». В марте 1985 г., после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. Горбачев. Через месяц, в апреле состоялся Пленум ЦК КПСС, который на основе доклада М. Горбачева обсудил вопросы обновления советского общества. На Пленуме были названы узловые задачи ускорения социально-экономического развития страны: интенсификация, техническая реконструкция, ориентация на революционные формы НТР, изменение структурной политики, совершенствование хозяйственного механизма и повышение роли человеческого фактора. По сути речь шла о преодолении кризисной ситуации в стране.

В дальнейшем в ходе подготовки ХVII съезда и разработки Новой редакции Программы КПСС понятие стратегического курса ускорения расширилось: в экономике — интенсификация, в социальной сфере — утверждение социальной справедливости, в политической — социалистическое самоуправление, в духовной — гармоничное развитие личности.


Апрельский Пленум принято считать началом «перестройки», хотя сам этот термин появился позднее. Вначале руководство КПСС во главе с Горбачевым считало, что можно относительно быстро реализовать задуманные планы, прежде всего на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса. Упор делался на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

Одновременно были предприняты ряд непродуманных шагов, в том числе так называемые «меры по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное постановление ставило своей целью решение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь повышение дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качеству. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Несмотря на определенные достижения, экономический эффект этой реформы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет.

Постепенно термин «ускорение» начинает исчезать из употребления, поскольку в реальности развитие страны после 1985 г. не только не ускорилось, а, наоборот, все больше тормозилось. В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд новых программ, направленных на оздоровление экономической и социальной обстановки в стране. Однако экономические потери, вызванные последствием взрыва 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Сказывалось и продолжение афганской войны, на прекращение которой руководство страны еще не решалось. Также имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и оружия, вследствие падения цен на нефтепродукты и введения эмбарго на поставки вооружений в ряд стран - импортеров советского оружия.

Одной из ключевых задач перестройки была провозглашена радикальная экономическая реформа. Ее цель определялась руководством страны как переход от чрезмерно централизованной, командной системы управления экономикой к демократической, основанной преимущественно на экономических методах, на оптимальном сочетании централизма и самоуправления.


Были приняты новые законы: об индивидуальной трудовой деятельности, о государственном предприятии, о кооперации, об аренде и др. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Предприятия стали переводиться на хозрасчет, самофинансирование и самоуправление.

Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. В сельском хозяйстве было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовало около 7 млн. человек.

Вместе с тем очень живучими оказались стереотипы хозяйствования, стремление сохранить привычные командно-административные методы руководства экономикой. Начавшимся переменам оказывала сопротивление хозяйственная и партийная бюрократия. Даже к началу 1990-х гг. многие предприятия по-прежнему ориентировались на «вал».

Если в первые годы перестройки положение в экономике не вызывало опасений, то начиная с 1988 г. и, особенно, с 1989 г. ситуация стала быстро ухудшаться. Положения 12-го пятилетнего плана явно не вписывались в проводившиеся в стране преобразования. Прежняя административная система управления хозяйством терпела крах, а новая еще не была создана. Кроме того, своевременно не были проведены изменения в ценообразовании, в стабилизации финансов страны.

В аграрном секторе сохранялось директивное управление. Только к 1989 г. была заявлена возможность использования многообразия форм собственности, создания арендных, фермерских хозяйств, агрофирм.

Широкое развитие в стране получили кооперативы. В определенной мере они стали удовлетворять спрос на товары и услуги; вместе с тем они быстро врастали в «теневую» экономику, способствовали «отмыванию» капиталов, стимулировали преступность.

Большие издержки принесла плохо организованная конверсия оборонных предприятий и эмиссия бумажных денег, не обеспеченных товарным покрытием. Росли долги перед иностранными государствами. При этом полученные от них кредиты не оказывали заметного влияния на советскую экономику.


Одной из важнейших задач перестройки стала социальная переориентация экономики, поворот ее к удовлетворению запросов людей. Но и это направление не было реализовано. Продовольственная проблема не только не была решена, но обрела еще большую остроту; повсеместным явлением стали талоны. «Мыльным пузырем» оказался выдвинутый в начале перестройки лозунг «Каждой семье к 2000 году отдельную квартиру или дом».

Не происходило реальных сдвигов в модернизации легкой промышленности, изменении структуры экономики в сторону увеличения производства предметов потребления. Государственные заказы не выполнялись. К 1990 г. в обществе крепло мнение, что альтернативой административно-командной системе управления народным хозяйством является рыночная экономика.

К этому времени, на фоне процессов дезинтеграции Советского Союза, развал хозяйственных связей принял массовый характер. Требовалась четкая экономическая программа, способная стабилизировать ситуацию.

Представленная в апреле—мае 1990 г. программа правительства Н. Рыжкова (возглавил Совет Министров СССР в 1985 г.) не встретила поддержки в Верховном Совете РСФСР. Предложенные правительством Рыжкова сроки реформ (5-7 лет) не удовлетворили народных депутатов, которые выступали за немедленные преобразования.

Более того, как только этот документ была опубликован и население узнало о предусмотренном повышении цен, положение на потребительском рынке стало быстро ухудшаться. Началось быстрое сокращение товарных запасов в розничной торговле. Одновременно в мае—июне произошло абсолютное сокращение денежных вкладов населения. В октябре 1990 г. из основных 115 товаров культурно-бытового назначения в свободной продаже не было ни одного. За второе полугодие цены на колхозных рынках выросли в среднем в 2—3 раза.

К середине лета 1990 г. власти республик развернули борьбу с союзным центром практически по всему кругу экономических и политических проблем, в том числе и по таким жизненно важным, как контроль над банками и финансовыми ресурсами. Особенно острым становилось противостояние между новым руководством России в лице Б. Ельцина и руководством Союза в лице М. Горбачева. Ряд республик стал вводить таможни на границах.

Надежда на выход из этой ситуации появилась, когда М. Горбачев и Б. Ельцин договорились объединить усилия в разработке и реализации новой программы реформ. Группа ученых под руководством академика С. Шаталина разработала программу