Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 

1)       уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям;

2)       в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения. Сохранение старого в новом, в «снятом», т. е. преобразованном виде, выражается через категорию «преемственность» (преемственность в развитии научных теорий, например). 

В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу «или» – «или». Этим страдала теория пролеткульта, некоторые теории исторического круговорота. В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового. Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира.

Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т. д., в общем, один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. 

Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т. е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими – не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой. Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным. Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Действие данного закона четко видно в периодическом законе химических элементов, в развитии живых организмов, в их онтогенезе и филогенезе, в общественной жизни – во взаимодействии производительных сил и производственных отношений. 


Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметить один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона – в переходе к более высокой основе, возвращении назад, повторении пройденного, но на новой ступени, т. е. как бы по спирали. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов. 

 

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

 

Категориями называют абстрактные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов, явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентрируют в себе и выражают достигнутые знания. Изучение темы можно начать с выяснения взаимосвязи философских законов и категорий, их особенностей, что и отделяет их от понятий и законов других наук. Философские категории отражают стороны, свойства и отношения, присущие всем формам движения материи, всем процессам и явлениям, то есть они имеют всеобщий характер. И как все элементы диалектики, обладающие мировоззренческими, методологическими, гносеологическими и логическими функциями, они не только концентрируют в себе ранее полученные знания, но и выступают в качестве орудия дальнейшего познания и форм абстрактного логического мышления. Законы, изучаемые философией, тоже всеобщи, действуют во всех областях действительности, явлениях и процессах, обладают такими же функциями, как и категории. Этим они отличаются от законов частных наук. А каково соотношение законов и категорий философии? Здесь следует иметь в виду различие между объективными законами и законами науки, которые представляют собой отражение объективных законов, являются идеальными и относятся к сознанию. Будучи понятиями категории, как и законы науки, тоже относятся к сознанию. Таким образом, можно сказать, что все законы и категории субъективны по форме и объективны по своему содержанию. Большая часть категорий отражает всеобщее в отдельных сторонах и свойствах предметов и процессов. Например, качество, противоположность, содержание, форма и т. д. Законы выражают связи между сторонами и свойствами явлений. Некоторые категории тоже выражают связи: причинность, противоречие и др. Но их взаимосвязанность носит, по существу, характер закона. Отдельные категории чрезвычайно объемны, они обозначают формы существования материи, ее коренные свойства. Это – «движение», «развитие», «пространство», «время». Категория «бытие» – предельно широкое понятие. С помощью категории выражаются содержание и формулировка законов. Поэтому законы и категории должны изучаться совместно. Рассматривая тот или иной закон, мы одновременно усваиваем содержание категории, которые его выражают. А изучая категории, раскрываем законы диалектики. Так это происходит, например, при изучении категорий «причинность» и «противоречие». Это станет еще очевиднее, если принять во внимание, что взаимосвязь парных, соотносительных категорий точно отражает законы диалектики – закон единства формы и содержания, сущности и явления и др., которые в литературе называются неосновными законами в отличие от трех основных законов диалектики. 


 

Единичное, особенное, общее


 

Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего. Отдельное – относительно обособленное образование: тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное – это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее – существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное – не одно и то же. Отдельное – это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойственны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т. е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности, диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. Например, Иван – человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, которые присущи всем людям, в частности, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие «береза» отражает и то, что присуще каждой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический код и т. д.). Общее так же объективно, как и единичное. Категория «общее» может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее, животное, живое существо, материальное образование. Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве – как единичное.
Общее же может выступать в двух качествах, а именно: оно выступает в своем качестве как общее по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория «особенное». Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие «русский» является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие «русский» есть единичное по отношению к понятию «славянин». Здесь понятие «русский» есть особенное. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное – есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным. Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и явления реальной действительности и познания, в частности проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих законов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности применения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового общественного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфических формах, так как общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная экономика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского характера. Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания, а именно: действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него – к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но, познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т. е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания. 

 

Причина и следствие


 

Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. Причиной явлений правильно