Файл: Авиастроение основные центры, сравнительная характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ГАГАРИНА Ю.А.»

Социально - экономический институт

Кафедра таможенного дела и товароведения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономический потенциал таможенной территории»

на тему: «Авиастроение: основные центры, сравнительная характеристика»

Выполнил:

студент СЭИ

гр. с-ТЖДэ-31

очной формы обучения

Нежурина Ангелина Сергеевна

_____________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Земскова Ирина Анатольевна

______________________________

(подпись)

Курсовая работа допущена к защите

______________________________

(дата, подпись)

Курсовая работа защищена на оценку

«______________»

_______________________________

(дата, подпись научного руководителя)

_____________________________

(подпись, Ф.И.О. преподавателя)

САРАТОВ 2021


Введение 3

1 глава Теоретические основы авиастроение в России 5

1.1 Понятие и общая характеристика авиастроения 5

1.2 Технологический процесс 6

1.3 Этапы развития отрасли и её современная структура 12

2 глава Основные центры авиастроения и их сравнительная характеристика 19

2.1 Анализ основных центров авиастроения России 19

2.2 Сравнительная характеристика основных центров авиастроения России 23

Заключение 33

Список использованной литературы 35


Введение


Актуальность темы обоснована тем, что авиационная отрасль отечественной экономики — одна из ключевых высокотехнологичных отраслей российской промышленности. Авиастроение является отраслью, обеспечивающей обороноспособность страны и достижение ее геополитических интересов. Также стоит отметить, что авиационная отрасль России — системообразующая отрасль. Она объединяет многочисленные регионы России в единую социально-экономическую систему посредством развития транспортной системы. Развитие авиапрома обеспечивает мультипликативный эффект для развития промышленности в стране. В силу данных фактов
, проблемы и успехи авиационной отрасли приобретают национальный масштаб, привлекают повышенное внимание органов государственного управления. В частности, разрабатываются государственные стратегии и программы развития отрасли, направленные на ее развитие. Следовательно, исследуемая тематика характеризуется высоким уровнем актуальности и значимости для развития российской экономики в целом.

Актуальность темы определяет цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель курсовой работы – проанализировать состояние авиастроения на сегодняшний день и дать характеристику основным центрам авиастроения.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть историю становления и развития авиастроения;

— проанализировать общую характеристику авиастроения;

— охарактеризовать современную структуру отрасли;

— проанализировать технологический процесс;

— дать характеристику основных центров авиастроения.

Объект исследования – авиастроение как авиационная отрасль российской экономики.

Предмет исследования – основные центры авиастроения России.

Практическая значимость проведенного в курсовой работе исследования обоснована выводами, сделанными на основе изучения истории, характеристики, проблем и перспектив развития авиастроения, по данным учебных пособий, монографий и публикаций отечественных авторов, статистических и аналитических материалов, характеризующих развитие авиационной отрасли.

Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение и список литературы.

Степень разработанности проблемы охарактеризована тем, что изучению истории, характеристики, проблем и перспектив развития авиастроения посвящен широкий комплекс учебных пособий, монографий и публикаций многих отечественных авторов: Е.П. Зерновой, В.А. Хайтбаева, О.А. Немчинова, П.П. Белоусова, М.В. Сафронова, М.А. Еленцовой, А.С. Ивановой, Е.А. Матвеевой, В.В. Пирогова и др.

Следует отметить, что наблюдается нехватка работ, характеризующих современный этап развития авиастроения, с учетом всех изменений в нормативно-правовую базу, а также аналитических материалов
, позволяющих анализировать динамику и тенденции развития отрасли.


1 глава Теоретические основы авиастроение в России

1.1 Понятие и общая характеристика авиастроения


Авиастроение сегодня - одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в авиастроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. Авиастроение - это та отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и авиастроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии.1

Авиастроение — отрасль общего машиностроения развивающаяся на базе предприятий авиационной промышленности — направление межгосударственной состязательной научно-технической и производственной деятельности, обеспечивающая необходимые условия для создания и внедрения в серийное производство, в установленные сроки, перспективных летательных аппаратов (ЛА) различного назначения, используемых в пределах земной атмосферы и удовлетворяющих требованиям заказчика.2 Определяет собой ряд направлений совместной научно-технической и производственной деятельности различных предприятий: учебных, научно-исследовательских, проектных, лётно-испытательных, промышленных предприятий общего машиностроения (включая предприятия авиационной промышленности), а также различных предприятий смежных отраслей промышленности. Развитие авиастроения стимулируется текущими потребностями обеспечения обороноспособности и экономического развития государств и достигается взаимодействием и прогрессом в областях развития авиационной науки, техники, технологии производства, накапливаемым опытом наземной и лётной эксплуатации опытных и серийных ЛА различного назначения. Достижения в областях авиастроения имеют принципиальное значение в обеспечении обороноспособности, геополитического и технико-экономического суверенитета — в первую очередь для экономически развитых государств. В государствах с жёсткой централизацией управления экономикой, в общей структуре производственных элементов авиастроения — предприятия авиационной промышленности являются исполнительным базисом опытного и серийного производства. Виды производственной деятельности в области авиастроения подразделяется на следующие направления: дирижаблестроение, самолётостроение, вертолётостроение, авиадвигателестроение и т. д.


1.2 Технологический процесс



Центральное место в этом процессе занимает проектирование, которое требует огромного объема различного рода исследований, вычислений, графических работ и т.д.

Для реализации процесса проектирования в опытно-конструкторских бюро работают специалисты различных технических областей, действуют сложные лабораторные и производственные подразделения.

Авиакомплексы обычно включают в себя такие структурные подразделения: опытно-конструкторское бюро, опытное производство, летно-испытательная и доводочная база.

Весь цикл создания воздушных судов обеспечивает: проектирование, постройку,испытания и сертификацию самолетов.

Процесс создания самолета включает в себя несколько этапов:

1.Разработка аванпроекта;

2.Создание эскизного проекта, макета, технического проекта;

3.Рабочее проектирование;

4.Постройка, летные испытания и сертификация опытных образцов;

5.Участие в серийном производстве.

Результатом работы на начальном этапе эскизного проектирования является аванпроект, эскизный проект, технический проект и макет самолета в зависимости от этапа разработки.

Рассмотренный и утвержденный заказчиком проект является основой для выполнения детальной разработки подразделениями ОКБ.

Результатом процесса проектирования самолета является техническое предложение по изделию, ознакомление с которым происходит в соответствующих инстанциях:

-научно-исследовательских институтах отрасли;

-у потенциального заказчика;

-государственных структурах РФ;

После получения положительного заключения на техническое предложение, начинается создание эскизного проекта с участием средств заказчика изделия. На этом этапе идет детальная проработка проекта с учетом требований авиационных правил (АП) и политики компании в области обеспечения качества. Работа проводится более широко, с привлечением НИИ, промышленности, проведением экспериментальных исследований, привлечением разработчиков двигателей, бортовых систем и оборудования.

Разработка проектов сосредотачивается в бюро эскизных проектов (БП), в состав которого входят отделы компоновки самолета, бортовых систем, аэродинамики, весового контроля, проектирования аэродинамических моделей. Бюро проектов проводит эту работу под руководством Генерального директора - Генерального конструктора.