Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Формировать представления детей о том, что значит выполнять какую-нибудь деятельность вместе с другими. (Что значит вместе трудится? Почему дети играют вместе? И т.д.). -
Оказать детям помощь в выборе видов деятельности, соблюдая некоторую последовательность. Ребенок должен выполнить те или иные действия, соответствующие его индивидуальным умениям и навыкам, прежде чем включиться в групповую деятельность. -
Группы комплектовать по двум параметрам: количество детей в группе и их взаимоотношения. (В 1 кл - два, три человека, 2-3 кл. – четыре, пять человек.).
Условия комплектования
- участники должны относиться друг к другу эмоционально положительно или нейтрально.
- обязательное наличие лидера с демократическим стилем управления и достаточно доброжелательным отношением к другим детям.
- к конфликтующим детям уделять особое внимание со стороны педагогов, необходима корректировка поведения таких детей.
-
Использовать разнообразные виды деятельности, это поможет удовлетворить собственную потребность в общении и совместной деятельности и избирательную потребность в общении и деятельности с тем, кто наиболее симпатичен. А также проявить свои умения и способности в других видах деятельности, добиться успеха, утвердить себя в глазах других людей. -
Соблюдать стиль педагогического руководства «Помоги!» или «Не мешай!». -
Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Технология ролевой игры
Нетрадиционный метод в обучении используется воспитателем тогда, когда дети· проявят желание и свои возможности сыграть какую-то роль, проиграть различные варианты поведения, ситуации. Кроме того, применение данного метода в контексте нравственно-духовного образования создает предпосылки для развития уверенности, воспитывает самоуважение, формирует и укрепляет веру ребенка в свои интеллектуальные и творческие способности.
Цель:
-
Практическое обучение поведению в новой, непривычной деятельности. -
Для изучения проблемной ситуации или реального случая, чтобы исследовать, как можно будет (было бы) вести себя, чтобы достигнуть лучшего результата. -
Создание для участников возможности взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя.
Ролевые игры – это один из видов симуляции, когда участник получает возможность проиграть различные варианты поведения в определенной ситуации. Группа получает возможность проанализировать каждый из этих вариантов в отдельности и общий эффект от их сочетания. Ролевые игры дают возможность почувствовать разницу между мыслью (как надо поступить) и действием (проиграть вариант) и освоить способы поведения в реальных ситуациях.
Правила для каждого:
-
Оцени и прими как факт подробности своей роли. -
Будь этой ролью. -
Можешь изменить свое отношение к ситуации в течение игры. -
Будь естественным и эмоциональным. -
Придумывай недостающие подробности, но не выходи за рамки игры. -
Во время игры не подглядывай в инструкцию. -
Не переиграй, это может отвлечь тебя от содержания и цели игры.
Этапы игры.
-
Если ролевая игра проводится впервые, подробно объясните правила. -
Раздайте роли. -
Если необходимо, проведите организационную подготовку – пересадите участников, переместите столы и т.д. Это дает время настроиться на игру. -
Проведите игру. -
При необходимости можно игру можно останавливать в любой момент, чтобы проанализировать тот или иной фрагмент и даже переиграть его. -
В конце игры задайте участникам вопросы, которые помогут им сформулировать свое отношение к игре и поднимаемой ею проблеме.
Технология профессиональной ориентации школьников
Процесс профессионального самоопределения.
И нтерес - избирательное отношение к какой-нибудь
профессиональной деятельности после прочтения
книги, наблюдение за работой увлеченного человека,
пример родителей и др.
Склонности- избирательная направленность человека на
определенную деятельность, устойчивая
потребность ею заниматься.
С пособности - психологические особенности человека,
способствующие успешности в выполнении
определенной деятельности. Способности
опираются на задатки и обнаруживаются только
при включении в деятельность. Первый успех
может стать толчком к возникновению
склонностей.
Профессиональная – совокупность устойчивых мотивов,
н аправленность ориентирующих деятельность личности,
определяющих ее интересы, склонности, идеалы,
убеждения, диктует стиль жизни, выбор профессии
по призванию.
Призвание - идеальная ситуация.
Профессиональный выбор связан с личностной идентификацией, соответствует готовности к профессиональному самоопределению.
Варианты выбора:
-
Идеальный вариант – «зрелая идентичность» - соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределения., осуществляемый по схеме. -
«Проба ролей» или «активный поиск» - характерен для деятельных подростков, которые не теряют надежды найти свое призвание. Они посещают кружки, студии и т.п., ищут любимое дело. -
«Предрешенный вариант», «навязанная роль» - следование родительскому выбору. -
Неблагоприятный вариант, не сложившийся выбор. «Диффузная» группа школьников, безразличных, легко перемещающихся в третий вариант.
