Файл: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями (их иногда называют вставными предложениями), например: Наконец, поспела полевая клубника (наконец — вводное слово). Полевая клубника, я уверен, уже поспела (я уверен — вводное предложение).
Вводные предложения

Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произнесением), например: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей (И. Тургенев); А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех), ты б убаюкивал их песенкой своей (И. Крылов).
Отличие вводных слов от членов предложения

Одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения.


Вводные слова

Члены предложения

Кажется, шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов.) (Кажется — вводное слово, выражает сомнение, предположение.)

Мир кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов.) (Кажется — что делает? — сказуемое.)

Вы, верно, едете в Ставрополь? (М. Лермонтов.) (Верно — вводное слово, выражает сомнение.)

Задача решена верно (Верно — как? — обстоятельство образа действия.)

Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов.) (Бесспорно — вводное слово, выражает уверенность.)

Ваше право на отпуск бесспорно (Бесспорно — как? — именная часть составного именного сказуемого.)

Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский.) (Правда — вводное слово, выражает уверенность.)

Правда в огне не горит и в воде не тонет (Пословица). (Правда — что? — подлежащее.)

Он, точно, немного странен, да ведь он всю жизнь провёл за книгами, его можно извинить. (А. Островский.) (Точно — вводное слово, выражает уверенность.)

Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. (Л. Леонов.) (Точно — как? — обстоятельство образа действия.)

Дождь, казалось, зарядил надолго. (И. Тургенев.) (Казалось — вводное слово, выражает предположение.)

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев.) (Что делало?— казалось — сказуемое)



Работа по теме урока

— Что вы знаете о вводных словах?

— Какие значения могут иметь вводные слова? Приведите примеры.

— Как следует произносить вводные слова в речи? (Сравнительно быстро.)

— Как можно отличить вводные слова от членов предложения? (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают.)
4. Анализ текста. (Текст записывается под диктовку.)

Я никогда не был в Даниловке и теперь с любопытством вглядывался на ту сторону пруда. К сожалению, тучи, покрывавшие почти всё небо, распространяли такую темноту, что не было никакой возможности хорошо рассмотреть усадьбу. Виднелись какие-то многочисленные здания, среди которых особенно выделялось одно, на самом берегу пруда, высокое и большое, с огнями в двух-трёх окнах, по всей вероятности, барский дом. Около этого дома смутно белелись ещё какие-то домишки, низенькие и маленькие, в которых тоже кой-где мигали огоньки. В стороне тянулись постройки, очень узкие и длинные и уж без огня в окнах, — должно быть, конюшни. Вообще усадьба была, по-видимому, устроена на широкую дореформенную ногу. (103 слова)

(А. Эритель. «Два помещика»)

— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

— Найдите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

— Определите значения вводных слов.
5. Работа по теме «Обращения».

— Что такое обращение? (Это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа.)

— Как произносится обращение? (С особой звательной интонацией.)

— Где чаще всего употребляются обращения?

Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Такие обращения выражаются чаще существительными одушевлёнными, реже субстантивированными существительными (прилагательные или причастия в значении существительного). А в художественной речи обращениями могут быть существительные неодушевлённые: как грустно мне твоё явленье, весна, весна! (А. С. Пушкин.)

— Подберите по памяти отрывки из стихотворений, сказок, басен с обращениями. Запишите 5—6 примеров, прочитайте с особой интонацией.
Примеры:

Как прохладно в чаще лесной,


Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

(Е. Благинина.)
Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия —

Безумствуй, сжигая меня!

(А. Белый)
Россия, нищая Россия,

Мне избы старые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

(А. Блок)
Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

(К. Бальмонт)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой...

(А. С. Пушкин)
«Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут, —

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут.»

(И. А. Крылов)
Россия, Русь — куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину...

(Н. Рубцов)
6. Упр. 237 (устно).
III. Итоги урока

— Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

— Какие значения вносят в текст (в предложение) вводные слова?

— Назовите способы оформления обращений на письме.
Домашнее задание

1. Упр. 236.

2. Обратитесь к справочной литературе и составьте конспект «Обороты с союзами как, будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что».


Урок 45

Сложное предложение
Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Сравнительные обороты»; отработка навыков пунктуации в сложных предложениях, части которого соединены союзной связью.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Комментированное чтение упр. 236 (объяснение знаков препинания), синтаксический разбор выделенного предложения на доске.
2. Проверка конспекта «Обороты с союзами как, будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что» (один из учащихся читает, другие дополняют, приводят свои примеры).
Пример конспекта:

Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что. С высоты мне виделась Москва, что муравейник. (А. С. Пушкин.)

Если обороты носят фразеологический характер, то запятые не ставятся. Что пристал словно банный лист? (И. С. Тургенев.)

Не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, если они входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Мы с ним словно родные братья.

Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом
как в следующих случаях:

• Если они обозначают уподобление (как имеет значение «подобно»). Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он. (А. С. Пушкин.)

• Если в основной части предложения имеется указательное слово (так, такой, тот, столь). Я всё сделаю, чтобы стать такой, как она. (А. С. Пушкин.)

• Если оборот начинает с сочетания как и. К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке. (К. Паустовский.)

• Если оборот выражен сочетаниями как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас; как теперь, как нарочно и т. п. Вижу, как теперь, самого хозяина. (А. С. Пушкин.)

Обороты с союзом как не выделяются запятыми:

• Если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (оборот с союзом как можно заменить в этих случаях формой творительного падежа существительного или наречием). Как град посыпалась картечь. (М. Ю. Лермонтов.)

• Если основное значение оборота приравнивание или отождествление. Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей. (М. Ю. Лермонтов)

• Если союз как имеет значение «в качестве» или оборот с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. С. Пушкин.)

• Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота). Как ребёнок душою я стал. (И. С. Тургенев.)

• Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо и т. п. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери.

• Если оборот имеет характер устойчивого сочетания. Дождь лил как из ведра.
II. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Какие предложения называются сложными? (Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.)

— Какие типы сложных предложений вы знаете? (Простые предложения могут соединяться в сложное интонацией (бессоюзные) или союзами (союзные). Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

— Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.)


— Какие отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?

Соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия), средства связи: союзы и, ни ... ни, да (в значении и);

Разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения), средства связи: союзы или, либо, ли ... ли, то ... то, толи ... толи, не то ... не то;

Противительные, средства связи: союзы а, но, да (в значении но), однако, зато;

Сопоставительные, средства связи: союз а;

Присоединительные, средства связи: союзы да и, также, а также, тоже.)

— Какие предложения называются сложноподчинёнными? (Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом.)

— Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения? (Из главной и придаточной.)

— Назовите основные типы придаточных предложений. (Придаточное определительное, придаточное изъяснительное, придаточное обстоятельственное.)

— Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений. (Придаточные со значением места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения, уступки.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ предложений.

Учащиеся записывают предложения, комментируют постановку знаков препинания, определяют вид сложных союзных предложений (работа «по цепочке»), составляют схемы предложений.

а) Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Толстой.)

(Сложносочинённое со значением одновременности.)

[ ], и [ ].

б) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А. С. Пушкин.)

(Сложное с бессоюзной связью и с сочинением с последовательной связью.)

[ ], [ ], [ ], и [ ].

в) Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть (Б. Полевой).

(Сложносочинённое с противительным значением.)

[ ], но [ ].

г) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (А. С. Пушкин.)

(Сложноподчинённое с изъяснительным придаточным.)

[ ], (что...) и (что...).

д) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (И. Гончаров.)

(когда...), [ ], (что...)