Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глоссарий
Воспитание – управление процессом формирования и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого процесса условий (Х.Й.Лийметс).

Воспитательная технология – есть устойчивая целенаправленная последовательность действий педагога, относительно независимая от его личностных особенностей, гарантированно ведущая к воспитательному результату, заявленному в целях.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Желание – это существующее идеально (в сознании человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Личность – субъект общественных отношений и сознательной деятельности; человек, рассматриваемый с точки зрения его общественных отношений, как член определенного общества.

Деятельность- активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Действия – единица деятельности, имеющая свою частную цель и задачу, подчиненные общему мотиву деятельности.

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Методика – система правил действий педагога, безотносительно от того, кто ее будет осуществлять.

Мотивационная сфера – это желания человека.

Мотив – форма проявления потребности, побуждающая человека к определенной деятельности; то, ради чего эта деятельность совершается


Прием – относительно законченный элемент воспитательной технологии, способ педагогических действий в определенных условиях. Составная часть или отдельная сторона метода.

Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после событий», чтобы учиться на собственном жизненном опыте.

Техника – понятие того же уровня, что и прием, используется для описания педагогического общения (термин из практической психологии).

Я-концепция - это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе. Что Я знаю о себе. Как Я отношусь к себе. Что Я думаю о себе. Как Я оцениваю себя. Я – реальное, какой а самом деле, Я – идеальное, каким хочу быть, Я – зеркальное, как меня воспринимают другие.

Литература


  1. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989.

  2. Н.В.Белкина. Диалог ребенка со сверстниками: общие проблемы детского сада и начальной школы. // Начальная школа.- №4, 2003.

  3. А.К. Колеченко. Психология и технологии воспитания. - С-П 2006.

  4. Г.Ю. Ксензова. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя, Москва, 2004г.

  5. А.М. Кушнир. Методический плюрализм. // Школьные технологии, №4, 2004.

  6. Л.И.Маленкова. Воспитание в современной школе. – Москва, 1999.

  7. Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова. Основы профессионально-педагогической деятельности. Москва, 2002.

  8. С.Д. Поляков. Технологии воспитания. – М. «Владос», 2002.

  9. С.Д. Поляков. Реалистическое воспитание. – Москва, 2004.

  10. С.Д. Поляков. Психопедагогика воспитания и обучения. М. Новая школа.

  11. Методика воспитательной работы. Под редакцией В.А. Сластенина. – Москва, 2004.

  12. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии.- Москва, 1998.

  13. Г.К. Селевко. Технологический подход в образовании. // Школьные технологии. №4, 2004.

  14. Н.Е. Щуркова. Педагогическая технология. - Москва, 1999.

  15. Педагогика. Под редакцией В.А. Сластенина. - М., 1999.

  16. Педагогика. Под редакцией С.А.Смирнова. - М., 1999.



Ролевая игра

Ролевая игра - особый метод обучения, техника, которая предполагает, что несколько участников или малая группа разыгрывают жизненную ситуацию перед большой группой в качестве зрителей. Ролевая игра позволяет воссоздать и изучить социальную проблему, межгрупповой конфликт.

Цель и задачи ролевой игры:

  1. Создать безопасную атмосферу, в которой можно смоделировать проблемную ситуацию, попробовать новые виды поведения

  2. Осознать собственные отношения, чувства, особенности поведения в различных жизненных ситуациях.

  3. Поиск и освоение новых способов применения знаний и способов действий в жизненных ситуациях – моделирование.

  4. Освоить новые способы поведения.

  5. Развивать способность понимать других

Ожидаемый результат: изменение отношения участников игры к разыгрываемой ситуации.

Особенности ролевой игры:

  1. Минимальная предварительная подготовка.

  2. Спонтанность

  3. Гибкость в поведении

Условия проведения РИ:

  1. игра должна содержать проблему или конфликт;

  2. у участников должна быть возможность быть успешным в игре;

  3. принцип правдоподобия, но не реальности (на заиграться).

Этапы игры:

  1. разминка;

  2. задание (цель, ситуация, выбор и подготовка актеров, задание зрителям, сценарий);

  3. проигрывание (обязательно поблагодарить участников);

  4. обсуждение

Рефлексия:

  1. Какие чувства и эмоции испытывали, играя роль?

  2. Насколько реалистично проиграна ситуация?

  3. Соответствуют ли действия участников ролевым обязанностями и правилам?

  4. Получилось включение в роль? Или не получилось? Почему?

  5. Кто из участников лучше всех взаимодействовал с партнерами?

  6. Отметьте наиболее острые игровые моменты?

  7. Какие действия в игре можно считать удачными, неудачными, опасными?

  8. Похожа ли игровая ситуация на реальную?

  9. Решена ли проблема?

  10. Как бы поступили Вы? Есть ли другие решения?

  11. Какой вывод вы сделали?

  12. Изменилось ли Выше внутреннее состояние после игры?



Преимущества ролевой игры

Проблемы при проведении РИ

1

Активно вовлекает детей в обсуждение

Боязнь участника показаться смешным

2

Помогает в поиске решений без риска ошибиться

Пропустить момент завершить, остановить игру

3

Позволяет войти в образ другого человека и понять его

Другое


Условия проведения ролевой игры

  1. доброжелательная атмосфера;

  2. энтузиазм и активность ведущего, мягкость и понимание;

  3. свобода и спонтанность в действиях играющих;

  4. сфокусированность группы;

  5. организованное обсуждение.