Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Формировать представления детей о том, что значит выполнять какую-нибудь деятельность вместе с другими. (Что значит вместе трудится? Почему дети играют вместе? И т.д.).

  2. Оказать детям помощь в выборе видов деятельности, соблюдая некоторую последовательность. Ребенок должен выполнить те или иные действия, соответствующие его индивидуальным умениям и навыкам, прежде чем включиться в групповую деятельность.

  3. Группы комплектовать по двум параметрам: количество детей в группе и их взаимоотношения. (В 1 кл - два, три человека, 2-3 кл. – четыре, пять человек.).

Условия комплектования

- участники должны относиться друг к другу эмоционально положительно или нейтрально.

- обязательное наличие лидера с демократическим стилем управления и достаточно доброжелательным отношением к другим детям.

- к конфликтующим детям уделять особое внимание со стороны педагогов, необходима корректировка поведения таких детей.

  1. Использовать разнообразные виды деятельности, это поможет удовлетворить собственную потребность в общении и совместной деятельности и избирательную потребность в общении и деятельности с тем, кто наиболее симпатичен. А также проявить свои умения и способности в других видах деятельности, добиться успеха, утвердить себя в глазах других людей.

  2. Соблюдать стиль педагогического руководства «Помоги!» или «Не мешай!».

  3. Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Технология ролевой игры

Нетрадиционный метод в обучении используется воспитателем тогда, когда дети· проявят желание и свои возможности сыграть какую-то роль, проиграть различные варианты поведения, ситуации. Кроме того, применение данного метода в контексте нравственно­-духовного образования создает предпосылки для развития уверенности, воспитывает самоуважение, формирует и укрепляет веру ребенка в свои интеллектуальные и творческие способности.

Цель:

  1. Практическое обучение поведению в новой, непривычной деятельности.

  2. Для изучения проблемной ситуации или реального случая, чтобы исследовать, как можно будет (было бы) вести себя, чтобы достигнуть лучшего результата.

  3. Создание для участников возможности взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя.

Ролевые игры – это один из видов симуляции, когда участник получает возможность проиграть различные варианты поведения в определенной ситуации. Группа получает возможность проанализировать каждый из этих вариантов в отдельности и общий эффект от их сочетания. Ролевые игры дают возможность почувствовать разницу между мыслью (как надо поступить) и действием (проиграть вариант) и освоить способы поведения в реальных ситуациях.


Правила для каждого:

  • Оцени и прими как факт подробности своей роли.

  • Будь этой ролью.

  • Можешь изменить свое отношение к ситуации в течение игры.

  • Будь естественным и эмоциональным.

  • Придумывай недостающие подробности, но не выходи за рамки игры.

  • Во время игры не подглядывай в инструкцию.

  • Не переиграй, это может отвлечь тебя от содержания и цели игры.

Этапы игры.

  1. Если ролевая игра проводится впервые, подробно объясните правила.

  2. Раздайте роли.

  3. Если необходимо, проведите организационную подготовку – пересадите участников, переместите столы и т.д. Это дает время настроиться на игру.

  4. Проведите игру.

  5. При необходимости можно игру можно останавливать в любой момент, чтобы проанализировать тот или иной фрагмент и даже переиграть его.

  6. В конце игры задайте участникам вопросы, которые помогут им сформулировать свое отношение к игре и поднимаемой ею проблеме.


Технология профессиональной ориентации школьников

Процесс профессионального самоопределения.
И нтерес - избирательное отношение к какой-нибудь

профессиональной деятельности после прочтения

книги, наблюдение за работой увлеченного человека,

пример родителей и др.
Склонности- избирательная направленность человека на

определенную деятельность, устойчивая

потребность ею заниматься.
С пособности - психологические особенности человека,

способствующие успешности в выполнении

определенной деятельности. Способности

опираются на задатки и обнаруживаются только

при включении в деятельность. Первый успех

может стать толчком к возникновению

склонностей.

Профессиональная – совокупность устойчивых мотивов,

н аправленность ориентирующих деятельность личности,


определяющих ее интересы, склонности, идеалы,

убеждения, диктует стиль жизни, выбор профессии

по призванию.

Призвание - идеальная ситуация.
Профессиональный выбор связан с личностной идентификацией, соответствует готовности к профессиональному самоопределению.

Варианты выбора:

  1. Идеальный вариант – «зрелая идентичность» - соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределения., осуществляемый по схеме.

  2. «Проба ролей» или «активный поиск» - характерен для деятельных подростков, которые не теряют надежды найти свое призвание. Они посещают кружки, студии и т.п., ищут любимое дело.

