Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы игры:

  1. если ролевая игра проводится впервые, подробно объясните правила;

  2. распределите роли;

  3. если необходимо, проведите организационную подготовку – пересадите участников, переместите столы и т.д. Это дает время настроиться на игру;

  4. проведите игру.

При необходимости можно игру можно останавливать в любой момент, чтобы проанализировать тот или иной фрагмент и даже переиграть его.

В конце игры задайте участникам вопросы, которые помогут им сформулировать свое отношение к игре и поднимаемой ею проблеме [7, 10].
Деловая игра

Деловая игра – это системный способ моделирования различный управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучение ртдельных лиц и групп принятию решений (9, 201).

Обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учнбной ситуации контекста конкретной ситуации профессиональной деятельности (Вербицкий А.).

Сущность и спкцифика деловой игры

  1. Деловая игра – разновидность имитационного моделирования – игрового построения, представляющего собой «заместителя» реальных жизненных или профессиональных ситуаций, и связывают с исполнением соответствующих данным ситуациям ролей (ролевые деловые игры).

  2. Деловая игра как способ интенсификации творческой мыслительной деятельности в условиях организации группового и коллективного взаимодействияпо выработке и последовательности решений в искусственно созданной ситуации, не обязятельно требующего ролевого поведения (организационно-деятельностные игры – ОДИ, проблемно-деловые игры - ПДИ).


Ролевую деловую игру можно рассматривать как способ воспроизведения в учебной деятельности ролевых функций и установок для моделирования процесса принятия производственных решений, возможных взаимоотношений, характерных для конкретной профессиональной деятельности.
Значение деловой игры

  1. Обеспечение одновременного решения многих задач, благодаря многоплановости, комплексному характеру игры.

  2. Создание условий для глубокого и полного усвоение учебного материала на основе системного применения знаний в процессе одновременного учебных и моделируемых профессиональных проблем, синтезирование знаний из разных дисциплин и преодолении их разобщенности в сознании обучаемого.

  3. Интенсификация учебной деятельности, создание условий для развития творческого мышления в процессе анализа производственных ситуаций и поиска нестандартных способов их решения.

  4. Стимулирование развития личностного потенциала обучающегося, его самореализацию, самоутверждение.

  5. Формирование интереса и эмоционально-ценностного отношения к учебной и профессиональной деятельности.

  6. Обеспечение освоения человеком опыта выполнения профессиональных функций, а также овладение методологией решения производственных проблем

  7. Выявление творческих и профессиональных способностей и ценностных ориентаций человека, осознание потенциальных возможностей.

  8. Создание условий для эмоционально-психологической разгрузки, снятия психологических барьеров, овладения способами психологической защиты, эмоциональной саморегуляции в трудных профессиональных ситуациях.



Двуплановость игры:

  1. Играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных учебных задач.

  2. Данная деятельность носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью, быть достаточно свободным, раскованным, выступая в определенной роли и снимая психологические зажимы, мешающие проявлять свои возможности и способности.

Внимание:

  • соблюдайте принцип имитационного моделирования содержания и форм профессиональной деятельности (с помощью дидактических средств), не сводите деловую игру к обычному тренингу;

  • соблюдайте принцип проблемности содержания имитационного моделирования и процесса его развёртывания в игровой модели (в основе ДИ лежит система учебных задач в форме описания конкретных ситуаций, содержащих противоречивые данные, взаимоисключающие альтернативы, неполную информацию и т.д.);

  • соблюдайте принцип совместной деятельности: планирования, принятие решений, распределения ролей, реализации, рефлексии;

  • соблюдайте принцип диалогического общения, включённость каждого в совместную деятельность;

  • соблюдайте принцип двуплановости: достижение игровых целей должно служить средством реализации целей обучения и воспитания, развития личности, главное - найти верное соотношение учебных и игровых действий, избегайте «переигрывания», несерьезного отношения к игровой деятельности.