Этапы технологии
-
Постановка цели. Цель практически одна – достижение школьником более высокого уровня в прфессиональном самоопределении, достижение призвания. -
Изучение профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников с помощью анкетирования.
Требования к анкете
-
она должна содержать вопросы, позволяющая составить представление о школьнике т.е. имя, возраст, профессии родителей, их отношение к выбору школьника; -
выявить интересы школьника, любимые предметы, нелюбимые предметы, сведения об успеваемости; -
выявить, чем любит заниматься в свободное время, соотносится ли это с учебными предметами. -
Выявить, кто или что повлияло на выбор профессии, что поможет узнать, устойчив ли этот выбор.
Изучение учебных интересов школьников. (Методика «Карта интересов», «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов» Л.Голомштока и О.Мешковской).
Информирование школьников о типах профессий и о возможности получения профнссионального образования. Можно использовать различные методы профессионального просвещения: беседа «Защита профессий», экскурсии, встречи и др. Разъяснение классификации профессий «человек - природа», «человек -техника», «человек - человек», «человек - знаковые системы», «человек - художественный образ».
Изучение профессиональных склонностей . Для этой цели использовать методику Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).
Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. Для осуществления этого этапа лучше привлечь профессионального психолога.
Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, любой может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей.
Другие профессии предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека (летчики, космонавты, машинисты, монтажники-высотники).
-
Профессиональная консультация школьника – не является завершающим этапом в работе по развитию интересов, склонностей и способностей. Главная цель профессиональной консультации – на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.
Правила для педагога.
-
Нельзя рекомендовать одну или несколько профессий (этика психолога). -
Не торопиться с выводом о профессиональной деятельности, которая будто бы подходит школьнику. Выбор за ним. Педагоги только оказывают помощь.
Схема разговора с учащимися (Е.А.Климов)
-
Личные профессиональные планы (ЛПП). -
Мнение родителей о профессиональном выборе – позиция старших (ПС). -
Мнение учителей и позиция учителя (ПУ). -
Информированность о профессии (Инф). -
Склонности школьника (Скл). -
Способности школьника (СП). -
Уровень притязаний. Соответствие желаний школьника и его возможностей (УП): адекватный, завышенный, заниженный. -
Мнение или позиция товарищей (ПТ). Важно предостеречь от ошибки, когда поступают «за компанию».
Ролевая игра
Ролевая игра является наиболее эффективной в процессе воспитания детей. Создание условий для обеспечения игры, особенно ролевой игры как свободной спонтанной деятельности в обстановке безопасности, свободного времени, отсутствия оценки поведения в этот момент, возможности побыть одному или самому выбирать партнера – основная задача воспитателя. Ребенок через игру познает мир, человеческие отношения, приобретают социальный опыт, что так важно для детей лишенных родительской заботы.
Нетрадиционный метод в обучении используется воспитателем тогда, когда дети· проявят желание и свои возможности сыграть какую-то роль, проиграть различные варианты поведения, ситуации. Кроме того, применение данного метода в контексте нравственно-духовного образования создает предпосылки для развития уверенности, воспитывает самоуважение, формирует и укрепляет веру ребенка в свои интеллектуальные и творческие способности [2].
Цель ролевой игры.
-
Практическое обучение поведению в новой, непривычной деятельности. -
Исследование проблемной ситуации или реального случая, чтобы исследовать, как можно будет (было бы) вести себя, чтобы достигнуть лучшего результата. -
Создание возможности для участников взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя.
Ролевые игры – это один из видов симуляции, когда участник получает возможность проиграть различные варианты поведения в определенной ситуации. Группа получает возможность проанализировать каждый из этих вариантов в отдельности и общий эффект от их сочетания. Ролевые игры дают возможность почувствовать разницу между мыслью (как надо поступить) и действием (проиграть вариант) и освоить способы поведения в реальных ситуациях.
Правила для каждого участника игры:
-
оцени и прими как факт подробности своей роли; -
войди в роль; -
можешь изменить свое отношение к ситуации в течение игры; -
будь естественным и эмоциональным; -
придумывай недостающие подробности, но не выходи за рамки игры; -
не подглядывай в инструкцию; -
не переиграй, это может отвлечь тебя от содержания и цели игры.