Файл: Теоретические и практические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
– во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
– во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей – школьников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой взрослым, учителем, создаются играющие детские коллективы, складываются между учениками определенные отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы. Игра является своеобразным видом деятельности, имеющим большое образовательное и воспитательное значение в жизни человека.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно- воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе. В психологии П.А. Рудик исследовал и показал характерные психологические особенности игры. Он считает, что игра органически связана с трудовой деятельностью человека. Игра и труд не одинаковы, поскольку это разные виды деятельности. И действительно, любой школьник отлично разбирается в том, что является для него учебным занятием, а что игрой. «Отличие игры от труда заключается не в психологической структуре этих двух видов деятельности, которая при всем большом наслаждении, которое она может доставить трудящемуся человеку, является общественной обязанностью, предпринимаемой в интересах общества и в связи с этим подчиненной строгому распорядку. Она связана с чувством ответственности за качество.
Элемент обязанности является отличительной особенностью также и учебных занятий, которые в школе именно поэтому признаку противопоставляются игре. Учение и труд связаны с выполнением работы по определенному заданию. Однако никто не может принуждать к игре, и было бы странно видеть детей, играющих по приказанию» [12].

32
Психологи выделяют следующие характерные особенности психологической структуры игр: свободное творчество и самостоятельность ребенка. Это не значит, что в играх нет обязанностей и правил, которым надо подчиняться. Однако свободное проявление деятельности, начатой, продолжаемой и заканчиваемой по собственному желанию, является характерной особенностью игры. «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка», – писал К.Д. Ушинский.
Активный характер деятельности. Игра никогда не может состоять из механических повторений каких-либо действий. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилия мысли», – говорил
А.С. Макаренко. Поэтому было бы неправильно сводить игру к механическому, незаинтересованному выполнению раз и навсегда извне установленных игровых операций.
Эмоциональная насыщенность. Игровая деятельность всегда связана с характерным чувством удовлетворения. В играх дети переживают самые разнообразные чувства: чувство удовольствия от удовлетворения потребности в проявлении собственной активности; общественные чувства, которые неизбежно сопутствуют играм: дружба, сотрудничество, радость, вызываемая успехом в достижении общего дела. Удовольствия в играх испытываются в связи с самим процессом игры, так и в связи с результатами игры, поскольку игры, как и всякая другая деятельность, представляют собой процесс, заканчивающийся достижением определенной цели.
Как считает Б.П. Никитин: «Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию» [14].
Известный педагог и врач Е.А. Аркин уверен, что не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную,


33 увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. «Я как врач восхваляю игру и потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье». [15]
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации, она никогда не предъявляет тех требований, которые ребенок не мог бы выполнить. И, вместе с тем, она всегда требует от него некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием. Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение –
«игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. Посредством игры можно диагностировать, познать ребенка.
Игрою можно ободрить и одобрить. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать у младших школьников важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: «... весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Известный ученый-педагог, профессор С.А. Шмаков дает совет учителям, воспитателям и родителям: «точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок – «существо играющее»». И действительно, любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям, учителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.
А.С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять, надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». [14] Не случайно уделено так много внимания психологии игры. Дело в том, что, несмотря на

34 свое статусное положение в школе ребенок все еще сохраняет психологический облик дошкольника. В его жизнь вошла новая деятельность
– учеба, и она предопределяет и его новую социальную позицию, и новые отношения со взрослыми, и новый взгляд на себя самого. Но сказать, что для детей учебная деятельность безоговорочно стала ведущей, все же нельзя. На практике это означает, что вся жизнь ребенка в классе – его учение и труд, развлечения и взаимоотношения с другими детьми пронизаны игрой.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский утверждают, что надо широко применять игры в учебном процессе, так как они дают возможность облекать познания мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления.
Ш.А. Амонашвили считает, что без игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Многие игры для ребят – это по существу творческая работа. Включение в ткань урока элементов игры дает возможность полнее раскрыться творческим способностям детей. Нельзя недооценивать игру [17]. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.
А.Н. Лук отмечает: «В игре нет принуждения, а также нет непосредственно жизненной, так называемой утилитарной необходимости.
Это чисто добровольная деятельность» [18]. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в учебную деятельность ребенка, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому предмету.
«Развитие интереса имеет определенную тенденцию: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес их внутренней сути. Да и


