ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
е) В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
(Сложноподчинённое с однородными придаточными — изъяснительными и определительными.)
[ ], (как...) и (как...), (которого.,.)
2. Вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают:
1) Давно уже не слышно было ... звона колокольчика, ... стука колёс по кремнистой дороге, ... бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости (ни... ни, а). 2) Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, ... слышен в тишине ночной лишь лай собак ... коней ржанье (и, да). 3) ... длинный сук её за шею зацепит вдруг, ... из ушей златые серьги вырвет силой, ... в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, ... выронит она платок (то... то) (А. С. Пушкин.)
(Повторяющиеся союзы подчёркивают однородность соединяемых предложений. Такие союзы характерны для художественной речи.)
3. Найти ошибки и исправить предложения:
1) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. (Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.) 2) Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. (Вечером мы были на туристической базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.) 3) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. (Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.) 4) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны лучшие люди нашего времени. (В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, в которых показаны лучшие люди нашего времени.) 5) Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.)
4. Упр. 249.
Домашнее задание
1.Упр. 255.
2. Подготовить сообщение «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Урок 46
Сложное предложение
Цели урока:
Обобщение знания по теме «Бессоюзное сложное предложение»; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Взаимопроверка упр. 255.
2. Учащиеся задают друг другу вопросы по сложносочинённым и сложноподчинённым предложениям.
II. Работа по теме урока
1. Анализ текста (текст проецируется на экран).
1) Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. 2) Как всё-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старьё! 3) Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь... 4) Но вот настанет время, ты вернёшься в старый дом, вот поднимешься ты на крыльцо, и сердце твоё забьётся, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет... (Ю. Казаков. «Свечечка»)
— Обоснуйте постановку знаков препинания.
— Выполните синтаксический разбор второго предложения.
— Найдите средства связи частей сложных предложений.
(В первом предложении связь подчинительная, части предложения соединены запятой, к главному предложению относятся два однородных изъяснительных придаточных предложения. Второе предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Между первой и второй частью запятая не ставится, т. к. есть общий член предложения (мы), бессоюзная часть соединена двоеточием, т. к. раскрывается смысл предыдущего предложения.)
[ ] и [ и ]: [ ].
2. Сообщение заранее подготовленного учащегося (остальные ученики дополняют записи, приводят примеры).
Материал для сообщения
Бессоюзное сложное предложение — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства их связи — содержание и интонация. Например, в сложном бессоюзном предложении Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И. Тургенев.) простые предложения объединены содержанием (общая тема) и интонацией (причина).
Виды бессоюзных сложных предложений
Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений выражаются разные смысловые отношения, например, перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.
1. Бессоюзные сложные предложения со значением последовательности. Они отличаются ярко выраженной перечислительной интонацией. Между простыми предложениями в устной речи ясно ощущается пауза. В этих предложениях выражается одновременность и последовательность событий:
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. Пушкин.)
В обоих простых предложениях сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и в одном и том же времени, например: Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой (А. Чехов.)
2. Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. В этих сложных предложениях второе предложение поясняет первое: Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. (М. Пришвин.)
Первое предложение произносится с понижением голоса. После него в устной речи обязательна пауза.
Сказуемые в обоих простых предложениях соотносятся либо только по времени, либо только по виду, либо по времени и виду, например: Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. (Л. Толстой.)
3. Бессоюзные сложные предложения со значением условия. В них первое простое предложение заключает в себе условие, а второе — следствие этого условия: Задумаю — реки большие надолго упрячу под гнёт. (Н. Некрасов.)
В устной речи первое предложение произносится с повышением голоса, с небольшой паузой перед второй частью.
4. Бессоюзные сложные предложения со значением времени. Такие предложения обозначают конкретные действия и состояния, например: Буря прекратилась — отряд двинулся дальше.
В устной речи первое предложение произносится с повышением голоса и небольшой паузой. Между простыми предложениями делается более растянутая пауза.
5. Бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления. В них факты одного предложения противопоставляются фактам другого предложения, например: Делу время потехе час (пословица); Давно наступили сумерки — она всё ещё сидела в гостиной. (А. Аксаков.)
В устной речи первое предложение произносится с предупреждением, понижением голоса и небольшой паузой.
6. Бессоюзные сложные предложения со значением причины. Второе предложение обозначает причину действия в первом предложении: Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский.)
Примечания:
• От первого предложения можно поставить вопрос почему?
• Ко второму предложению можно добавить союз потому что.
