Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«500 дней», которая в строго рассчитанные сроки предусматривала стабилизацию экономики за счет сокращения государственных расходов, ликвидации бюджетного дефицита, широкомасштабной приватизации, продажи земли, золота, валюты.

Однако эта программа не была поддержана на союзном уровне. Часть общества восприняла ее отрицательно, видя в ней путь к быстрой «капитализации» страны. Правительство Н. Рыжкова также отказалось рассматривать программу, расценив ее как документ популистского характера. Политике «умеренных реформ» Рыжкова был положен конец в декабре 1990 г., когда правительство было отправлено Горбачевым в отставку.

На экономическую ситуацию в стране самым непосредственным образом влияло политическое положение, резко ухудшившееся к концу 90-х гг. Еще в ходе подготовки январского (1987) Пленума ЦК КПСС по вопросам кадровой политики на первый план были уже выдвинуты задачи перестройки.

Перестройка понималась руководителями КПСС и страны как политика исправления ошибок, преодоления консерватизма и застойности. По мнению М. Горбачева, высказанному им в докладе к 70-летию Октября, перестройка — «это сравнительно длительный процесс революционного обновления общества». Цель перестройки определялась в документах КПСС как необходимость теоретически и практически полностью восстановить ленинскую концепцию социализма, в которой приоритет был за человеком труда, его идеалами и интересами.

Начиная с 1988 г. в обществе все яснее стали проявляться различные подходы к перестройке, к оценке ее целей, темпов и характера. В среде политических сил, выступавших за радикальные преобразования, приобретала популярность идея отказа от социалистических ценностей. Свое конкретное воплощение она получила в документах партий и движений, называвших себя демократическими.

В руководстве КПСС стали выделяться две группы деятелей : ортодоксальная (Е. Лигачев) и реформаторская (А. Яковлев). Горбачев пытался сохранить центристские позиции, но на практике эти попытки свелись в тактике лавирования.

В1988-1989 гг., в условиях нарастающего в стране экономического и политического кризиса, в обществе крепло мнение о необходимости перестроечных процессов вне рамок социализма. Неспособность Горбачева и его окружения добиться реальных позитивных сдвигов стало рассматриваться в широких массах населения как неспособность КПСС и социализма к самосовершенствованию. Авторитет Горбачева, вначале очень высокий, стал быстро снижаться.


В этих условиях М. Горбачев и его сторонники приходят к выводу, что без преобразований политической системы перестройка в других сферах не осуществима. В 1988 г. в Советском союзе инициируется политическая реформа, призванная привлечь население к решению стаявших перед страной проблем.

Была поставлена задача восстановить полновластие Советов, отделить органы Компартии от государства. Высшим органом власти в СССР становится Съезд народных депутатов. Им формировался Верховный Совет, который являл собой постоянно действующий парламент. Был создан Комитет конституционного надзора, призванный следить за соблюдением Конституции и соответствием ей законов и нормативных актов.

25 мая 1989 г. в Москве открылся I Съезд народных депутатов СССР, который взял на себя всю полноту власти в стране. При формировании Съезда 1/3 депутатов была избрана не в ходе всеобщего голосования, а путем делегирования от общественных организаций.

Настороженное отношение к вопросу о всеобщих выборах была проявлена М. Горбачевым и при избрании Президента СССР. В поправке к Конституции было специально оговорено, что первый Президент избирается не всенародно, а Съездом народных депутатов. В марте 1990 г. Съезд народных депутатов СССР избрал М. Горбачева Президентом страны.

В годы перестройки новым фактором политической жизни страны становится многопартийность. Весной 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР, в которой фиксировалась «руководящая и направляющая роль» КПСС. Происходило складывание новых партий и движений, официально оформившихся после принятия в октябре 1990 г. Закона об общественных объединениях. К концу 1991 г. в России Минюстом РСФСР было зарегистрировано уже 13 партий.

До августа 1991 г. крупнейшей партией в Союзе и республиках оставалась КПСС, хотя ее численность постепенно сокращалась. Она все больше теряла общественный авторитет и утрачивала политическую инициативу. Партаппарат тормозил прогрессивные реформы, а рядовые коммунисты, скованные старыми нормами дисциплины и Уставом КПСС, не могли повлиять на решения вышестоящих органов.

Позиции ортодоксального крыла в КПСС усилилось после создания в 1990 г. Компартии РСФСР. Ее первым секретарем был избран И. Полозков, не пользовавшийся авторитетом ни в обществе, ни в среде коммунистов. С созданием ЦК КП РСФСР в КПСС усилилась дезорганизация и региональная разобщенность.