35 не во всякой игре ее форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела» [20].
«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», – писал К.Д. Ушинский. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого напряжения и приносят в то же время большое удовольствие [21].
А.С. Макаренко писал, что усилия, которые ученик делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а также и такие, которые пригодятся им в жизни. Навыки и умения индивидуальной и коллективной деятельности, которые дети приобретают в игре и труде, а главное уровень личного развития, достигаемый ими, реализуется и развивается в ходе ведущей деятельности – учебы [22].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Необходимость повышения качества знаний учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения активности школьников в учебном процессе, стимулированием их интереса к изучаемым предметам.
Важнейшим средством достижения единства в формировании активности и самостоятельности учащихся является комплексный подход, который предполагает:
– определение путей и способов решения первоочередной задачи обучения – воспитания активности ученика и формирования мотива осуществления самоуправляемой учебной деятельности. Это достигается путем организации иерархизированной системы деятельностей ученика с учетом особенностей уровней формирования личности;
– осуществление всего комплекса управления (Т.И. Шамова [38]), претворение всех этапов управления обучением (Н.Ф. Талызина [35]) как

36 условия преобразования обучения в самообучение и саморазвитие личности ученика;
– реализацию всех принципов оптимизации методов и приемов обучения в их взаимосвязи как показателя обоснованности выбора системы педагогических средств.
В качестве важнейших выделяют следующие направления в его реализации: создание положительного психологического климата; развитие учебной деятельности от информационно-знаковой до духовно- практической; реализация принципа взаимосвязи обучения с производительным трудом.
Изучение и формирование активности будет успешным, если оно имеет объективный характер. Это возможно при соблюдении учителем ряда условий.
Во-первых, представляется необходимым выбрать такие методы, которые являются наиболее надежными и в то же время приемлемыми для школьных условий.
Во-вторых, учителю желательно развить у себя умение не только правильно, но достаточно глубоко и содержательно истолковывать, интерпретировать полученные факты. Этому способствует ознакомление с теориями активизации с учетом возрастных особенностей учения (их видами, уровнями, этапами, качествами).
Для успешного и объективного изучения и формирования активности важно, в-третьих, не только определить ее наличный уровень, но и возможность и быстроту перехода к следующему, на котором прогнозируются индивидуальные трудности и меры педагогической помощи конкретному ученику.
В учебно-воспитательном процессе желательно, в-четвертых, использовать задания как с внеучебным содержанием.


37
Необходимо разнообразить школьную жизнь детей, использовать нетрадиционные и активные методы обучения, такие как технология игрового обучения.
Познавательные, дидактические, интеллектуальные и другие игры, относятся к методам стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Они используются для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности и т.д.).
Игра является неотъемлемой частью народной педагогики, которая опирается на принципы природосообразности, демократизма и гуманизма.
Проблема использования игры в обучении существовала на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и школы. Если средневековая педагогика отказывалась от игр, то в эпоху гуманизма она выдвинула идею о привлекательном обучении (Я.А. Коменский [25],
К.Д. Ушинский [36]). Большое значение игре в воспитательном процессе придавали такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко [28] и др. Хотя в отечественной педагогике в разные периоды истории по-разному подходили к применению игр в учебном процессе, в последние годы актуальной стала идея "учения с увлечением" (В.В. Волина [13], В.В. Давыдов [19],
Д.Б. Эльконин [40]).
Психолого-педагогический анализ теории и практики игры показал, что игровая деятельность выполняет существенную роль в формировании творческой личности ребенка; выступает в качестве естественного психотерапевтического средства; составляет главнейшую сторону детской жизни и является ведущим видом деятельности в школьном возрасте, который воздействует на личность через изменение психического состояния и позволяет установить равновесие между потребностями детей в игре и задачами обучения и воспитания.

38
В данной главе рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр в учебном процессе, в целях активизации деятельности учащихся. Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы ученых к указанной проблеме, и выработать технологию разработки и организации дидактических игр в учебном процессе. Далее мною было проведено экспериментальное исследование, результаты и выводы которого приведены во второй главе работы.
Мотивированность детей тем выше, чем лучше общий настрой в школе, её жизненный уклад, чем интереснее дела внеучебные, в которые вовлекаются ребята. Ведь познавательный интерес – одна из самых сущностных базовых потребностей человека. В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что весьма важно знать и учитывать специфику курса права и его методическую оснащённость, а также психологические особенности и познавательные интересы учащихся, так как эти условия помогают успешно организовать процесс обучения и воспитания с использованием игры. Игра же представляет собой сложный социально – культурный феномен, имеющий многофункциональные возможности. Вопросы сущности игры вообще и дидактической игры в


39 частности остаются актуальными и открытыми до сих пор, а наличие множества классификаций дидактических игр позволяет сделать вывод, что эта игра вызывает большой интерес у учёных и методистов и эта тема остаётся дискуссионной.

40
1   2   3   4   5