Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– это организованное на основе соглашения (компромисса, арбитражной оговорки или арбитражного договора) между спорящими государствами разбирательство спора либо отдельным лицом (арбитром, третейским судьей), либо группой лиц (арбитрами, третейскими судьями), решения которых обязательны для сторон.

Существует два вида международных арбитражных органов: постоянный арбитраж (Постоянная Палата третейского суда в Гааге, учрежденная в 1901 году и существующая до сих пор, которая представляет собой перечень арбитров, отобранных заранее на случай необходимости, из которых по соглашению спорящих сторон в каждом отдельном случае может образовываться третейский суд); арбитражи ad hoc (создаются для рассмотрения конкретного спора между государствами).

В состав арбитражей входят арбитры от спорящих сторон и от нейтральной третьей стороны. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

Судебное разбирательство. Если несудебное разрешение международного спора оказалось неэффективным, спорящим сторонам либо третьей стороне необходимо прибегнуть к судебному разбирательству. Судебный процесс должен быть последним этапом в применении мирных способов урегулирования международных споров.

Судебное разбирательство сходно с арбитражным тем, что выносимое им решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре. Различие между ними заключается в порядке образования суда, его функционирования и т. д.

Первым международным судебным органом была Постоянная Палата международного правосудия, которая действовала в соответствии со Статутом, принятым Ассамблеей Лиги Наций в 1920 году. Палата прекратила свое существование в 1946 году, когда все судьи Палаты подали Генеральному Секретарю ООН заявление об отставке в связи с учреждением Международного суда ООН, который и является до сегодняшнего времени основным судебным органом международного сообщества и ООН. Правовое положение Международного суда ООН регламентируется главой XIV Устава ООН и Статутом Международного суда. Его основная функция – разрешение споров между государствами по их инициативе. Решение Международного суда ООН является обязательным для государств, участвующих в деле и согласившихся на юрисдикцию Суда. Государства – члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, также могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН
, по рекомендации Совета Безопасности ООН. Обращение к Международному Суду ООН является факультативным для государств, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного между ними соглашения – компромисса. Однако, ряд государств, в том числе и Россия, по некоторым международным договорам признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Так, в 1989 году СССР принял обязательную юрисдикцию Суда в отношении шести конвенций по правам человека без оговорок. В середине 1989 года СССР и США приняли обязательную юрисдикцию Суда по спорам, касательно интерпретации семи международных договоров о международном терроризме и торговле наркотиками.

Помимо Международного Суда ООН существуют специальные международные суды, создаваемые на основе международных соглашений. К таковым относятся: Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, распространяющий свою юрисдикцию на все случаи толкования и применения этой Конвенции; Межамериканский Суд по правам человека; Суд Восточно-Африканского сообщества; Экономический Суд СНГ.

9.4. Мирное урегулирование споров международными организациями и органами.

С возрастанием значения международных организаций в международных отношениях увеличивается и их роль в мирном урегулировании межгосударственных разногласий. Организация Объединенных Наций и региональные международные организации призваны способствовать мирному разрешению спора, если оказалось, что спорящие стороны не сумели разрешить его самостоятельно при помощи мирной процедуры.

П. 1 ст. 1 Устава ООН предусматривает, что ООН проводит «… мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Особые полномочия по разрешению споров имеет Совет Безопасности ООН, так как именно на него возложена ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет Безопасности ООН рассматривает любой спор или ситуацию, которая способна привести к международным трениям, для определения того, не может ли продолжение спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. По результатам такого рассмотрения Совет Безопасности может: потребовать от сторон разрешения спора при помощи мирных средств (п. 2 ст. 33 Устава ООН); рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п. 1 ст. 36 Устава ООН); рекомендовать подходящие условия разрешения спора (п. 2, ст. 37); делать спорящим сторонам в любом споре рекомендации по их просьбе с целью мирного урегулирования спора (ст. 38 Устава ООН).


Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может “потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными” (ст. 40 Устава ООН). Эти временные меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. К временным мерам, используемым в практике ООН, относятся, в частности, создание полностью или частично демилитаризованных зон, проведение временных демаркационных линий, отвод войск, замораживание притязаний сторон.

Если стороны урегулировали спор после передачи его в Совет Безопасности ООН, то Совет Безопасности прекращает дело. Однако, сами стороны не вправе самостоятельно прекратить спор в Совете Безопасности ООН.

Генеральная Ассамблея ООН также может рассматривать международные споры и давать рекомендации по просьбе любого члена ООН, государств – не членов или Совета Безопасности ООН (п. 2 ст. 11 Устава ООН).

Значительная роль в урегулировании международных споров на основании ст. 98 Устава ООН принадлежит Генеральному Секретарю ООН, который выполняет функции, возлагаемые на него Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Согласно ст. 99, он “имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. Оказание добрых услуг и посредничества Генеральным секретарём ООН имеет важное значение в решении региональных проблем.


Глава VIII Устава ООН предусматривает возможность существования региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации. К региональным структурам, в компетенцию которых входит мирное урегулирование международных споров, относятся ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ОБСЕ.
10.Право международных договоров


    1. Понятие, признаки и виды международного договора

Право международных договоров представляет собой отрасль международного права, состоящую из норм и принципов, регламентирующих создание, действие и прекращение международных договоров.

Международный договор определен в Венской конвенции как международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора, как это подчеркивается Конвенцией, не зависит от его наименования.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора, причем сами государства должны определять в каждом конкретном случае, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель.


Все субъекты международного публичного права могут заключать международные договоры в силу присущей им правоспособности.

Одним из важнейших актов белорусского законодательства в этой области является Закон 2008 г. "О международных договорах РБ".

В основном классификация международных договоров происходит в зависимости от субъекта, заключающего договор. Различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные (от имени ведомств - органов исполнительной власти).

По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.

Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с международным правом обладают равной юридической силой.
10.2. Стадии заключения международных договоров
В доктрине международного права выделяют следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора.

1. Разработка текста договора уполномоченными на то лицами. Выступать от имени государства при разработке текста договора и на всех последующих стадиях управомочено только то лицо, которое наделено для этого необходимыми полномочиями. Полномочия - это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации) считаются представляющими свое государство без полномочий ex officio.