В устной речи первое предложение произносится с предупреждением, понижением голоса и небольшой паузой.
7. Бессоюзные сложные предложения со значением следствия. Во втором предложении выражается причина, а в первом — результат действия, например:
Мы в трауре, так балу дать нельзя. (А. Грибоедов.) Между предложениями делается большая пауза.
Примечание:
• Ко второму предложению можно добавить союз вследствие чего.
— Какие предложения называются бессоюзными сложными?
— Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?
— Каковы условия постановки в бессоюзном сложном предложении запятой? Точки с запятой? Двоеточия? Тире?
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Анализ примеров.
а) Старинная русская игра была нежна и печальна: перебор «Камаринской» угадывался в ней за тоскливым зовом ладов, густые хрипловатые вздохи басов протяжно оттеняли ладовую перекличку, щемящие переходы были целомудренно-чисты, и от всего веяло неведомой силой, неведомой горечью. (В. Белов.)
б) Трубы подняли воинский лагерь на заре. Едва умылись, кто в ручье, кто росой, сотские стали скликать своих. Утро было ясное, бестуманное, отрядами в молчании сходились к середине луга. Пахло ладаном — перед войском явились попы с кадильницами, потом показался санный возок с хоругвями, его сопровождали верховые в тёмных рясах, на иных белые клобуки. Из саней вышел высокий человек в рогатой митре и парчовой ризе. (Вл. Возовиков.)
Объяснение трудных слов:
Митра — позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками.
Клобук — высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор.
Хоругвь — 1. В старину: войсковое знамя; 2. Принадлежность церковных шествий — укреплённое на древке полотнище с изображением Христа, святых. (в тексте — второе значение)
Риза — 1. Облачение, одежда священника при богослужении; 2. Оклад на иконе.
Оклад — тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лица и рук.)
в) А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух. (И. А. Гончаров.)
г) ...Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс — пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь — мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу оттолкнуть её от себя — она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. (
М. Ю. Лермонтов.)
Домашнее задание
1. Упр. 259.
2. Повторить правописание приставок на з-с, при- и пре-. Подготовиться к словарному диктанту;
3. Повторить пунктуацию при прямой речи.
Урок 47
Прямая и косвенная речь
Цели урока:
Обобщение знаний по теме «Прямая речь»; закрепление умения перестраивать предложения с прямой речью в косвенную; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Проверить задания 1, 2, 3 к упр. 259.
2. Словарный диктант на правописание приставок.
Здоровье, сумасшедший, возраст, изжить, воскресение, испокон веку, рассольник, бессчётный, восшествие, ни зги не видно, раскрасавец, чересседельник, чрезмерный, розыскной, сгущённый, сдуть, рассвирепеть, всколыхнуть, расшить, беззлобный, расчёска, прибрежный, презабавный, президент, беспристрастный, преображать, призреть сироту, прельщать, препятствие, пресловутый, презренный человек, престарелый житель, премьера, приостановиться, преобразовать, примитивный, предание старины, пригореть.
II. Работа по теме урока
— Дайте определение прямой речи. (Дословная передача чужой речи с сохранением всех авторских особенностей.)
— От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? (От места прямой речи по отношению к словам автора.)
— Отразите это в схемах.
• «П», — а. «П?» — а. «П...» — а.
• А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П...»
• «П, — а, — П». «П, — а: — П».
• «П, — а. — П». «П! — а. — П».
• А: «П», — а. А: «П!» — а. А: «П!» — а.
1. Анализ текста.
1) Павел подошёл к двери, толкнув её рукой, спросил: «Кто там?» 2) Он (Рыбин) густо и громко сказал: «Здравствуйте, Ниловна!» 3) «Только разум освободит человека», — твёрдо сказал Павел. 4) «Ух, смело говорит», — толкнув мать в плечо, сказал высокий, кривой рабочий. 5) «Вам бы вступиться за Павла-то, — воскликнула мать, вставая, — ведь он ради всех пошёл». 6) «Это вы? — воскликнула Власова, вдруг чему-то радуясь. — Егор Иванович!» 7) «Когда пойдёте на свидание с Павлом, — говорил Егор, — скажите ему, что у него хорошая мать». 8) «Павел — редкий человек, — тихонько произнёс хохол, — железный человек». 9) «Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону», — твёрдо заявлял Павел. 10) «Мама, — сказал Павел, — вы сходите, принесите книг!»
(М. Горький. «Мать»)
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
— Что такое диалог? (Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц.)