Файл: Авиастроение основные центры, сравнительная характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).

В роли поставщиков для обеспечения бесперебойной работы авиационной промышленности выступают многие отрасли промышленности, например, электронная и радиотехническая промышленности.

Развитие авиастроения является одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. В 2017 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия направлена на интенсификацию развития авиационной промышленности в Российской Федерации и устранение принципиальных системных ограничений в этой сфере. Она определяет цели и задачи долгосрочного развития отрасли с учетом глобальных трендов, имеющихся технологических и производственных заделов, а также приоритетов, заданных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2017 г. № 91, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.8

В Стратегии содержится анализ текущего состояния авиационной промышленности в Российской Федерации, Задается гармонизированная система отраслевого целеполагания, приводится перечень мероприятий, реализация которых необходима и достаточна для достижения поставленной цели, анализируются риски и определяются источники финансирования запланированных мероприятий, определяется порядок мониторинга и контроля реализации Стратегии.

Исходя из данной стратегии
, Авиационный промышленный комплекс Российской Федерации представлен промышленными и научными организациями, расположенными по всей территории страны, во всех федеральных округах.

Крупнейшие промышленные предприятия отрасли базируются в Центральном федеральном округе (ПАО «ОДК-Сатурн», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «РПЗ»), Приволжском федеральном округе (ПАО «ОДК-УМПО», ПАО «Кузнецов», АО «Авиастар-CП», АО «Авиаагрегат», АО «УКБП», ПАО «Казанский вертолетный завод»), Южном федеральном округе (ОАО «Роствертол»), Сибирском федеральном округе (Иркутский авиационный завод, АО «Улан-Удэнский авиационный завод») и Дальневосточном Федеральном округе («КнААЗ им. Ю. А. Гагарина», Филиал ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», ПАО «Арсеньевская Авиационная Компания «ПРОГРЕСС» им. Н. И. Сазыкина»).

Крупнейшие научные центры и конструкторские бюро, имеющие мировую известность, представлены в Центральном федеральном округе (ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова», ОАО «НИАТ», АО «Гражданские самолеты Сухого», филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», АО «РСК «МиГ», ПАО «Туполев», АО «Авиационный комплекс имени В.С. Ильюшина», АО «МВЗ им. М. Л. Миля», АО «Камов», АО «НИИАО», АО «РПКБ»), Приволжском федеральном округе (АО «Авиадвигатель», «ОКБ Ротор»), Сибирском федеральном округе (ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина») и Южном федеральном округе (ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»).

В Российской Федерации сформирована система профессионального образования, в рамках которой осуществляется подготовка по направлениям и специальностям, востребованным в авиационной промышленности. Среди крупнейших высших учебных заведений ― «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», «Самарский национальный Исследовательский университет имени академика С.П. Королева», «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ» и т.д.9

Таким образом, приходим к выводу, что авиационная промышленность России — отрасль российского машиностроения.


Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:

• Национальный институт авиационных технологий (НИАТ);

• Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);

• Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);

• Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);

• Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);

• Обнинское НПО «Технология».

Каждый центр авиастроения играет огромную роль в развитии потенциала страны.

2.2 Сравнительная характеристика основных центров авиастроения России


Основные активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных государственных холдингах: «Объединённая авиастроительная корпорация»(ОАК) (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и «Ростех» (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.10

Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:

Фонд перспективных исследований (ФПИ):

Российский Фонд перспективных исследований (ФПИ) является аналогом американского DARPA, который занимается научными исследованиями и разработками в интересах обороны и безопасности государства.

Фонд работает с 2012 года. Цель фонда — содействие работе над научными исследованиями и разработками в интересах обороны страны и безопасности государства. Деятельность ведется по трем основным направлениям — химико-биологическому и медицинскому, физико-техническому, информационному. В конце 2015 года в структуре ФПИ был создан Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники. Фонд работает более чем над 60 проектами, для них созданы свыше 40 лабораторий в ведущих университетах, НИИ и оборонных предприятиях. У России такие возможности есть, поскольку у нее есть ведущие авиационные сертификационные центры — ЦАГИ, ГосНИИ авиационных систем, ГосНИИ гражданской авиации и другие:

  • Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);

  • Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);

  • Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);

  • Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);

  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).

  • Национальный институт авиационных технологий (НИАТ).

  • Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).

Основные производственные площадки:

  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Су-35, Су-57, Sukhoi Superjet 100).

  • Иркутский авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Як-130, Як-152, МС-21).

  • Новосибирский авиационный завод (выпуск самолётов Су-34).

  • Авиастар-СП (выпуск самолётов Ил-76 и Ту-204).

  • Казанский авиационный завод (выпуск самолётов Ту-214).

  • Воронежское акционерное самолётостроительное общество (выпуск самолётов Ил-96, Ил-112В).

  • Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (выпуск самолётов Бе-200).

  • Роствертол (выпуск вертолётов Ми-28, Ми-35, Ми-26).

  • Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (выпуск вертолётов Ка-52).

  • Казанский вертолётный завод (выпуск вертолётов серии Ми-8, Ми-38, Ансат).

  • Улан-Удэнский авиазавод (выпуск вертолётов серии Ми-8).

  • Кумертауское авиационное производственное предприятие (выпуск вертолётов Ка-226, Ка-32, Ка-28, Ка-31).


Объединённая двигателестроительная корпорация-ОДК (дочерние компании АО):

  • ПАО«ОДК-Сатурн» (авиационные двигатели).

  • «ОДК-Климов» (двигатели для самолётов и вертолётов).

  • ПАО«ОДК-Кузнецов» (авиационные двигатели и ракетные двигатели).

  • ПАО«ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (газотурбинные двигатели для военной авиации).

  • «ОДК-Пермские моторы» (авиадвигатели для гражданской авиации).

  • «ОДК-Авиадвигатель» (газотурбинные двигатели для авиации).

  • «ОДК-Стар» (системы автоматического управления двигателей самолётов и промышленных двигателей).

  • ОДК — Газовые турбины.

  • «ОДК-Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва» (авиационные двигатели).11

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») — авиационный государственный научный центр России.

ЦАГИ сотрудничает более чем с 50 ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами и научными центрами Америки, Европы и Азии в области теоретических и экспериментальных исследований. За последние 10 лет институтом выполнено свыше 300 контрактов и грантов.

В распоряжении института — более 60 аэродинамических труб и испытательных стендов для исследования прочности, акустики, аэрогидродинамики и динамики летательных аппаратов.

Основные направления деятельности :

  1. теоретические, экспериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полёта, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных летательных аппаратов, уникальных экспериментальных установок, гидродинамики и аэроакустики, в том числе разработки в области нанотехнологий

  2. участие в испытаниях и сертификация летательных аппаратов

  3. проектирование аэродинамических труб и стендов

  4. разработка численных методов и программного обеспечения

  5. внешнеэкономическая деятельность.

Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ им. П. И. Баранова) — государственный научный центр Российской Федерации в области авиакосмического двигателестроения (научно-исследовательский институт). Располагается на двух площадках — в районе Лефортово Юго-Восточного административного округа Москвы (м. «Авиамоторная») и вблизи Лыткарино Московской области.