Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примеры технологий в воспитании
Технологии в воспитании.
Технология совместного творческого воспитания.
Научный базис технологии – обеспечение базового процесса воспитания на основе внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками.
Технологии совместного творческого воспитания предполагают опыт совместного думания на основе сопоставления разных точек зрения , идей, отбора рациональных предложений, их обогащения, развития, а также опыт совместного делания.
Психологическое содержание технологии – отношение заботы.
ТСТВ обеспечивает:
- целостный подход к воспитанию личности,
- совместную внутренне мотивированную деятельность, диалогическое общение,
- нравственно-ценностное отношение.
Принципы ТСТВ
-
Вера в неограниченные потенциальные возможности каждого. Восприятие его как неповторимой индивидуальности, активного, инициативного человека. -
Учет индивидуальных и типологических особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников конкретной группы. -
Добровольность участия воспитанников , свобода выбора как формы, так и способов его реализации. (не подчинение меньшинства большинству, а общая заинтересованность). -
Выстраивание всего процесса – от рождения идеи до ее воплощения – с учетом предложений участников – от мнения каждого к общему мнению. -
Реализация доминантной позиции воспитателя, не диктатора и наблюдателя, а активного участника, субъекта целеполагания и организации дела. -
Наличие гибких, обновляющихся органов самоуправления, смена поручений (каждый управляет и исполняет). -
Рефлексивное осмысление собственных действий, включающее механизмы самовоспитания.
Компоненты деятельности в ТСТВ
Компоненты деятельности | Компоненты технологии |
| Совместное планирование деятельности. |
| Совместное ее осуществление |
| Совместный анализ полученного результата |
ВНИМАНИЕ!
-
Все компоненты технологии должны осуществляться в логической последовательности, быть взаимосвязанными и взаимообусловленными. Исключение любого фрагмента технологии, нарушение последовательности в ее реализации приводят к разрушению деятельности и как следствие организации принудительных действий воспитанников.
-
Знание теории вопроса будет способствовать целостному применению технологии.
Недостаточно подготовленные воспитатели часто исключали или свертывали до предела значимые части технологии. Субъектами в процессе организации совместных творческих дел выступают педагоги и воспитанники в равной мере. Это стержень технологии. Авторитарная позиция педагога приведет к деформации отношений заботы, которые предполагаются по отношению ко всем участникам общего дела.
-
Нарушение логической последовательности приведет к спонтанной активности, слепой разрядке энергии в пространство и как следствие низкий уровень общего позитивного эмоционального фона в воспитательной работе , который не позволяет выйти на уровень чувств и эмоций воспитанников.
Особое место занимает технология совместного творческого дела
Организация совместного творческого дела
«Совместное творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат». И.П. Иванов
Цель: научить детей работать вместе, трудолюбию, взаимопомощи, заботе друг о друге, развивать коммуникативные навыки, творческие способности, ответственность, чувства долга и совести.
Структура технологии
Стадии | Педагогическое целеполагание | Методы, формы деятельности коллектива |
1.Предварительная работа воспитателей. |
| «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые засады», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте. |
2.Коллективное планирование |
| Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск, открытая дискуссия, деловая игра, побуждение ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием. Выборы Совета дела. |
3. Подготовка дела |
| Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское требование, контроль, обсуждение, поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой. Уточнение, утверждение проекта СТД |
4. Проведение дела |
| СТД : общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные. Формы: операции, эстафеты, диспуты, конкурсы, смотры, соревнования и т.д. |
5. Подведение итогов. Совместный анализ дела |
| Сбор-огонек, похвала, поддержка, высказывание мнений, межгрупповая дискуссия, поиск лучших решений. Воспитатель подводит итоги выполнения собственных воспитательных задач. |
6. Ближайшее последствие проведенного дела |
| Доверие, радостная перспектива, похвала, пожелания, выполнение чередующих поручений, преемственность в делах, перспектива, взаимопомощь, завершение того, что не успели, поиск причин успеха (неуспеха), общий эмоциональный настрой. |
Cхема проведения коллективного творческого дела
Мероприятия, шаги. | Сроки прове- дения.. | Ответст венный. | Ресурсы | Сторон- ники | Против-ники | Ожидаемые результаты- | ||
есть | требу-ются | количест венные | Качествен-ные | |||||
1. Мероприятия, шаги. информационно-рекламная работа.
| | | | | | | | |
2. Выбор координационного центра. | | | | | | | | |
3. 3.Составление программы работы координационного совета. | | | | | | | | |
4. Работа координационного совета по реализации программы. | | | | | | | | |
5.Подведение итогов (анализ и прогноз). | | | | | | | | |
Необходимым дополнением к технологии совместного творческого воспитания являются современные технологии – технология рефлексивного самовоспитания и технология педагогической поддержки
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
(ТИРС)
Разработана преподавателями научной методологической школы, возглавляемой О.С. Анисимовым и П.Г. Щедровицким (Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования).