Виды деловых игр

  1. По целевой направленности:

  • ситуационные игры - направленные на анализ предложенных ситуаций, преодоление и разрешение выявленных проблем и овладение способами действий в данных ситуациях;

  • ролевые, позиционные игры – формирование стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с другими;

  • комплексные игры – сочетающие ситуационные и ролевые игры.

  1. По степени «открытости» или «закрытости»:

  • имитационные игры – осуществляется жесткое моделирование стандартной реальной или воображаемой ситуации с закреплением ролей, цель которой – принятие соответствующего профессиональным требованиям решения в данной ситуации (ситуационно-дидактическая игра);

  • инновационные игры – игры открытого типа, где возможно саморазвитие участников, перераспределение ролей, в процессе игры. Применяются для решения нестандартных задач и действий в сложных ситуациях.


  1. По наличию или отсутствию конфликта в сценарии:

  • бесконфликтные (кооперативные) ситуации, в которых реализуется принцип индивидуальных вкладов, где частичное или полное совпадение интересов (следователи, эксперты);

  • игры с нестрогим соперничеством, основанные на конкуренции, соперничестве в разработке проблемы, что делает игру острее и обеспечивает творческую активность, новые идеи и подходы;

  • игры со строгим соперничеством- , основанные на полной противоположности игровых интересов соперников (продажа алкоголя, судебное заседание).

  1. По степени участие в подготовке ДИ:

  • игры с предварительной подготовкой, формирующие умение анализировать и систематизировать исходный материал и проектировать возможные действия и ситуации. Идет исследовательская деятельность на этапе подготовки – сбор, анализ информации, консультирование;

  • деловые блиц-игры без предварительной подготовки, с импровизацией, оперативного применения знаний, овладения опытом принятия решений в экстремальных ситуациях.

  1. По длительности ДИ могут быть:

  • непродолжительными (часть занятия);

  • длительными (одно или несколько занятий).

  1. По способу создания и разрешения проблемных ситуаций:

  • ДИ с изначально заданной ситуацией;

  • ДИ с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Сама ситуация не носит проблемного характера (постройка дома, зоны отдыха и др.). Проблемы возникают в ходе решения ситуации, когда участники занимают конфликтные позиции в соответствии с принятыми ими ролями.

  1. По дидактическим целям и сфере применения:

  • для создания проблемной ситуации, обеспечивающей мотивацию и целеполагание участников при изучении нового материала;

  • для организации исследовательской работы (для разработки идей нового проекта);

  • для обеспечения систематизации обобщения изученного материала и его применение в конкретной ситуации:

  • для контроля. ДИ направлены на проверку уровня усвоения изученного материала, профессиональной готовности, творческого использования знаний, умений, навыков (творческий зачет, экзамен, где участники сами моделируют ситуации профессиональной деятельности.).


Круглый стол
"Круглый стол" - это эффективный метод активного обучения. Участникам предлагается выдвинуть интересующие их проблемы и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные классифицированные вопросы передаются гостям круглого стола для подготовки к выступлениям и ответам. (Гости - компетентные в данных вопросах специалисты).


Правила:

  1. Необходимо настроить участников встречи на обмен мнениями и поддержание атмосферы свободного обсуждения

  2. Предложить для обсуждения две-три конкретные критические, острые ситуации в данной сфере деятельности. (Видео, аудиоматериалы, фотографии, газетные материалы и др.).

  3. Осуществление контроля вопросов по теме.

  4. Участники "круглого стола" должны представить своё мнение и предложения по обсуждаемой проблеме.

  5. Обсуждение и предложения по обсуждаемой проблеме должны иметь в основном практическую направленность.



Мозговая атака

Целю ролевой игры являетсяразвитие творческой инициативы и быcтpoе генерирование идей.

Ролевая игра может использоваться воспитателем для решения определенных проблем или ответа на заданный вопрос [8].

  1. Определить тему.

