Файл: Примеры технологий в воспитании Технологии в воспитании. Технология совместного творческого воспитания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, учится распознавать скрытые мотивы поведения воспитанников, работать с ними.
Особенностью технологий педагогической поддержки является то, что в любых обстоятельствах педагог занимает сторону воспитанника, выступает как адвокат, защищая его, так как ребенок, более чем взрослый, имеет право на ошибку.
Этапы педагогической поддержки.
Педагогические принципы педагогической поддержки.
Основная функция пед. поддержки выражается:
Технологии группового и коллективного взаимодействия
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии КВ основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата деятельности, включающей в себя вклад каждого участника.
Цели:
Условия организации обучения:
Принципы совместной деятельности:
Способы организации и коллективного взаимодействия
Этапы работы:
10.Выступление представителя от каждой группы с результатами
анализа совместной деятельности.
11Подведение итогов педагогом или экспертной группой.
Организация совместной деятельности среди детей дошкольного и младшего школьного возраста
Особенности взаимодействия детей со сверстниками
На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста взрослый выступает для ребенка значимым объектом окружающего мира. Однако длительная автономия диады «ребенок - взрослый» может привести к деформации детской личности. (Репина Т.А. и др.).
Взаимодействие же детей со сверстниками обладает рядом особенностей:
Взаимодействие со сверстниками, основными формами взаимодействия которого являются общение и совместная деятельность, развивается постепенно, требует усилий со стороны ребенка.
Важнейшим фактором, определяющим и направляющим деятельность вообще и совместную в частности, является цель.
Цель должна осознаваться как общая участниками деятельности, она должна быть принята ими, внутренне одобрена.
Выделим признаки совместной деятельности:
Дети испытывают трудности в принятии общей цели и воспринимают её как индивидуальную. Если не сформирована общая цель, то совместная деятельность просто не состоится. Детям также чрезвычайно трудно удерживать цель деятельности, даже если она осознана участниками и принята ими.
Особое значение имеет мотивация совместной
деятельности.
Благоприятным является то, что большинство детей хотят делать что-то вместе. Иногда желание так сильно, что некоторые готовы выполнять самую не престижную роль в игре, черновую работу. Однако стремление сотрудничать приобретает избирательный характер.
Факторы, влияющие на успех деятельности:
- взаимоотношения детей в группе или классе;
- отношение к деятельности;
- стремление детей утвердить себя как в глазах взрослого, так и в
среде сверстников.
Ребёнок выбирает деятельность, где возможность успеха велика.
Большое значение при этом имеют:
- индивидуальные деятельностные умения и навыки участников
(есть возможность перехода индивидуальной деятельности в
совместную);
- умения и навыки, связанные с согласованием индивидуальных
действий и операций.
У ребенка должны быть развиты простейшие речевые умения для того, чтобы вступить в игру, графические умения, чтобы участвовать в совместном рисовании, интеллектуальные умения для участия в обсуждении со сверстником задачи.
Затруднения младших школьников:
В первые 10 лет ребенок допускает взрослого до участия в своих контактах со сверстниками. В это время необходимо внимание к этой сфере детской жизни со стороны взрослых. Очень важно помочь растущему человеку осознать смысл социального взаимодействия , не подавляющего, а стимулирующего развитие неповторимости каждого его участника. Позднее общество сверстников становится закрытым для вмешательства «посторонних».
Требования для регулирования совместной детской деятельности
Особенностью технологий педагогической поддержки является то, что в любых обстоятельствах педагог занимает сторону воспитанника, выступает как адвокат, защищая его, так как ребенок, более чем взрослый, имеет право на ошибку.
Этапы педагогической поддержки.
-
Помощь воспитаннику в формулировании своей проблемы. -
Разработка вместе с ребенком стратегии деятельности по ее решению с учетом индивидуально-личностных особенностей.
Педагогические принципы педагогической поддержки.
-
Приоритет в решении проблем ребенка принадлежит самому ребенку. -
Роль педагога заключается в создании условий для осознания проблемы и отыскивания способов выхода из ситуации. -
Безусловная поддержка осуществляется в случаях возникновения опасности для жизни и здоровья воспитанника, явного запроса с его стороны о помощи в учебе, здоровье, взаимоотношениях, а так же при условии асоциального поведения ученика. -
Педагог осуществляет защиту прав и интересов ребенка на всем пространстве школьной жизни. -
Педагог основывает свою деятельность на конфиденциальности.
Основная функция пед. поддержки выражается:
-
В помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности. -
В раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей. -
В создании условий для их максимальной реализации. (Якиманская И.)
Технологии группового и коллективного взаимодействия
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии КВ основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата деятельности, включающей в себя вклад каждого участника.
Цели:
-
Развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач. -
Создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновении чувства общности «мы». -
Формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, пониманию других. -
Овладение способами организации совместной деятельности. -
Развитие самосознания личности, самоопределения и самореализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» глазами других. -
Формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности, ответственности за принятое решение, умения разрешать возможные конфликты. -
Развитие устной речи учащихся.
Условия организации обучения:
-
Позитивная взаимозависимость участников, направленность на совместное достижение результатов, понимание зависимости успеха каждого от успеха других. -
Межличностное взаимодействие, взаимопомощь как условие совместного решения задач. -
Совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения. -
Четкое определение целей группы и каждого обучающегося, коллективная и индивидуальная ответственность. -
Совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии. -
Сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого. -
Создание организационных условий (пространственное расположение групп, обеспечивающее диалогическое взаимодействие участников, определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности). -
Особая позиция преподавателя, выступающего в роли координатора совместной деятельности, а также – фасилитатора (облегчать, содействовать, способствовать).
