Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ственного протокола МИДа выдает дипломатические карточ­ки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатичес­кий паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.

В Венской кон­венции отсутствует, к сожалению, положение, которое обязы­вало бы все страны-участницы выдавать документы иностранным дипломатам в строго фиксированный срок. Тем не менее в международной практике этот вопрос решается на двусторон­ней основе путем заключения соответствующего соглашения.

В некоторых странах в дипломатических паспортах не ука­зывается дипломатический ранг работника, а присутствует за­пись: "дипломат" (Гана, Заир, Замбия, Индия, Камерун и др.), «сотрудник иностранной службы" (Нигерия, Сингапур и др.), "правительственный служащий" (Бангладеш, Пакистан и др.). В Великобритании нет дипломатических паспортов как тако­вых. В документах английских дипломатов имеется лишь за­пись: "Сотрудник дипломатической службы Ее Величества". В США дипломатам выдаются дипломатические паспорта, где делается запись о том, что их владельцы находятся за грани­цей по назначению Государственного департамента. В этих и подобных случаях посольства, направляя в МИД Республики Беларусь ноты с запросом о выдаче дипломатической карточки и препровождающие паспорта новых сотрудников, указывают ранги (должности), а иногда и место сотрудника в списках дип­ломатического актива посольств.

При рассмотрении вопросов регистрации паспортов и выда­чи документов представителям административно-техническо­го и обслуживающего персонала посольств не требуется рас­шифровка специальности каждого из них. Такой категории иностранцев Протокольный отдел МИДа выдает служебные удостоверения, предоставляя им определенный объем иммуни­тетов и привилегий. Частные домашние работники в семьях дипломатов (например, личный секретарь, личный врач, прислуга и т.д.) регистрируют документы в органах мили­ции, пользуются правами и несут обязанности в соответ­ствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 января 1996 г. "Об утверждении правил пребы­вания иностранных граждан и лиц без гражданства в Респуб­лике Беларусь".


Конвенция 1961 г. предоставляет представи­тельствам несколько привилегий: таможенные привилегии в соответствии со ст. 36 разрешают государству пребывания вво­зить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначен­ные для официального использования в представительстве; право свободного передвижения на территории страны пребывания; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях пред­ставительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения (ст. 29); могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Венская конвенция устанавливает две категории и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому пред­ставительству как таковому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосно­венность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия гла­вы представительства. Под помещением представительства по­нимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. При этом не имеет значения, являют­ся ли указанные здания или части их, включая относящиеся к ним земельные участки, собственностью аккредитующего го­сударства или арендуются.

Согласно Венской конвенции 1961 г., на государстве пребыва­ния лежит специальная обязанность принимать надлежащие ме­ры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокой­ствия работников посольства. Предметы обстановки и другое на­ходящееся в помещениях имущество, а также средства передви­жения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается так­же официальная корреспонденция представительства, а дипло­матическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством через дипломатических курьеров и с помощью закодированных или шифрованных депеш. Представительству разрешается уста­
навливать и эксплуатировать с согласия государства пребыва­ния радиопередатчик.

В случае разрыва дипломатических отношений между госу­дарствами, окончательного или временного отзыва представи­тельства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения предста­вительства вместе с его имуществом и архивами.

Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица или для предоставления ему убежища. Подобные действия противоре­чили бы суверенитету государства пребывания. Именно поэто­му в Венской конвенции 1961 г. записано: "помещения пред­ставительства не должны использоваться в целях, несовмести­мых с функциями представительства". Однако латиноамери­канские страны заключили между собой конвенции, позволяю­щие использовать помещения дипломатического представи­тельства для предоставления убежища. Однако применение этого положения на территории нелатиноамериканских госу­дарств были бы неправомерны.

В Венской конвенции подтверждена международная пра­ктика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслужива­ния (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) — так называе­мый фискальный иммунитет.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты. Первым среди иммунитетов называется личная непри­косновенность дипломатических представителей. В Конвенции указано, что дипломатический агент (то есть глава представи­тельства и члены дипломатического персонала) "не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме", а госу­дарство пребывания обязано "относиться к нему с должным ува­жением и принимать все надлежащие меры для предупрежде­ния каких-либо посягательств на его личность, свободу или дос­тоинство".

Частная резиденция дипломата пользуется той же непри­косновенностью и защитой, что и помещения представительс­тва. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имущес­тву и средствам передвижения.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрис­дикции государства пребывания.
Если в следственные и судеб­ные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела дол­жны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назна­чения.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от граждан­ской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных ис­ков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; 2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное ли­цо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осущес­твляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свиде­телей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они поль­зуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. Все претензии к дипломату предъявляются через министерство иностранных дел, которое может направить их и соответствующее посольство с просьбой принять меры к возмещению причиненного ущерба.

В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (личных и имущественных, государственных, район­ных и муниципальных), за исключением косвенных налогов; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимо­го имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от иных трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей.

Таможенные привилегии обеспечивают главе представи­
тельства и дипломатическим работникам право беспошлинно­го ввоза предметов, предназначенных для личного пользова­ния, и освобождение их багажа от таможенного досмотра с той, однако, оговоркой, что нет оснований для подозрения о нали­чии в багаже предметов, не дозволенных к провозу. Эта оговорка имеет важное значение, поскольку направлена против злоу­потребления данной привилегией.

Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дип­ломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования мо­жет привести к объявлению дипломата "персоной нон грата" и выдворению его из страны.

На членов семей главы дипломатического представительс­ким и дипломатического персонала также распространяются перечисленные выше привилегии и иммунитеты: право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность резиденции и имущества, иммунитет от местной юрисдикции, освобожде­ние от налогов, от личных повинностей и от таможенных пошлин и таможенного досмотра. При этом международное и внутригосударственное право требуют строгого соблюдения членами семьи законов страны пребывания. В случае войны государство пребывание должно оказать необходимое содействие для скорейшего выезда лицам, имеющим иммунитет.

Привилегии и иммунитет предоставляются дипломатам и третьими государствами, через которые они следуют к месту назначения и обратно.
5. Консульский учреждения: понятие, виды, порядок создания, функции.
Консульское учреждение – это постоянный зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый по взаимному согласию аккредитующего государства со страной пребывания с целью защиты интересов своих граждан и юридических лиц, а также содействия развитию экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества.

Консульские учреждения имеют существенные отличия от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания. Консульс­кий округ - часть территории госу­дарства пребывания, в пределах которой консульское должност­ное лицо выполняет консульские функции