Файл: Авиастроение основные центры, сравнительная характеристика.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 глава Теоретические основы авиастроение в России
1.1 Понятие и общая характеристика авиастроения
1.3 Этапы развития отрасли и её современная структура
2 глава Основные центры авиастроения и их сравнительная характеристика
2.1 Анализ основных центров авиастроения России
2.2 Сравнительная характеристика основных центров авиастроения России
12
В 1953 году в подмосковном Тураево был организован филиал ЦИАМ, испытательная база, которая с годами превратилась в Научно-испытательный центр (НИЦ) ЦИАМ. По состоянию на 2015 год в НИЦ было 8 стендов для натурных испытаний двигателей и 50 стендов для испытаний узлов и систем двигателей, более 100 стендов и установок задействованы в испытаниях на прочность.
Направления деятельности института:
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ) — государственный научный центр Российской Федерации в области материаловедения. В институте реализован полный инновационный цикл – от фундаментальных и прикладных исследований до создания высокотехнологичных наукоемких производств по выпуску материалов нового поколения, полуфабрикатов и уникального технологического оборудования. Специалисты ВИАМ разрабатывают и поставляют широкую номенклатуру металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов и средств защиты от коррозионных поражений и биоповреждений для авиационного и иного машиностроения, энергетики, строительства, медицины и др.
Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) — государственный научный центр Российской Федерации в области лётных исследований и испытаний экспериментальных летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, методов обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности, в том числе с использованием летающих лабораторий. Включает в себя аэродром «Раменское», научный центр и опытное производство, расположенные в Жуковском Московской области. Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4)
является самой длинной в Европе, её длина составляет более 5 км, забетонированная площадь — 2,5 млн м². ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях, в том числе в натуральную величину. На аэродроме, помимо экспериментальной авиации, базируется международный аэропорт Жуковский.
В 2012 году институт преобразован из ФГУП в открытое акционерное общество (ОАО), 100 % пакета акций ОАО «ЛИИ им. М. М. Громова» внесено в уставный капитал ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация». В 2017 году организационно-правовая форма института изменена на акционерное общество (АО).
Направления деятельности:
Лётные исследования и испытания в областях аэродинамики низких и высоких скоростей, динамики полёта, технологий силовых установок и бортового оборудования летательных аппаратов;
Участие в испытаниях и сертификации опытных образцов летательных аппаратов и их бортового оборудования;
Исследования в областях безопасности полётов, надёжности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик авиатехники;
Деятельность Школы лётчиков-испытателей по подготовке лётчиков, штурманов и бортовых инженеров испытателей;
Разработка, производство и эксплуатация летающих лабораторий различного назначения, включая созданные на базе самолётов Ту-154, Су-30, Ил-76, Ил-103, вертолётов Ми-8 и другого;
Разработка и производство бортовых средств измерений и регистрации параметров для лётных испытаний и исследований.
Государственный научный центр ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) — советское/российское предприятие, разработчик и координатор авиационных проектов.
Институт образован постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1946 года на базе одной из лабораторий ЛИИ под названием НИИ-2 в целях научного сопровождения разработки авиационных систем вооружения. Первоначально институт разместился в зданиях бывшего Сергиево-Елизаветинского убежища.
Приказом Российского авиационно-космического агентства ФГУП «ГосНИИАС» определен головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности в области радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов гражданской и военной авиации.
Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) — научно-исследовательский институт Российской Федерации, проводящий широкий спектр исследований и разработок в области производства авиационной и другой сложной техники. Основан в 1920 году.
Основная сфера деятельности Национального Института Авиационных Технологий — обеспечение серийного производства авиационной и другой сложной техники. Институт наряду с традиционными технологиями разрабатывает передовые технологии для промышленности, такие как электронно-лучевые, лазерные, гидроабразивной обработки, ионно-плазменные, изготовления компонентов из ПКМ, точного литья, и др. НИАТ разработал и сопровождает около 1200 технологий.
НИАТ принимал участие в технологическом проектировании и организации серийного производства: самолётов Ил-86, Ил-96, Ту-204, Ту-334, SSJ-100, МС-21, Бе-200, ОК «Буран», вертолета Ми-26.
