Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании биологической эволюции развиваются и свойственные живой материи формы отражения, без которых не только невозможно регулирование организмом своих взаимоотношений с внешней средой, но и невозможна также сама эволюция живого. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, всему живому, является раздражимостью. Эта форма отражения предшествует возникновению психики и представляет собой ответную реакцию организма на внешние воздействия, раздражения.

Раздражимость проявляется в разнообразных формах. Источниками раздражений являются различные факторы среды: свет, тепловая энергия, изменение влажности, химические, механические воздействия и др. Возникающие при этом движения (например тропизмы, т. е. складывание и распускание листьев у мимозы, свёртывание листьев у мухоловки и росянки – растений, способных переваривать насекомых, и т. п.) представляют собой элементарные формы объективно целесообразной реакции. Норма отражения и характер целесообразности на этой ступени ещё очень примитивны, несовершенны. Росянка, например, реагирует одинаково на попадание на ее листья полезного для нее насекомого и бесполезной песчинки.

На ранних ступенях развития жизни раздражимость проявляется в нормальных случаях лишь по отношению к таким воздействиям, которые непосредственно влияют на жизнь организмов, имеют прямое отношение к осуществлению таких основных жизненных функций, как питание, самосохранение, воспроизведение. На другие же воздействия примитивные животные почти не реагируют. Таким образом, диапазон явлений, отражаемых в виде раздражимости, сравнительно узок, а само отражение грубо, несовершенно.

По мере дальнейшей эволюции организмов происходит постепенное усложнение организации живых существ, дифференциация и специализация соответствующих органов и их функций. На этой основе развивается новая форма раздражимости, состоящая в том, что организмы реагируют не только на факторы среды, имеющие для них непосредственное значение, но и на те, которые играют роль сигналов об этих факторах.

На определённом этапе развития раздражимость превращается в способность ощущать. Появление ощущений означает новый этап в развитии форм отражения, свойственного живой материи. Это начало возникновения психики как отражательной деятельности мозга, нервной системы.


Благодаря нервной системе животные получают возможность более совершенно приспосабливаться к окружающей среде, более гибко и успешно ориентироваться в ней и, таким образом, более адекватно отражать отдельные свойства и даже некоторые связи в окружающей среде.

Информация, получаемая из внешнего мира, поступает в центральную нервную систему, где она перерабатывается и направляется к действующим органам, мышцам, железам, благодаря чему организм определенным образом реагирует на различные внешние условия.

Такая реакция организма или его органов в ответ на внешние раздражения происходит при непременном участии нервной системы, включая и её внешний отдел – кору головного мозга, – называется рефлексом, а путь, по которому проходит рефлекс, – рефлекторной дугой.

Рассматривая ближе эту в высшей степени сложную деятельность нервной системы, мы убеждаемся, что ощущения представляют собой её необходимое и существенное звено.

Ощущение –это внутренняя сторона, своеобразное внутреннее состояние нервной системы, которое заключается в отображении различных свойств, явлений, предметов внешнего мира. Ощущение есть элементарный внутренний (субъективный) образ внешнего мира, создаваемый нервной системой при формировании как безусловных, так и условных рефлексов.

В ходе биологической эволюции изменяется характер нервной деятельности, постепенно условные рефлексы получают перевес над безусловными. При этом сама условно-рефлекторная деятельность становится более разнообразной, совершенной и перемещается в высшие отделы центральной нервной системы – кору головного мозга.

В развитии условно-рефлекторной деятельности обнаруживается сигнальная функция ощущений. Обычные раздражители, отражаемые нервной системой в виде звуков, цветов, запахов и других ощущений, становятся сигналами безусловных раздражителей. Например, запах связывается с видом и вкусом пищи или обликом врага и т. п. Выполняя функцию сигнала, ощущение, однако, не перестает быть образом, отображением внешнего мира. Оно является отображением тех свойств условного раздражителя, с которым связано непосредственно, хотя эти свойства могут быть безразличными для организма в биологическом отношении, и тем самым оно выступает как сигнал по отношению к другим явлениям, непосредственно не данным, но биологически важным.

Развитие психики у млекопитающих, у обезьян, и в особенности у человекоподобных обезьян, представляет собой следующий этап в эволюции форм отражения. Эта ступень характеризуется развитием представлений, ассоциаций представлений и даже целых цепей таких ассоциаций, в которых отражаются не только предметы и явления, но и довольно сложные отношения между ними. И. П. Павлов назвал этот вид психического отражения ручным, или конкретным, «мышлением». Эти обезьяны реагируют не только на отдельные предметы и их свойства, но также и на сложные отношения между ними. Для того, чтобы достать далеко расположенный плод, после неудачных попыток сделать это рукой или короткой палкой в
конце концов обезьяны достигали цели, соединяя две короткие палки в одну длинную; составляли вместе ящики, для того чтобы дотянуться до высоко подвешенной приманки; заливали водой огонь, преграждавший им путь к пище. При этом обнаружилось, что обезьяны делают эти сложные операции, не размышляя, как человек над поставленной задачей и не оперируя произвольно своими представлениями, а достигают результата путем «проб и ошибок» и приходят к правильному решению только в процессе самого действия. Здесь мы имеем дело с системой условных рефлексов, в которую включаются ассоциации представлений. Но эти представления элементарны, отрывочны, приурочены только к данной ситуации.

Хотя поведение животных, особенно высокоразвитых, свидетельствуют об их способности отражать сложные связи и отношения между явлениями окружающей их среды, нельзя отождествлять их психику с сознанием человека. У животных нет присущих только человеческому сознанию произвольного оперирования представлениями, осмысленности отражения, т. е. осознания не только внешней среды, но и своего отношения к ней. В отличие от человека у животных нет ещё понятийного мышления.

