Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глоссарий
Воспитание – управление процессом формирования и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого процесса условий (Х.Й.Лийметс).
Воспитательная технология – есть устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, относительно независимая от его личностных особенностей, гарантированно ведущая к воспитательному результату, заявленному в целях.
Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Желание – это существующее идеально (в сознании человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
Личность – субъект общественных отношений и сознательной деятельности; человек, рассматриваемый с точки зрения его общественных отношений, как член определенного общества.
Деятельность- активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Действия – единица деятельности, имеющая свою частную цель и задачу, подчиненные общему мотиву деятельности.
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Методика – система правил действий педагога, безотносительно от того, кто ее будет осуществлять.
Мотивационная сфера – это желания человека.
Мотив – форма проявления потребности, побуждающая человека к определенной деятельности; то, ради чего эта деятельность совершается
Прием – относительно законченный элемент воспитательной технологии, способ педагогических действий в определенных условиях. Составная часть или отдельная сторона метода.
Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после событий», чтобы учиться на собственном жизненном опыте.
Техника – понятие того же уровня, что и прием, используется для описания педагогического общения (термин из практической психологии).
Я-концепция - это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе. Что Я знаю о себе. Как Я отношусь к себе. Что Я думаю о себе. Как Я оцениваю себя. Я – реальное, какой а самом деле, Я – идеальное, каким хочу быть, Я – зеркальное, как меня воспринимают другие.
Литература
-
В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989. -
Н.В.Белкина. Диалог ребенка со сверстниками: общие проблемы детского сада и начальной школы. // Начальная школа.- №4, 2003. -
А.К. Колеченко. Психология и технологии воспитания. - С-П 2006. -
Г.Ю. Ксензова. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя, Москва, 2004г. -
А.М. Кушнир. Методический плюрализм. // Школьные технологии, №4, 2004. -
Л.И.Маленкова. Воспитание в современной школе. – Москва, 1999. -
Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова. Основы профессионально-педагогической деятельности. Москва, 2002. -
С.Д. Поляков. Технологии воспитания. – М. «Владос», 2002. -
С.Д. Поляков. Реалистическое воспитание. – Москва, 2004. -
С.Д. Поляков. Психопедагогика воспитания и обучения. М. Новая школа. -
Методика воспитательной работы. Под редакцией В.А. Сластенина. – Москва, 2004. -
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии.- Москва, 1998. -
Г.К. Селевко. Технологический подход в образовании. // Школьные технологии. №4, 2004. -
Н.Е. Щуркова. Педагогическая технология. - Москва, 1999. -
Педагогика. Под редакцией В.А. Сластенина. - М., 1999. -
Педагогика. Под редакцией С.А.Смирнова. - М., 1999.
Ролевая игра
Ролевая игра - особый метод обучения, техника, которая предполагает, что несколько участников или малая группа разыгрывают жизненную ситуацию перед большой группой в качестве зрителей. Ролевая игра позволяет воссоздать и изучить социальную проблему, межгрупповой конфликт.
Цель и задачи ролевой игры:
-
Создать безопасную атмосферу, в которой можно смоделировать проблемную ситуацию, попробовать новые виды поведения -
Осознать собственные отношения, чувства, особенности поведения в различных жизненных ситуациях. -
Поиск и освоение новых способов применения знаний и способов действий в жизненных ситуациях – моделирование. -
Освоить новые способы поведения. -
Развивать способность понимать других
Ожидаемый результат: изменение отношения участников игры к разыгрываемой ситуации.
Особенности ролевой игры:
-
Минимальная предварительная подготовка. -
Спонтанность -
Гибкость в поведении
Условия проведения РИ:
-
игра должна содержать проблему или конфликт; -
у участников должна быть возможность быть успешным в игре; -
принцип правдоподобия, но не реальности (на заиграться).
Этапы игры:
-
разминка; -
задание (цель, ситуация, выбор и подготовка актеров, задание зрителям, сценарий); -
проигрывание (обязательно поблагодарить участников); -
обсуждение
Рефлексия:
-
Какие чувства и эмоции испытывали, играя роль? -
Насколько реалистично проиграна ситуация? -
Соответствуют ли действия участников ролевым обязанностями и правилам? -
Получилось включение в роль? Или не получилось? Почему? -
Кто из участников лучше всех взаимодействовал с партнерами? -
Отметьте наиболее острые игровые моменты? -
Какие действия в игре можно считать удачными, неудачными, опасными? -
Похожа ли игровая ситуация на реальную? -
Решена ли проблема? -
Как бы поступили Вы? Есть ли другие решения? -
Какой вывод вы сделали? -
Изменилось ли Выше внутреннее состояние после игры?
№ | Преимущества ролевой игры | Проблемы при проведении РИ |
1 | Активно вовлекает детей в обсуждение | Боязнь участника показаться смешным |
2 | Помогает в поиске решений без риска ошибиться | Пропустить момент завершить, остановить игру |
3 | Позволяет войти в образ другого человека и понять его | Другое |
Условия проведения ролевой игры
-
доброжелательная атмосфера; -
энтузиазм и активность ведущего, мягкость и понимание; -
свобода и спонтанность в действиях играющих; -
сфокусированность группы; -
организованное обсуждение.