Принципы совместной деятельности:
-
Принцип индивидуальных вкладов. -
Позиционный принцип (выявление и столкновение различных точек зрения на проблему, рассмотрение и выбор наиболее верной или удовлетворяющей большинство). -
Принцип развивающей кооперации (направленность группы на исследование, совместный поиск решения вновь возникающих и усложняющихся задач), способствующий развитию творческого и системного мышления, формированию способности к самоуправлению, со-управлению, саморазвитию. -
Принцип ролевого поведения (в деловых играх, обеспечивающих организацию совместной деятельности).
Способы организации и коллективного взаимодействия
-
Малые группы получают одно и то же задание, представляют его и соотносят его с результатами других групп, дополняя друг друга и исправляя ошибки. -
Группы получают разные задания, представляя результаты на общее обсуждение. -
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. -
Работа групп по принципу «вертушки». Группа последовательно прорабатывает все задания, перемещается к следующему столу , выполняет новое задание или часть общего. -
Работа групп по принципу «эстафеты». Перемещаются не группы, а задание. Каждая группа получает задание, работает, затем передает его другой группе, получая задание от группы, расположенной до нее.
Этапы работы:
-
Деление на группы (методом случайного выбора). -
Размещение групп (полукругом, буквой П, центр свободен). На столах оборудование, соответственно теме. -
Принятие условий (дисциплина, регламент, не выкрикивать, не перебивать, слушать и слышать и др.). -
Дать задание группам. -
Распределение ролей в группах. (Самостоятельный выбор, исключение: когда идет обучение работе в группах, педагог помогает распределить роли). -
Выполнение задания. -
Презентация. -
Вопросы других групп. -
Групповая рефлексия: проводится в каждой группе (анализ работы, оценка эффективности совместной деятельности и вклада других групп).
10.Выступление представителя от каждой группы с результатами
анализа совместной деятельности.
11Подведение итогов педагогом или экспертной группой.
Организация совместной деятельности среди детей дошкольного и младшего школьного возраста
Особенности взаимодействия детей со сверстниками
На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста взрослый выступает для ребенка значимым объектом окружающего мира. Однако длительная автономия диады «ребенок - взрослый» может привести к деформации детской личности. (Репина Т.А. и др.).
Взаимодействие же детей со сверстниками обладает рядом особенностей:
-
Интерес к сверстнику рано становится одной из важнейших социогенных потребностей ребенка, следовательно, общение и совместные действия с другими детьми являются закономерными. Детская душа легче и полнее раскрывается для социального сближения, легче сходятся, скорее привязываются, социально более чутки, чем взрослые (В.В. Зеньковский). -
Отношения между ребенком и взрослыми строятся как иерархические, несимметричные, в которых за взрослыми закрепляется своего рода монополия на рефлексивные сферы деятельности: целеполагание, контроль, оценку (Ж.Пиаже). Общение и совместные действия детей равноправны, что значимо для развития у ребенка критичности, умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать свои действия с другими людьми. -
Взаимодействие со сверстниками строится по типу «субъект – субъект», подчиняясь правилам социальной жизни, уважая других, уважай и себя.
Взаимодействие со сверстниками, основными формами взаимодействия которого являются общение и совместная деятельность, развивается постепенно, требует усилий со стороны ребенка.
Важнейшим фактором, определяющим и направляющим деятельность вообще и совместную в частности, является цель.
Цель должна осознаваться как общая участниками деятельности, она должна быть принята ими, внутренне одобрена.
Выделим признаки совместной деятельности:
-
Осознание цели деятельности как единой и значимой, требующей объединения усилий каждого члена группы. -
Разделение функций и обязанностей между участниками деятельности. -
Установление отношений взаимной ответственности и зависимости при выполнении работы. -
Осуществление контроля и оценки деятельности ее участниками.
Дети испытывают трудности в принятии общей цели и воспринимают её как индивидуальную. Если не сформирована общая цель, то совместная деятельность просто не состоится. Детям также чрезвычайно трудно удерживать цель деятельности, даже если она осознана участниками и принята ими.
Особое значение имеет мотивация совместной
деятельности.
Благоприятным является то, что большинство детей хотят делать что-то вместе. Иногда желание так сильно, что некоторые готовы выполнять самую не престижную роль в игре, черновую работу. Однако стремление сотрудничать приобретает избирательный характер.
Факторы, влияющие на успех деятельности:
- взаимоотношения детей в группе или классе;
- отношение к деятельности;
- стремление детей утвердить себя как в глазах взрослого, так и в
среде сверстников.
Ребёнок выбирает деятельность, где возможность успеха велика.
Большое значение при этом имеют:
- индивидуальные деятельностные умения и навыки участников
(есть возможность перехода индивидуальной деятельности в
совместную);
- умения и навыки, связанные с согласованием индивидуальных
действий и операций.
У ребенка должны быть развиты простейшие речевые умения для того, чтобы вступить в игру, графические умения, чтобы участвовать в совместном рисовании, интеллектуальные умения для участия в обсуждении со сверстником задачи.
Затруднения младших школьников:
-
Трудно осознаёт и принимает заданную педагогом цель деятельности как общую для всех участников и удержать её. -
Трудно согласовывает свои действия с действиями партнеров. -
Трудно принимает точку зрения другого, даже если он прав. -
Трудно оценивает общий результат как «наш» общий результат – всегда хочется подчеркнуть «свой» успех.
В первые 10 лет ребенок допускает взрослого до участия в своих контактах со сверстниками. В это время необходимо внимание к этой сфере детской жизни со стороны взрослых. Очень важно помочь растущему человеку осознать смысл социального взаимодействия , не подавляющего, а стимулирующего развитие неповторимости каждого его участника. Позднее общество сверстников становится закрытым для вмешательства «посторонних».
Требования для регулирования совместной детской деятельности