В самой КПСС возникли новые группы и фракции: Демократическая платформа, Марксистская платформа, движение Коммунистической инициативы, Демократическая партия коммунистов России, группа Н. Андреевой. В 1990 г. из партии вышли представители Демократической платформы, Б. Ельцин, новые руководители Москвы и Ленинграда — Г. Попов и А. Собчак. В июле 1991 г. Компартию РСФСР покинула ДПКР во главе с избранным вице-президентом России А. Руцким (эта организация получила позднее название Народная партия свободной России).

13.2. Национальные и межнациональные процессы
В 1989 г. была принята платформа КПСС под названием «Национальная политика партии в современных условиях». Партия поставила задачу обновить Союз на демократических принципах, сохранив его вместе с тем как единое государство. Однако нарастающие противоречия между союзными и республиканскими властями обернулись на практике усилением центробежных тенденций. Если в 1989 г. практически ни одна из республик не выступала против свободной федерации, то в 1991 г. республики Прибалтики и Грузия отказались даже от конфедерации, а Молдова, Украина и Армения — от федеративного устройства Союза.

Активизация сил национализма и сепаратизма обернулась вооруженными выступлениями; дело дошло до кровавых столкновений в Нагорном Карабахе, Фергане, Ошской области. Союзное руководство в этих конфликтах растеряло свой авторитет, упустив их начало, не наказав показательно преступников. Правительство проявляло нерешительность, не сумело обеспечить безопасность граждан разных национальностей, бездумно применяло армейские силы (в Тбилиси, Баку, Вильнюсе).

Страну заполнили сотни тысяч беженцев, но их статус официально не признавался, союзное государство не обеспечило им должной защиты.

В ходе перестройки республики двигались по пути реального закрепления своих суверенных прав. Но союзное руководство, на словах декларируя свою поддержку демократическим движениям, по-прежнему стремилось решать возникавшие вопросы по-старому, путем диктата из центра.

Процессы «суверенизации» усилились, когда 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете Российской Федерации. Будучи основой Союза, ядром государства, РСФСР скрепляла его. Российский же суверенитет неизбежно ускорил развал СССР.

По пути суверенитета пошли и бывшие автономные образования, народы, которые не захотели признать себя «ниже» народов бывших союзных республик. Этому способствовала и позиция руководителя РСФСР Б. Ельцина, который, борясь с союзным центром, предложил автономиям России «глотать» столько суверенитета, сколько они смогут «переварить».

Однако образование независимых государств не гарантировало реального соблюдения в них прав граждан другой национальной принадлежности. Например, в Прибалтике были приняты законы, ущемляющие права некоренного населения, делающие его «второсортным».


Таким образом, межнациональные и национально-государственные проблемы приобрели в начале 1990-х гг. крайнюю остроту. Неспособность, а порой и нежелание центральных властей решать их в соответствии с потребностями социально-экономического и политического обновления страны привели СССР к ситуации хаоса и, в конечном счете, государственному распаду.
13.3. Международная политика
Во второй половине 80-х гг. Советский Союз проводил активную международную политику, направленную на сохранение и укрепление мира. С именами М. Горбачева, Э. Шеварднадзе связано понятие, вошедшее в международный лексикон, — новое политическое мышление.

Основной принцип нового мышления состоял в том, что ядерная война не могла быть средством достижения каких бы то ни было целей. В глобальном конфликте не будет ни победителей, ни побежденных; новая мировая война грозила гибелью всего человечества.

Решающее значение приобретала проблема выживания человечества, а мирное сосуществование становилось единственно возможным способом отношений между государствами.

В августе 1985 г. СССР объявил односторонний мораторий на все виды ядерных испытаний и соблюдал его 539 дней (но США к нему не присоединились).

В январе 1986 г. была выдвинута Программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000 г. СССР предлагал меры по запрещению химического оружия, сокращению вооружений в Европе. Во время визита Горбачева в Индию в 1986 г. была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачев предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шел на большие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

Советская дипломатия доказывала, что безопасность не может быть обеспечена военными средствами. Подразумевалось, что все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В 1987 г. страны — участницы Организации Варшавского Договора, в том числе СССР, приняли документ о строго оборонительном характере их военной доктрины. В том же году на состоявшейся в Вашингтоне третьей встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачева стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В течение трех лет Советский Союз брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США - 869.