ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(К. Паустовский); Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский); Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём (К. Паустовский).
Примечание:
В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например:
Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими. Спорт смены сидели на скамейке довольные своей победой.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения: Пруд как зеркало. Деревья по сторонам её точно незажжённые факелы. (М. Горький.) Твои речи будто острый нож. (М. Лермонтов.)
4. Анализ текста.
Зимний день хмур и сер. Плотные облака так туго запеленали небо, так низко спустились к земле, что и всё вокруг обесцветилось, посерело, а тучи только у далёкого горизонта слегка лиловаты. Даже снега лежат под этим небом не белые, а сплошь серые, как бы задымлённые. Ветер дышит сыростью, похоже — быть оттепели. (В. Романенко).
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте. Подчеркните грамматическую основы предложений. Определите способы выражения главных членов предложений.
— Охарактеризуйте грамматические основы предложений (Односоставные, двусоставные.)
— Дайте полную характеристику последнего предложения. (Сложное, бессоюзное, состоит из двух простых. Первое — двусоставное, полное, распространённое второе односоставное, безличное, полное, распространённое.)
Виды односоставных предложений.
— Назовите виды односоставных предложений по способу выражения главных членов.
У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными.
Назывные — это такие односоставные предложения, у которых главный член — подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается что они есть в настоящем, например: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин.)
Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.
В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.
Определённо-личными называются предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин.)
Примечания:
• В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица единственного числа и в прошедшем времени: это лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.
• Определённо предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.
В неопределенно-личных предложениях глагол выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: За рекой косили. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)
Обобщенно-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнёшь.
Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа: По одёжке протягивают ножки (пословица).
Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.
В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на
-о(-е), Например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
III. Закрепление изученного
1. Анализ текста.
1) Гладь почти безветренная. 2) Мелкие волнишки мирно толкаются о борт. 3) Широкий след за кормой. 4) Простор, вода и небо. 5) Воздух такой чистый, что каждый вздох ощущаешь, как глоток свежей воды. 6) Лодка идёт легко, спокойно, устойчиво, чуть-чуть пожурчивает вода за бортом. 7) Хочется не говорить, а молчать. 8) Мы и молчим, глядя, как удаляется берег. 9) Молчим, покорные этому щедрому бескрайнему свету, этому подрагиванию и покачиванию. 10) Вот уже и первая чайка. 11) Вот уже не видно камней на нашем берегу. 12) Вот уже и людей не видать. 13) Вот уже слились в одну густую, плотную, чёрную толпу редкие прибрежные сосны, и за этой колышущейся толпой неразличима наша дача. (Л. Чуковская. «Памяти детства»)
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
— Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите способы выражения главных членов предложения, тип сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
— Опишите предложения по характеру грамматических основ: односоставное или двусоставное. (Односоставные: 3, 4, 7, 9, 11, 12, так как в них только одна грамматическая основа.)
2. Запись предложений под диктовку учителя.
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть, никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. (144 слова)
(Н. В. Гоголь. «Страшная месть»)
— Подчеркните односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) одной чертой.
Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал;
2. Упр. 247.
Ответы к заданиям 1, 2, 3 упр. 247:
1) Слова, написание которых отличается от современных грамматических норм: примолнив — промолвив; дикенький (диковатый) дом; полукружием — полукругом; домы — дома.
2) В тексте один абзац, так даётся описание Петербурга глазами провинциала.
3) Толкование выделенных слов и оборотов:
Провинциал — житель провинции.
Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общества и окружающих.
Колпак — конусовидный или овальный головной убор.
Будка — небольшое, обычно деревянное строение для сторожа, часового.
Флигель — пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.
Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.
На почтительном расстоянии — на значительном удалении.
Присутственное место — учреждение.
Лавочка — небольшой магазин.
Плетень — изгородь из плетёных прутьев и ветвей.
Яровые — злаки, засеваемые весной, созревающие в год посева.
Благодатный застой — отсутствие развития, движения, доставляющее радость (стабильность, постоянство).
Урок 43
Осложненное предложение
Цели урока:
Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение»; закрёпление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями, пояснительными и присоединительными конструкциями; закрепление умения составлять словообразовательные гнёзда.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Проверка выполнения заданий 1, 2, 3 упр. 247 (заранее выписаны на доске). Учащиеся проверяют друг друга в парах, задают 3-4 дополнительных вопроса по теме «Простое предложение».
2. А в это время один учащийся работает у доски по карточке:
— Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать.
Образец:
Примечание:
В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например:
-
Способ выражения именной части
Примеры
Имя прилагательное
Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев). Медведь был велик, стар и космат (Б. Полевой)
Имя существительное
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).
