Файл: Тема физическая культура и спорт в древнем мире введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Телесный аскетизм - подвижничество, постоянное совершение подвигов при помощи благодати Божией ради пребывания в общении с Богом в этой жизни и в будущей. Это - постоянная борьба христианина со всеми проявлениями в нём греха, взращивание добродетелей с участием всех его телесных / физических сил

То есть также методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении; молитву; исполнение трудных обетов, порой включающих самоистязание, умерщвление плоти. В Древней Греции слово ἄσκησις имело значение «упражнение тела» или «упражнение ума и воли».

  1. Получает развитие акробатика как народное искусство (зрелища на ярмарках и т.п.) т.е. сохраняются элементы профессионального спорта, но социальный престиж этих занятий крайне низок.

Акробатика как народное искусство (от др.-греч. ἀκρο-βᾰτω «ходить по краю» ← ἄκρος «край» + βᾰτω «топтать; ступать, ходить») - разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. Не смотря на небольшой престиж, акробатика занимала не менее тяжелые усилия от людей, чем стандартные физические нагрузки, просто они имели иной характер и подход. Все уже больше опиралось на зрелищность исполняемых упражнений и артистичность исполняющего, тогда как стандартные физические искусства имели более соревновательный, грузный и скованный характер. Но при этом они долгое время считались лучше акробатики.

С 2016 года акробатика включена в олимпийские виды спорта. вид физических упражнений типа гимнастических. жанры циркового искусства: акробатика силовая, прыжковая, воздушная и др.

Система складывалась в раннем средневековье и существует до XV века. Изобретение огнестрельного оружия меняет формы и методы ведения войны, кризис феодального производства → разложение феодальной культуры и системы феодального воспитания в целом.

Первое огнестрельное оружие (бамбуковое «огненное копьё» — прототип ручной пищали) появилось в Китае, хроники зафиксировали его применение в 1132 году. Более актуальную версию огнестрельного оружия изобрели арабы на рубеже XIII-XIV вв., поскольку в то время очень активно вели торговлю с Китаем.

Вопрос 2. Эпоха Возрождения. XV-XVI века
Зарождение новых капиталистических отношений (отношения, основанные на частной собственности и использовании буржуазией наемного труда рабочих) и возрождение элементов античной культуры (т. е. Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento от лат. renasci «рождаться опять, возрождаться»), имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени) с ее культом человека и восхищением красотой человеческого тела ==> формирование новой системы ФК и ФВ.


Стрелковые и фехтовальные братства становятся замкнутыми объединениями городской аристократии, строятся специальные помещения для физических упражнений и игр, для соревнований по стрельбе из пистолетов, ружей и луков. Занятия физическими упражнениями теперь рассматриваются как свидетельство принадлежности к определенному социальному слою, это почетно и престижно (наконец-то спортсмены добились лучшего статуса для себя).

Формирование идеологии гуманизма → новое направление в воспитании: готовить жизнерадостных здоровых людей с разносторонними интересами и практически приспособленных к жизни → сочетание умственного, физического и нравственного воспитания. Но в основе мировоззренческой системы принцип: «Каждый за себя и для себя» → стремление выделиться, самореализоваться, стремление к победе любой ценой. Воспитание остается сословным и классовым. За основу (как пример и идеал) взята афинская система. Два направления: гуманисты и утописты.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности, целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, и формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Гуманист - приверженец гуманизма, т. е. тот, кто признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считает благо человека критерием оценки общественных отношений. В данном случае, это также представитель гуманизма по идейно-культурному движению эпохи Возрождения.

Утопист - в простом народе это мечтатель, фантазер, увлекающийся утопиями, несбыточными грезами, а по приверженности, это сторонник утопического социализма, автор социальных утопий. Утопия так и есть изображение идеального общественного строя в прошлом / воображаемом будущем, либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь

Человек, как высшая ценность:

  1. Витторино да Фельтре (1378 - 1446): соединение умственного образования с физическим воспитанием как средство формирования личности; Создание школы «Дом радости»; в программу которой входили: литература, математика, естествознание, пение, музыка, языки, верховая езда, фехтование, борьба, различные физические упражнения, исключались физические наказания.


Школа «Дом радости» - школа, в которой преподавались классическая филология и математика, в изучении которой применялись наглядные пособия и практические работы. Обучение основывалось конкретно на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа пользовалась широкой известностью. В неё принимались не только представители аристократии, но и способные выходцы из народа, как коренные итальянцы, так и иностранцы. Несмотря на попытку сочетать в преподавании гуманистические идеи с доктринами христианства, школа сыграла большую роль в пропаганде гуманистических идей и воспитании деятелей Возрождения.

  1. Франсуа Рабле (1494 - 1553): «Гаргантюа и Пантагрюэль» - воспитание Гаргантюа; Телемская обитель - идеальная модель воспитания; Идеи использования народных упражнений, чередования умственных и физических нагрузок, напряжения и расслабления, необходимость массажа, навыков гигиены (культурно-гигиенические навыки, важная составная часть культуры поведения, явная необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений), необходимость постоянного повышения сложности и трудности физических упражнений.

Создание моделей совершенного общества, идеалы равенства: Томас Мор (1478 - 1535), «Утопия» Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) «Город Солнца» - физическое воспитание как необходимое условие гармонического развития духовных и физических возможностей всех членов общества, физическое развитие и укрепление здоровья людей - государственная обязанность.

В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода (VIII—VII века до н. э.) мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте, а также платоновскую модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность («Государство»).


Родоначальник утопического социализма - английский писатель-гуманист Томас Мор (07.02.1478 - 06.07.1535, Тауэр-Хилл, Лондон). Его главное сочинение - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В книге автор показывал несовершенство существовавшего строя, бедствия крестьян, причину которых видел в частной собственности.

Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям. Политический строй основан на демократии.

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, т. к. их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера


Вопрос 3. Новое время. XVII-XVIII века
Новое время, XVII-XVIII века - это период формирования нового социально-экономического и общественно-политического строя. Изменения охватили все сферы жизни общества. Переход от феодализма к капитализму сопровождался быстрым ростом городского населения и сосредоточением культурной жизни в городах. При этом скученность населения, антисанитарные условия быта, массовое обнищание и усиление эксплуатации → ухудшение здоровья и физического развития людей.

Создаются проекты реформ системы образования, в которых подчеркивалась необходимость физического и морального воспитания. Выдвигаются идеи использования физических упражнений и игр в начальной и средней школах и во время народных праздников. Создаются новые, передовые для своего времени средства, формы и методы физического воспитания, поскольку существует общественная необходимость в сильных, настойчивых, предприимчивых людях, способных преодолевать различные трудности.

Ян Амос Коменский (1592-1670): Создание педагогических основ физического воспитания - занятия физическими упражнениями и играми должны проводиться на основе трудовых умений юных личностей и способствовать их подготовке к жизни. Физические упражнения и игры как средство нравственного воспитания. Попытка педагогического анализа физических упражнений - все дети, независимо от имущественного положения родителей, при умелом воспитании могут стать образованными.

Педагогические основы - совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития человека и дает возможность направлять их движение в соответствии с заданными целями. Основой педагогики как научной дисциплины, изучающей общие закономерности воспитания и обучения человека, является общая педагогика, которая традиционно включает следующие разделы:

Общие основы педагогики; Теорию обучения (дидактику); Теорию воспитания; Управление образовательными системами.

Педагогический анализ - происходящий согласно теоретическим основам и методологии процесс исследования структуры педагогического процесса, элементов, в него входящих, функционирования объекта педагогики, явления или проблемы, вызывающих интерес у специалиста. Иначе, это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением.