Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Игры (у древних русских и славян):
-
бабки (козны - игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек), -
буй (летом, в воскресный или праздничный день после обеда, играющие буем являются на место игры, около грех часов пополудни, большей частью на обширном лугу, охотников играть собирается от 50-100 человек), -
взятие городка (разрушение городка, что строился на реке или на площади населённого пункта изо льда и снега), -
чур (цур, предположительно, это ранняя версия догонялок с использованием защитников или захват территории противников с защитой границ), -
игры в мяч (кила, 2 «ватаги», т. е. толпы или шайки, выходили на поле, где довольно жестко боролись за мяч и пытались «занести» его в «город», ворота соперника), -
лапта (хлопта, русская народная командная игра с мячом и битой, цель - ударом биты послать мяч в поле, перебежать поле до противоположной стороны (кона) и вернуться обратно, не дав противнику «осалить» себя мячом), -
состязания в борьбе (система рукопашного боя, бои проводились обычно с Масленицы до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня), -
в кулачном бою («сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой»), -
в беге (форма ритуального поведения, сама способность быстро бегать становится целью некоторых магических действий); -
в прыжках через костер (Купальский костер - ритуальный огонь, непременный атрибут встречи летнего праздника Ивана Купалы, центр гуляний); -
«медвежья борьба» с имитацией движений зверя (древнейшее направление состязательного поединка славян, ритуальный поединок борцов для отгона демонов бабки Лихо-неудибицы от посева, затем «медвежья борьба»).
-
Наличие системы военно-физической подготовки (былины о богатырях дают сведения об элементах) - своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. В своем развитии восточные славяне, жившие на территории европейской части СССР, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Славянам часто приходилось вести войны
, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. По свидетельству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, силой и выносливостью.
-
Повсеместно распространен кулачный бой: одиночный (сам на сам) и групповой (стенка на стенку) по правилам: «Биться лицом к лицу, грудь с грудью», «В схватку не браться, подножек не ставить», «Лежачего не бить и на чужую сторону не переходить», «Заначку в рукавицу не класть».
Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Это относилось и к одиночным, и к групповым кулачным боям.
-
На Севере особое распространение получили лыжи. Как приспособление в виде длинных полозьев для перемещения по снегу, лыжи издавна употребляются жителями Севера для ходьбы зимою по глубокому снегу. Теперь это еще и самый релевантный и развитый спорт в области. -
Специфическая казачья подготовка: стрельба, верховая езда, гребля. Настоящий казак должен быть крепок и духом, и телом, владеть различными видами боевой подготовки, уметь принимать быстрые и верные решения. Главным девизом Донских казаков, к примеру, всегда было: «..За Веру Православную, Дон-Батюшку и Отечество!» - они находились в состоянии постоянной боевой готовности дать отпор любому врагу. -
Князья и княжеская дружина - целенаправленная физическая подготовка к войне → охота и ристания (состязания в стрельбе и верховой езде, скачке), ФВ носило организованный характер, хотя и не сложилось в такую стройную систему как в Западной Европе (отсутствие турниров и т.п.) -
Православная церковь занимала строго отрицательную позицию по отношению к ФК и ФВ. (крестьянские игры впрямую запрещала, военную тренировку терпела с большими оговорками).ю Физические упражнения и игры - греховны, «еллинское беснование» (различные религиозные движения, которые возрождают и реконструируют древнегреческие религиозные практики, относят к аномальному состоянию человека, разновидности душевно-нравственной «болезни», порабощённость страстями, или такой же увлечённостью этим) видит в них проявление язычества, добивается в 1648 г. запрета кулачных боев. ФВ в княжеской среде сохраняется как необходимое условие (замаливаемый грех - человеку судьба быть ходатаем, за себя или за других, в прощении проступков или в отпущении грехов). -
Аналогичные процессы протекают у других народов на территории России и по мере расширения государства и контактов практикуются заимствования в разных сферах в том числе и в ФК.
Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе - рост и укрепление феодальной государственности, развитие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появилась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспитания.
Кто занимался и интересовался данными вопросами:
-
Авиценна (Ибн-Сина) 980-1037 гг. - «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки»: необходимость строго режима, умеренности в еде и питье, чистоте тела и жилища и физических упражнений: длительная и умеренная ходьба, бег, плавание, стрельба, метания, прыжки.
Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уделил вопросам физического воспитания ученый медик Средней Азии Абу Али Ибн-Сина. Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - «произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию».
«Домострой» XVI в. (полное название - Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) запрещает любые игры, включая шахматы, и развлечения, физические упражнения как отвлекающий от бога, т.к. цель воспитания - страх перед богом.
-
Епифаний Славинецкий XVII в. - «Гражданство обычаев детских» как противопоставление «Домострою». В сочинении была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: «Что украшает играние: постоянство, честное веселие, борзость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и праведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».
Необходимость ФВ, деление игр на «пригодны»: игры в мяч, бег, прыжки и «непригодные» - игры в кости и карты т.к. развивают лукавство и тщеславие, так же непригодны купания, единоборства, лазанье, танцы. Вот, даже в прошлом люди говорили, что эти ваши игры - зло. А если серьезно, то очевидно, грех берется не из азартной игры, а из азартного человека, это просто важно понимать.
Вопрос 1. Осуществление модернизации и переход к новой системе
Реформы, связанные с организацией и обучением в армии, просвещением и развитием наук, оказали влияние и на развитие ФК. Впервые в учебных заведениях было введено ФВ в качестве самостоятельного предмета. Наряду с системой ФВ господствующего класса развивается и ранее сложившаяся самобытная система ФВ трудового народа.
Народная ФК - плавание, кулачный бой, катание на санях (зимний вид спорта, который обычно проводится в положении лежа или сидя на транспортном средстве, современная практика на песке известна как форма сэндбординга) и лыжах (гонки на лыжах на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горнолыжный спорт), борьба, игры в мяч (та же лапта / хлопта), свайку (большой толстый гвоздь или острый стержень бросают так, чтобы попасть его острым концом в середину кольца, лежащего на земле), бабки и городки (необходимо с определённых расстояний «выбивать» метанием биты различные фигуры, «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров, называемых «городками» или «рюхами»).
Кулачные бои в XVIII веке носят более организованный характер, складываются определенные правила. С 1726 - есть государственная регламентация (способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и обязанностями).
Для катания строятся специальные горы (раньше строили горы не хуже современных, даже более впечатляющие, но были они не так экономичны и безопасны, как новые). В Тверской и Новгородской губерниях распространены игры в ножной мяч. На Кавказе и Средней Азии - распространены верховая езда, стрельба из лука, национальная борьба.
Сохраняется специфическая казачья подготовка - верховая езда, джигитовка, стрельба, борьба. Джигитовка (от тюркского джигит - лихой, храбрый, опытный всадник) - скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта. Возникла и развивалась у народов Кавказа, Средней Азии, казаков как естественный способ верховой езды, подготовки ездока и лошади.
Джигитовка является родоначальницей вольтижировки (дисциплина конного спорта, в которой спортсмены, пара или группа спортсменов выполняет программы, состоящие из гимнастических и акробатических упражнений на лошади, движущейся по кругу шагом или галопом, спортсмен же- вольтижёр).
Дворянская ФК - дворянская ФК начинается с Петра I в школах и училищах ФВ прикладного характера. В этот период в физическом воспитании привилегированных сословий, в отличие от народных его форм, произошли значительные изменения. Широко задуманный, а затем и осуществленный проект военной и физической подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значительного числа дворянской молодежи и детей «иных чинов» - таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.
После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе «светские» физические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры (место, специально приспособленное для целевой и учебной стрельбы из персонального стрелкового оружия), где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.
Навигацкая школа (1701 г.) - школа математических и навигацких наук, школа Пушкарского приказа (т. е. центрального органа военного управления в России (Русском государстве), впервые упоминается при Иоанне IV под этим именем), преподававшая парусный и гребной спорт, плавание, фехтование. В Москве указом Петра I от 14 (25) января 1701 г. была учреждена Школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России. На первых порах Навигацкая школа размещалась в «Мастерских палатах» на Хамовническом дворе в Кадашах. День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота РФ.
Частная гимназия Глюка (1703 г.) - верховая езда, фехтование. Это здание в центре Москвы (Маросейка, 11) строилось в начале XVII века для давным-давно забытого голландца Рутца. Прославилось оно лишь при Петре Великом, когда тут открылась гимназия пастора Эрнста Глюка из Саксонии. Пастор Глюк был одним из таинственнейших москвичей.
Россией он заинтересовался в 1680-е и, будучи человеком образованнейшим и способным, принялся переводить на русский язык европейские учебники и богословские трактаты. Не таился, но особо и не афишировал свой труд. Лишь спустя пятнадцать лет после начала этой редкой по тем временам деятельности он направил русскому правительству письмо. В то время перечень переведенной им литературы выглядел весьма внушительно.