  3. «Предрешенный вариант», «навязанная роль» - следование родительскому выбору.

  4. Неблагоприятный вариант, не сложившийся выбор. «Диффузная» группа школьников, безразличных, легко перемещающихся в третий вариант.

Этапы технологии

  1. Постановка цели. Цель практически одна – достижение школьником более высокого уровня в прфессиональном самоопределении, достижение призвания.

  2. Изучение профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников с помощью анкетирования.

Требования к анкете

  • она должна содержать вопросы, позволяющая составить представление о школьнике т.е. имя, возраст, профессии родителей, их отношение к выбору школьника;

  • выявить интересы школьника, любимые предметы, нелюбимые предметы, сведения об успеваемости;

  • выявить, чем любит заниматься в свободное время, соотносится ли это с учебными предметами.

  • Выявить, кто или что повлияло на выбор профессии, что поможет узнать, устойчив ли этот выбор.

  • Изучение учебных интересов школьников. (Методика «Карта интересов», «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов» Л.Голомштока и О.Мешковской).

  • Информирование школьников о типах профессий и о возможности получения профнссионального образования. Можно использовать различные методы профессионального просвещения: беседа «Защита профессий», экскурсии, встречи и др. Разъяснение классификации профессий «человек - природа», «человек -техника», «человек - человек», «человек - знаковые системы», «человек - художественный образ».

  • Изучение профессиональных склонностей . Для этой цели использовать методику Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

  • Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. Для осуществления этого этапа лучше привлечь профессионального психолога.


  • Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, любой может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей.

    Другие профессии предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека (летчики, космонавты, машинисты, монтажники-высотники).

    1. Профессиональная консультация школьника – не является завершающим этапом в работе по развитию интересов, склонностей и способностей. Главная цель профессиональной консультации – на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

    Правила для педагога.

    • Нельзя рекомендовать одну или несколько профессий (этика психолога).

    • Не торопиться с выводом о профессиональной деятельности, которая будто бы подходит школьнику. Выбор за ним. Педагоги только оказывают помощь.

    Схема разговора с учащимися (Е.А.Климов)

    1. Личные профессиональные планы (ЛПП).

    2. Мнение родителей о профессиональном выборе – позиция старших (ПС).

    3. Мнение учителей и позиция учителя (ПУ).

    4. Информированность о профессии (Инф).

    5. Склонности школьника (Скл).

    6. Способности школьника (СП).

    7. Уровень притязаний. Соответствие желаний школьника и его возможностей (УП): адекватный, завышенный, заниженный.

    8. Мнение или позиция товарищей (ПТ). Важно предостеречь от ошибки, когда поступают «за компанию».




    Ролевая игра

    Ролевая игра является наиболее эффективной в процессе воспитания детей. Создание условий для обеспечения игры, особенно ролевой игры как свободной спонтанной деятельности в обстановке безопасности, свободного времени, отсутствия оценки поведения в этот момент, возможности побыть одному или самому выбирать партнера – основная задача воспитателя. Ребенок через игру познает мир, человеческие отношения, приобретают социальный опыт, что так важно для детей лишенных родительской заботы.

    Нетрадиционный метод в обучении используется воспитателем тогда, когда дети· проявят желание и свои возможности сыграть какую-то роль, проиграть различные варианты поведения, ситуации. Кроме того, применение данного метода в контексте нравственно­-духовного образования создает предпосылки для развития уверенности, воспитывает самоуважение, формирует и укрепляет веру ребенка в свои интеллектуальные и творческие способности [2].

    Цель ролевой игры.

    1. Практическое обучение поведению в новой, непривычной деятельности.

    2. Исследование проблемной ситуации или реального случая, чтобы исследовать, как можно будет (было бы) вести себя, чтобы достигнуть лучшего результата.

    3. Создание возможности для участников взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя.

    Ролевые игры – это один из видов симуляции, когда участник получает возможность проиграть различные варианты поведения в определенной ситуации. Группа получает возможность проанализировать каждый из этих вариантов в отдельности и общий эффект от их сочетания. Ролевые игры дают возможность почувствовать разницу между мыслью (как надо поступить) и действием (проиграть вариант) и освоить способы поведения в реальных ситуациях.

    Правила для каждого участника игры:

    • оцени и прими как факт подробности своей роли;

    • войди в роль;

    • можешь изменить свое отношение к ситуации в течение игры;

    • будь естественным и эмоциональным;

    • придумывай недостающие подробности, но не выходи за рамки игры;

    • не подглядывай в инструкцию;

    • не переиграй, это может отвлечь тебя от содержания и цели игры.