Первый станок с ЧПУ и первая гибкая производственная система в стране были созданы в НИАТ.
Одним из основных заказчиков института является Российская Федерация, также НИАТ сотрудничает с научными центрами: ЦАГИ, ВИАМ, ОНПП «Технология», ЦИАМ, МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МГТУ «Станкин» и др. Институт участвует и в деятельности профессиональных общественных организаций, таких как Союз авиапроизводителей России и Ассоциация компаний авиационных интерьеров(АКАИ).
Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) - первый российский профессиональный отраслевой центр, оказывающий более 100 видов услуг в области стратегического планирования и управления предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности, органов государственной власти.
Основная цель создания Центра - консолидация знаний, методик и экспертизы ведущих российских и зарубежных отраслевых управленцев, экспертов в области стратегического планирования и управления для внедрения лучшего опыта, создания и развития профессиональной практической школы стратегического и бизнес-планирования в авиакомпаниях, аэропортах, других предприятиях гражданской авиации, оказания высококачественных консалтинговых услуг предприятиям отрасли, органам государственной исполнительной и законодательной власти.
Одним из основных направлений деятельности Центра является оказание услуг предприятиям гражданской авиации, в основном в части стратегического и бизнес-планирования, разработки и сопровождения реализации антикризисных планов, повышения эффективности управления предприятиями.
Особым направлением деятельности Центра является планирование развития воздушно-транспортных систем регионов - развития в целом всех предприятий гражданской авиации на региональном уровне.
Также ЦСР ГА оказывает консалтинговые услуги и проводит экспертизу по вопросам развития гражданской авиации для федеральных органов исполнительной и законодательной власти, проводит работы в области стратегических маркетинговых и экономических исследований и разработок для российских предприятий авиационной промышленности, финансовых институтов.
В заключение стоит отметить, что низкие показатели отечественного авиапрома в сегменте гражданского авиастроения обусловлены, в первую очередь, длительностью цикла разработки и вывода на рынок новых типов воздушных судов, недостаточным уровнем технико-эксплуатационных характеристик в условиях высокой конкуренции, слабым развитием системы послепродажного обслуживания, накопившимся технологическим отставанием от зарубежных производителей по ряду направлений, а также недостаточно эффективными действиями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и самих производителей по продвижению авиатехники.
В долгосрочной перспективе развитие авиационной промышленности будет определяться глобальными трендами, часть из которых позитивна для России. Особенно благоприятна для российских производителей тенденция постепенного смещения спроса в сторону азиатских стран, таких как Китай и Индия, с которыми Россия имеет тесные внешнеполитические связи.
Серьезное значение имеет тренд на усиление международного взаимодействия.
Предприятия гражданского сегмента российской авиационной промышленности активно участвуют в международной кооперации, что объясняется ростом технологической сложности проектов и капиталоемкостью авиационных программ. Некоторые российские предприятия являются крупными экспортерами авиационных материалов и полуфабрикатов. Так, ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» покрывает более 35% потребности в изделиях из титана компании Boeing, 60% потребности Airbus и 100% — Embraer, осуществляет поставки для производителей авиационных двигателей.
В области разработки гражданских самолетов на территории России созданы инженерный центр Airbus (ECAR) и конструкторский центр Boeing, крупнейший за пределами США. Авиационная наука активно включена в международную кооперацию.
Россия принимает активное участие в европейских рамочных программах по исследованиям и разработкам Horizon 2020, Future Sky и Clean Sky 2 Ведущие научные центры (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ) привлекаются зарубежными авиапроизводителями для проведения исследований, разработки материалов, проектирования авиационной техники и ее испытаний в области аэродинамики, динамики полета, прочности, газодинамики, гидродинамики, аэроакустики, новых материалов и технологий.
В Программе производства регионального пассажирского самолета SSJ-100 принимают участие более 30 поставщиков систем и комплектующих из Франции, Германии, США, Канады и других стран.
В 1953 году в подмосковном Тураево был организован филиал ЦИАМ, испытательная база, которая с годами превратилась в Научно-испытательный центр (НИЦ) ЦИАМ. По состоянию на 2015 год в НИЦ было 8 стендов для натурных испытаний двигателей и 50 стендов для испытаний узлов и систем двигателей, более 100 стендов и установок задействованы в испытаниях на прочность.
Направления деятельности института:
-
Разработка прогноза и основных направлений развития авиационных двигателей с учётом достижений мировой авиационной науки и техники. -
Фундаментальные исследования в областях газовой динамики, прочности, теплообмена, горения, акустики. -
Прикладные исследования по формированию облика различных типов воздушно-реактивных, авиационных поршневых и ракетных двигателей; проектированию узлов и систем авиационных двигателей; обеспечению надёжности и безотказности. -
Испытания авиационных двигателей, их узлов и систем в реальных условиях эксплуатации. -
Проектирование стендового оборудования и средств измерений. -
Методология создания двигателей. -
Разработка высокоэффективных ГТУ для энергетики и газоперекачки13.
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ) — государственный научный центр Российской Федерации в области материаловедения. В институте реализован полный инновационный цикл – от фундаментальных и прикладных исследований до создания высокотехнологичных наукоемких производств по выпуску материалов нового поколения, полуфабрикатов и уникального технологического оборудования. Специалисты ВИАМ разрабатывают и поставляют широкую номенклатуру металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов и средств защиты от коррозионных поражений и биоповреждений для авиационного и иного машиностроения, энергетики, строительства, медицины и др.
Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) — государственный научный центр Российской Федерации в области лётных исследований и испытаний экспериментальных летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, методов обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности, в том числе с использованием летающих лабораторий. Включает в себя аэродром «Раменское», научный центр и опытное производство, расположенные в Жуковском Московской области. Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4)
является самой длинной в Европе, её длина составляет более 5 км, забетонированная площадь — 2,5 млн м². ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях, в том числе в натуральную величину. На аэродроме, помимо экспериментальной авиации, базируется международный аэропорт Жуковский.
В 2012 году институт преобразован из ФГУП в открытое акционерное общество (ОАО), 100 % пакета акций ОАО «ЛИИ им. М. М. Громова» внесено в уставный капитал ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация». В 2017 году организационно-правовая форма института изменена на акционерное общество (АО).
Направления деятельности:
Лётные исследования и испытания в областях аэродинамики низких и высоких скоростей, динамики полёта, технологий силовых установок и бортового оборудования летательных аппаратов;
Участие в испытаниях и сертификации опытных образцов летательных аппаратов и их бортового оборудования;
Исследования в областях безопасности полётов, надёжности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик авиатехники;
Деятельность Школы лётчиков-испытателей по подготовке лётчиков, штурманов и бортовых инженеров испытателей;
Разработка, производство и эксплуатация летающих лабораторий различного назначения, включая созданные на базе самолётов Ту-154, Су-30, Ил-76, Ил-103, вертолётов Ми-8 и другого;
Разработка и производство бортовых средств измерений и регистрации параметров для лётных испытаний и исследований.
Государственный научный центр ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) — советское/российское предприятие, разработчик и координатор авиационных проектов.
Институт образован постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1946 года на базе одной из лабораторий ЛИИ под названием НИИ-2 в целях научного сопровождения разработки авиационных систем вооружения. Первоначально институт разместился в зданиях бывшего Сергиево-Елизаветинского убежища.
Приказом Российского авиационно-космического агентства ФГУП «ГосНИИАС» определен головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности в области радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов гражданской и военной авиации.
Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) — научно-исследовательский институт Российской Федерации, проводящий широкий спектр исследований и разработок в области производства авиационной и другой сложной техники. Основан в 1920 году.
Основная сфера деятельности Национального Института Авиационных Технологий — обеспечение серийного производства авиационной и другой сложной техники. Институт наряду с традиционными технологиями разрабатывает передовые технологии для промышленности, такие как электронно-лучевые, лазерные, гидроабразивной обработки, ионно-плазменные, изготовления компонентов из ПКМ, точного литья, и др. НИАТ разработал и сопровождает около 1200 технологий.
НИАТ принимал участие в технологическом проектировании и организации серийного производства: самолётов Ил-86, Ил-96, Ту-204, Ту-334, SSJ-100, МС-21, Бе-200, ОК «Буран», вертолета Ми-26.
Первый станок с ЧПУ и первая гибкая производственная система в стране были созданы в НИАТ.
Одним из основных заказчиков института является Российская Федерация, также НИАТ сотрудничает с научными центрами: ЦАГИ, ВИАМ, ОНПП «Технология», ЦИАМ, МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МГТУ «Станкин» и др. Институт участвует и в деятельности профессиональных общественных организаций, таких как Союз авиапроизводителей России и Ассоциация компаний авиационных интерьеров(АКАИ).
Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) - первый российский профессиональный отраслевой центр, оказывающий более 100 видов услуг в области стратегического планирования и управления предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности, органов государственной власти.
Основная цель создания Центра - консолидация знаний, методик и экспертизы ведущих российских и зарубежных отраслевых управленцев, экспертов в области стратегического планирования и управления для внедрения лучшего опыта, создания и развития профессиональной практической школы стратегического и бизнес-планирования в авиакомпаниях, аэропортах, других предприятиях гражданской авиации, оказания высококачественных консалтинговых услуг предприятиям отрасли, органам государственной исполнительной и законодательной власти.
Одним из основных направлений деятельности Центра является оказание услуг предприятиям гражданской авиации, в основном в части стратегического и бизнес-планирования, разработки и сопровождения реализации антикризисных планов, повышения эффективности управления предприятиями.
Особым направлением деятельности Центра является планирование развития воздушно-транспортных систем регионов - развития в целом всех предприятий гражданской авиации на региональном уровне.
Также ЦСР ГА оказывает консалтинговые услуги и проводит экспертизу по вопросам развития гражданской авиации для федеральных органов исполнительной и законодательной власти, проводит работы в области стратегических маркетинговых и экономических исследований и разработок для российских предприятий авиационной промышленности, финансовых институтов.
В заключение стоит отметить, что низкие показатели отечественного авиапрома в сегменте гражданского авиастроения обусловлены, в первую очередь, длительностью цикла разработки и вывода на рынок новых типов воздушных судов, недостаточным уровнем технико-эксплуатационных характеристик в условиях высокой конкуренции, слабым развитием системы послепродажного обслуживания, накопившимся технологическим отставанием от зарубежных производителей по ряду направлений, а также недостаточно эффективными действиями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и самих производителей по продвижению авиатехники.
В долгосрочной перспективе развитие авиационной промышленности будет определяться глобальными трендами, часть из которых позитивна для России. Особенно благоприятна для российских производителей тенденция постепенного смещения спроса в сторону азиатских стран, таких как Китай и Индия, с которыми Россия имеет тесные внешнеполитические связи.
Серьезное значение имеет тренд на усиление международного взаимодействия.
Предприятия гражданского сегмента российской авиационной промышленности активно участвуют в международной кооперации, что объясняется ростом технологической сложности проектов и капиталоемкостью авиационных программ. Некоторые российские предприятия являются крупными экспортерами авиационных материалов и полуфабрикатов. Так, ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» покрывает более 35% потребности в изделиях из титана компании Boeing, 60% потребности Airbus и 100% — Embraer, осуществляет поставки для производителей авиационных двигателей.
В области разработки гражданских самолетов на территории России созданы инженерный центр Airbus (ECAR) и конструкторский центр Boeing, крупнейший за пределами США. Авиационная наука активно включена в международную кооперацию.
Россия принимает активное участие в европейских рамочных программах по исследованиям и разработкам Horizon 2020, Future Sky и Clean Sky 2 Ведущие научные центры (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ) привлекаются зарубежными авиапроизводителями для проведения исследований, разработки материалов, проектирования авиационной техники и ее испытаний в области аэродинамики, динамики полета, прочности, газодинамики, гидродинамики, аэроакустики, новых материалов и технологий.
В Программе производства регионального пассажирского самолета SSJ-100 принимают участие более 30 поставщиков систем и комплектующих из Франции, Германии, США, Канады и других стран.