В основе лежит механизм самовоспитания. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы саморегуляции.
Рефлексия – один из компонентов внутренне мотивированной деятельности.
Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после событий», чтобы учиться на собственном жизненном опыте.
Задача технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
В основе ТИРС лежит идея педагогического взаимодействия с целью более глубокого осмысления отношений школьников к себе и окружающей среде.
Для применения ТИРС важно наличие педагогической ситуации, которую имеет смысл повторно пропустить через индивидуальное восприятие ребенка с целью создания условий для активизации процесса осознания, способствующего внутреннему подкреплению нравственно-ценных отношений и осуждению негативных, что и стимулирует процесс самовоспитания.
Назначение ТИРС
-
Может использоваться как самостоятельная программа развития личности, так и в сочетании с другими технологиями в качестве составной части. -
Может применяться как по окончании совместных творческих дел, так и внутри отдельных звеньев технологии совместного творческого воспитания, при подготовке общего дела, при конфликте и дискомфорте в процессе совместной деятельности. -
ТИРС присущ гуманистический характер отношений, что позволяет успешно обеспечить механизм самовоспитания, саморегуляции.
Любой человек неохотно подчиняется требованиям извне, тем более высказанным публично и прямолинейно.
Самое результативное требование то, которое человек предъявляет себе сам с учетом индивидуальных факторов.
Новые технологии воспитания переносят проблемы учащихся на их собственные плечи, делая их самих ответственными за свой выбор, за свои решения.
Правила организации индивидуального рефлексивного самовоспитания.
-
Нельзя уличать учащегося в неискренности и нечестности, даже если он явно обманывает других в данный момент. В критической ситуации действует инстинкт самосохранения, свойственный и взрослым, и детям. Затем начинается работа мысли и чувства. -
Нее следует давать оценку событиям: хорошо, плохо, целесообразнее. Важно включать школьников в самооценку, сравнение своего поступка с нормами жизни. -
Не следует критиковать выбор позиции ученика. Она может быть положительной, соответствующей норме, а может быть иной, однако, отрицательное отношение к нормам жизни имеют единицы. -
Важно, чтобы воспитанники сами, путем сопоставления противоположных точек зрения приходили к правильному выбору (лучше, когда в группе есть положительная и отрицательная позиция). -
Обсуждение ситуации или проблемы должно быть конкретным. В разговоре вместо МЫ и ВСЕ должно звучать «Я ТАК ДУМАЮ».
Форма технологии ИРС
Ситуационный классный час
Жизнь любого человека состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, фактов, явлений, в которых проявляются характер, привычки культура поведения человека.
Цель: развитие индивидуального сознания, коррекция на этой основе поведения воспитанников.
Компоненты технологии
-
Осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения и ее внутреннее приятие. -
Наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме с целью ее дальнейшего анализа. -
Внутренняя фиксация «Я-позиции» по обсуждаемому вопросу. -
Определение причины «Я-позиции» в обозначенной ситуации. -
Внутреннее сравнение «Я-позиции» с общественно значимой нормой. -
Рефлексия всего события. -
Свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой. -
Обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я-позицию» с социальными нормами. -
Мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу, явлению.
Описать подробно ситуационный классный час не представляется возможным. Можно представить только технологические компоненты внешнего воздействия при его проведении. Кроме того существует внутренний механизм: уровень замотивированности учащихся на участие в общей беседе и реальный результат выражается в их стремлении к самоизменению.
Чем чаще и корректнее проводятся рефлексивные заставки и на уроке, и в послеурочной деятельности, тем охотнее включаются школьники в анализ собственной деятельности и поведения, тем активнее работают механизмы саморегуляции.
Основной мотив работы педагога в технологии ИРС – сохранение чести и достоинства воспитанника. Технология ИРС должна быть продолжена технологией педагогической поддержки.
Технология индивидуальной педагогической поддержки
Цель: педагогическая поддержка тех воспитанников, которые внутренне готовы к изменению отношения к себе, окружающим людям, но выполнить эту сложную работу по изменению себя без помощи взрослых не способны.
Организуя индивидуальную педагогическую поддержку при индивидуализированном воспитании, педагог стремится работать с внутренними психологическими механизмами