Материальную основу сознания, психики раскрывают не только такие науки, как физиология и психология. Возникшая в 40-х годах XX в. новая наука кибернетика вносит свой значительный интересный вклад в познание материальных основ, механизмов, закономерностей отражательной деятельности животных и человека. Кибернетика показала, что можно построить, искусственно создать такие материальные системы, которые выполняют функции, аналогичные некоторым психическим функциям живых организмов и их нервной системы. Созданы устройства, моделирующие условные рефлексы, способность к «обучению» животных.

Переход от природы к человеческому обществу был величайшим революционным скачком.

От присвоения с помощью естественных органов только готовых продуктов природы предки человека переходят к производству средств существования при помощи искусственных орудий труда и к производству самих орудий производства. Таким образом, труд выделил человека из мира животных и стал необходимым условием существования и дальнейшего развития общества, его отличительной чертой.

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Объективный мир вещей, их свойств и отношений отражается в человеческом мозгу в виде их идеального снимка, образа, «слепка». Такое отражение в человеческом мозгу не есть перемещение материального состава самих вещей в вещество мозга: образ огня не жжёт, образ камня лишен веса и твёрдости. Известно также, что «духовный мир» человека нельзя ни осязать, ни обнаружить физическими приборами или химическими реактивами. Можно разделить на мельчайшие дольки весь мозг человека, но ни вещей, ни мыслей о них не найдёшь. Физиологическими исследованиями можно лишь фиксировать распределение нервных процессов, а не то содержание, которое в них зашифровано. Но всем также известен факт, что образы, мысли – не миражи, а реальная сила, регулирующая человеческое поведение. Это идеальная форма нашей активности. С помощью умственных действий человек способен предварять свои практические действия, предвидеть события. Человек может строить в своей голове модели и прошлого, и настоящего, и будущего.


Всё это говорит о том, что отраженная в мозгу человека вещь существует там иначе, чем она существует объективно.

Образы вещей могут быть чувственными, наглядными (например визуально сходными со своими оригиналами), но могут быть и понятными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи компонентов). Идеальность образов состоит лишь в том, что он не сводим ни к определённым внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не являются образом. Физиологические процессы коры головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения.

Чувственные образы, существуя у нас в голове, осознаются нами как существующие вне нас. Эта способность возникла в результате длительной эволюции животного мира и общественно-исторической практики человечества. «Перенос» наших образов вовне есть не что иное, как соотношение этих образов с тем местом, с той обстановкой, с теми предметами, которые были отражены в нашем мозгу.

Вместе с тем сознание существует не только как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают, таким образом, относительно самостоятельный характер, становясь достоянием всего человечества.

Нельзя отрицать реальность сознания. Такой реальностью является вся духовная культура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Идеальные образы, возникающие в голове человека, выражаются в словах и математических формах, чертежах и художественных изображениях. Но это даёт нам право рассматривать сознание как особую субстанцию независимую от материального мира. Если бы сознание было каким-то самостоятельным бытием, несопоставимым с внешним миром, то познание мира и практическое воздействие человека на него были бы невозможны.

 

СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

В ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ

 

Мозг человека представляет собой чрезвычайно сложный нервный аппарат, который состоит из громадного числа нервных клеток. Их насчитывается около 11-ти миллиардов. Каждая из клеток взаимодействует с тысячами других, образуя в целом гигантскую цепь связей, по нервным волокнам уходящих к нервным окончаниям внутренних и внешних органов чувств.


Выдающиеся русские учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их последователи выдвинули и развили идею о том, что психика, сознание по своему материальному механизму носят рефлекторный характер. Сеченов показал, что все акты как сознательной, так и бессознательной жизни по способу своего образования – суть рефлексы, которые делятся на три главных звена:

-            начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;

-            среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений,

мыслей и т. д.);

-            конечное звено – внешние движения.

Павлов показал, что в коре больших полушарий головного мозга в результате одновременного действия условного и безусловного раздражителей образуются временные связи, ассоциации. Важным принципом рефлекторной теории является принцип подкрепления: закрепляется та связь, которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление же осуществляется с помощью механизма обратной связи. Её жизненный смысл состоит в том, чтобы постоянно ставить в известность мозг о происходящем в управляемой им системе. Причём если для выработки условного рефлекса у животных необходимо, чтобы ранее безразличный раздражитель вступил в связь лишь с биологически важным раздражителем, то у человека фактором подкрепления может служить прежде всего общественная значимость явления, моральный стимул и т. п.

В исследовании мозга применяется сложная электронная аппаратура. Анализ работы мозга ведётся на клеточном и молекулярном уровнях, изучается жизнедеятельность отдельных нервных клеток (нейронов) или даже отдельных их частей. Многочисленные нервные клетки могут осуществлять довольно сложные функции. Так, они могут различать внешние воздействия, запоминать их, отвечать на их воздействия. Однако если внешнее воздействие будет монотонно повторяться, то клетка может вскоре перестать реагировать на данный раздражитель. Такого рода клетки мозга называются клетками новизны.

Исследованы также нейроны, которые выполняют и другие функции переработки поступающей в мозг информации. Например, при помощи контрастных веществ, которые вводятся в сосуды мозга, получают снимки этих сосудов и на этом основании судят о состоянии и работе мозга.

Человеческий мозг представляет собой сложную живую функциональную систему. Подлинно научное понимание функционирования этой системы предполагает обобщение достижений,