  2. Сформулировать вопрос мозговой атаки, который предполагает множество ответов.

  3. Внести идею и предложения. Ответы излагаются членами группы на листе бумаги в виде коротких фраз. (Объяснить группе, что идеи нельзя комментировать, редактировать, пока идет мозговая атака; идеи дважды не повторяются; записывать все новые предложения, без остановки; остановить мозговую атаку лишь тогда, когда все идеи закончатся);

  4. Прокомментировать записанные идеи и обсудить.


Составление и защита проектов

Цель защиты проектов - формирование у детей чувства ответственности, творчества, мастерства.

  1. При составлении проектов воспитатель должен опираться на активность детей, которые в процессе мозговой атаки выходят на замысел проекта.

  2. Важно, чтобы дети и воспитатели, вместе определили:

  • время работы над проектом;

  • используемые материалы;

  • форму представления проекта (схема - паутинка, коллаж, рисунок, инсценирование, монтаж, выставка, коллекция и др.);

  • как будет осуществляться защита проектов: одним человеком - спикером от группы или всеми членами малой группы?

Рекомендуем воспитателю защиту проектов использовать на этапе обобщения по разделу, теме [9].
Галерейная прогулка

Цель галерейной прогулки - научить воспитанников ценить свое и иное творчество, самостоятельно осмыслить и самостоятельно проанализировать идею, замысел и характер исполненных произведений.


  1. Дети выполняют задания в тетради или на листах бумаги так, чтобы все работы можно оформить и продемонстрировать.

  2. На вернисаже детского рисунка дети рассматривают и изучают творчество своих товарищей, дают им свою эмоциональную и чувственную оценку, сопоставляют со своим произведением.

  3. После «прогулки» по галерее детских рисунков воспитатель может попросить

детей рассказать о своем рисунке или об особо понравившемся рисунке.

Ребенок испытывает чувство гордости и радости за свой рисунок и рисунки своих друзей, учится тактично высказывать свои суждения и оценки по поводу увиденного в галерее [1].
Минутка тишины

Минутка тишины является инструментом самоанализа обучаемой личности в процессе учения.

Проведение воспитателем «минутки тишины» в ходе занятия создает предпосылку для того, чтобы ребенок смог регулировать ритм сердца и дыхания, уменьшить стресс и напряжение тела, сконцентрироваться на своих мыслях, осмыслить свое «Я». Также лучше осознать свои чувства и эмоции, сфокусировать свое внимание и увеличить способность к сосредоточению и самоосмыслению, сконцентрироваться на идеи занятия, развить дар интуиции. Применение данного приема на различных этапах урока самопознания дисциплинируют детей.

Воспитателю рекомендуется при применении данного упражнения обратить внимание на позу ребенка, на его дыхание, умение расслабиться. «Минутку тишины» желательно проводить на фоне тихой музыки [1].

Круг радости и круг «От сердца к сердцу»

Круг радости и круг «От сердца к сердцу» - это обязательные приемы нравственно-духовного воспитания, которыми начинается и заканчивается процесс обучения. Педагогический смысл данного приема заключается в том, чтобы в процессе образования «круга радости» и круга «От сердца к сердцу» каждый ребенок чувствовал себя принятым и активно принимал других, пользовался доверием и не боялся доверять другим. Дети вместе с воспитателем образуют круг и исполняют различные песни, сопровождая их различными движениями. Тексты «круга» должны быть разнообразными. Их главное назначение – отражать темы уроков в соответствии с актуализированной духовной ценностью. В связи с этим «круг радости» можно рассматривать и как «круг венок природы», и как «круг доверия». Особенности «круга радости» и круга «От сердца к сердцу» заключаются в том, что «круг радости» проводится в начале урока, а круг «От сердца к сердцу» - по завершению занятия. При проведении круга «От сердца к сердцу» воспитатель и ребенок делятся своими впечатлениями, суждениями и размышлениями по теме занятия [1].