Файл: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. Работа по теме урока

1. Анализ текста.

Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то не знакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка.

(А. П. Чехов)

— Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном.

— Какими членами предложений являются обособленные обороты?

— Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

— Какая особенность есть у этого отрывка? (В небольшом по объёму тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство — краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)
2. Дополните список обособленных оборотов, с которыми вы знакомились в среднем звене:


Обособленные

члены

предложения

Условия обособления

Определения

Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Приложения

1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.

Обстоятельство

1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

3) Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Дополнение

Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др.

Уточняющие члены предложения

Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,

4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

Пояснительн. конструкции

Пояснительные члены предложения с союзом или.

Присоединительные конструкции

Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.



III. Проверка знаний. Отработка учений и навыков

1. Запись предложений под диктовку учителя.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны, и удар топора, и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы, отяжелевшая и тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой — тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...

В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство, которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, неудовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья.

(В. Короленко.)
— Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.
2. Самостоятельно выполнить упр. 232.
IV. Итоги урока

— Какие вопросы освещались на уроке?
Домашнее задание

1. Упр. 235.

2. Составить конспект «Однородные члены предложения». Можно обратиться к справочной литературе.

3. Подготовиться к словарному диктанту «Гласные после шипящих и ц».


Урок 44

Осложненное предложение
Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Однородные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные слова)»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами и обращениями.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания



1. Контрольный словарный диктант «Гласные после шипящих и ц».

Чащоба, недочёт, причём, шорох, размежёвка, стажёр, ночёвка, трущоба, изжога, парчовый, жёсткий, холщовый, душонка, глянцевый, пунцовый, циркач, палаццо, жокей, свежей, душонка, трущоба, боржоми, вечёрка, полушёпот, пощёчина, чёботы, никчёмный, золочёный, освеженный, прожорливый, скворчонок, ажурный, жёлудь, круглолицый, грошовый, раскорчёванный, ожог руки, девчонка, сучок, ещё, Жюль Верн, лекция, чопорный, шомпол, скерцо, циферблат, чёт-нечёт, сургучом, разжёг.
2. Проверка конспекта «Однородные члены предложения».

Учитель читает конспект, учащиеся дополняют свои записи.
Конспект:

Однородные члены предложения — члены предложения, выражающие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. Однородными членам могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

Между однородными членами предложения, связанными только интонационно, обычно ставится запятая. Все краски стали ярче, сочнее... (Ю. Нагибин.)

Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), да и, запятая не ставится. Смолою и дымом пахнет зимний лес. (И. Соколов-Микитов.)

Между неоднородными определениями запятая не ставится (определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным: высокий кирпичный дом — кирпичный дом какой? высокий).

При двух однородных членах предложения с повторяющимся союзом и запятая не ставится. Кругом было и светло и зелено. (И. С. Тургенев.); во фразеологизмах ни свет ни заря, и смех и горе и др. запятая также не ставится. Однако при наличии пояснительных слов при одном из двух однородных членов предложения между ними ставится запятая. Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. (И. С. Тургенев)

Между однородными членами предложения с повторяющимся союзом и, если первое и является присоединительным (стоит после точки в начале предложения), ставится запятая. И вспоминали прошлое, и старались объяснить себе, как все это произошло.


Если число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми. Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят... (М. Горький)

Если однородные члены предложения соединены двойными союзами если не ... то, хотя ... но или парными союзами как ... так и, не так ... как, не только ... но и, не столько ... сколько, насколько ... на столько и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза. Санин ощущал во всем существе своем если неудовольствие, то некоторую легкость. (И. С. Тургенев)

Если однородным членам предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Г. Короленко)

Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире. И старичок, и я — мы оба веселились. (К. Паустовский)

Если обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли при большом числе однородных членов предложения, употреблено дважды — перед перечислением и после него, то сохраняется принятая для конструкции с однородными членами и обобщающим словом пунктуация, т. е. двоеточие перед однородными членами и тире после них. Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю. (К. Паустовский)

— Для закрепления материала учащиеся задают друг другу вопросы по пунктуации однородных членов предложения.

II. Работа по теме урока

1. Выполнение упр. 233.
2. Анализ текста.

...Лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшая как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)

— Определите роль однородных членов в данном отрывке, их стилистическую значимость.

Используя однородные члены предложения, писатель тщательно описал детали единого целого, чтобы дать чёткое представление о хозяине усадьбы.

Также однородные сказуемые-глаголы создают впечатление динамичности и напряжённости речи. Выразительны и однородные согласованные определения.
3. Обобщение знаний по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».
Материал для учителя

Вводные слова

Вводными словами в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело. (С. Аксаков.); Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. Чехов.)

Вводные слова имеют различные значения.


Значения

Примеры

Различная степень уверенности:

1) большая степень уверенности (конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др.)
2) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др.)

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. (И. Тургенев.) Дерсу был, безусловно, прав. (В. Арсеньев.) Старик, видимо, хорошо знал прошлые времена. (И. Соколов Микитов.)

Кажется, ваша история там наделала много шуму. (М. Лермонтов.) Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров. (К. Паустовский.) Вероятно, он был человек признательный. (Н. Гоголь.)

Различные чувства (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.)

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (М. Лермонтов.) Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (И. Тургенев.) Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро. (И. Тургенев.)

Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать)

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А. Чехов.)

Источник сообщения, кому принадлежит сообщение (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо)

Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу. (А. Пушкин.) По мнению врача, больного выпишут из больницы через не делю.

Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, итак и др.)

Во-первых, легче ли было бы писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Во-вторых, действительно ли так уж трудно русское правописание и легче ли орфография других языков или труднее. (Л. Успенский.) Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. (М. Лермонтов.)