Краткое страдательное причастие
Брови её были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев)
Имя числительное
Я был третьим по списку. Два да пять будет семь.
Местоимение
Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов). Книга была моя.
Наречие
Ей туфли будут впору.
Синтаксически цельное словосочетание
Вечером море было чёрного цвета.
Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими. Спорт смены сидели на скамейке довольные своей победой.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения: Пруд как зеркало. Деревья по сторонам её точно незажжённые факелы. (М. Горький.) Твои речи будто острый нож. (М. Лермонтов.)
4. Анализ текста.
Зимний день хмур и сер. Плотные облака так туго запеленали небо, так низко спустились к земле, что и всё вокруг обесцветилось, посерело, а тучи только у далёкого горизонта слегка лиловаты. Даже снега лежат под этим небом не белые, а сплошь серые, как бы задымлённые. Ветер дышит сыростью, похоже — быть оттепели. (В. Романенко).
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте. Подчеркните грамматическую основы предложений. Определите способы выражения главных членов предложений.
— Охарактеризуйте грамматические основы предложений (Односоставные, двусоставные.)
— Дайте полную характеристику последнего предложения. (Сложное, бессоюзное, состоит из двух простых. Первое — двусоставное, полное, распространённое второе односоставное, безличное, полное, распространённое.)
Виды односоставных предложений.
— Назовите виды односоставных предложений по способу выражения главных членов.
У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными.
Назывные — это такие односоставные предложения, у которых главный член — подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается что они есть в настоящем, например: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин.)
Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.
В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.
Определённо-личными называются предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин.)
Примечания:
• В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица единственного числа и в прошедшем времени: это лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.
• Определённо предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.
В неопределенно-личных предложениях глагол выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: За рекой косили. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)
Обобщенно-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнёшь.
Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа: По одёжке протягивают ножки (пословица).
Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.
В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на
-о(-е), Например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
III. Закрепление изученного
1. Анализ текста.
1) Гладь почти безветренная. 2) Мелкие волнишки мирно толкаются о борт. 3) Широкий след за кормой. 4) Простор, вода и небо. 5) Воздух такой чистый, что каждый вздох ощущаешь, как глоток свежей воды. 6) Лодка идёт легко, спокойно, устойчиво, чуть-чуть пожурчивает вода за бортом. 7) Хочется не говорить, а молчать. 8) Мы и молчим, глядя, как удаляется берег. 9) Молчим, покорные этому щедрому бескрайнему свету, этому подрагиванию и покачиванию. 10) Вот уже и первая чайка. 11) Вот уже не видно камней на нашем берегу. 12) Вот уже и людей не видать. 13) Вот уже слились в одну густую, плотную, чёрную толпу редкие прибрежные сосны, и за этой колышущейся толпой неразличима наша дача. (Л. Чуковская. «Памяти детства»)
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
— Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите способы выражения главных членов предложения, тип сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
— Опишите предложения по характеру грамматических основ: односоставное или двусоставное. (Односоставные: 3, 4, 7, 9, 11, 12, так как в них только одна грамматическая основа.)
2. Запись предложений под диктовку учителя.
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть, никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. (144 слова)
(Н. В. Гоголь. «Страшная месть»)
— Подчеркните односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) одной чертой.
Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал;
2. Упр. 247.
Ответы к заданиям 1, 2, 3 упр. 247:
1) Слова, написание которых отличается от современных грамматических норм: примолнив — промолвив; дикенький (диковатый) дом; полукружием — полукругом; домы — дома.
2) В тексте один абзац, так даётся описание Петербурга глазами провинциала.
3) Толкование выделенных слов и оборотов:
Провинциал — житель провинции.
Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общества и окружающих.
Колпак — конусовидный или овальный головной убор.
Будка — небольшое, обычно деревянное строение для сторожа, часового.
Флигель — пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.
Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.
На почтительном расстоянии — на значительном удалении.
Присутственное место — учреждение.
Лавочка — небольшой магазин.
Плетень — изгородь из плетёных прутьев и ветвей.
Яровые — злаки, засеваемые весной, созревающие в год посева.
Благодатный застой — отсутствие развития, движения, доставляющее радость (стабильность, постоянство).
Урок 43
Осложненное предложение
Цели урока:
Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение»; закрёпление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями, пояснительными и присоединительными конструкциями; закрепление умения составлять словообразовательные гнёзда.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Проверка выполнения заданий 1, 2, 3 упр. 247 (заранее выписаны на доске). Учащиеся проверяют друг друга в парах, задают 3-4 дополнительных вопроса по теме «Простое предложение».
2. А в это время один учащийся работает у доски по карточке:
— Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать.
Образец: