Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 4 СУБЬЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4.1. Понятие и виды субъектов международного права.

Международная правосубъектность. Общая теория права связывает определение субъекта права с констатацией наличия у соответствующего лица субъективного права на участие в отношениях, регулируемых юридическими нормами. Другими словами субъект права с общеправовой точки зрения – лицо, на которое распространяется действие его норм, или лицо – имеющее права и обязанности, установленные нормами права.

Однако специфика международного права как самостоятельной системы права и его преимущественно межгосударственный характер привели к широкому распространению в международно-правовой доктрине концепции особого статуса и квалификационных признаков его субъектов. В соответствии с ней основным свойством субъекта международного права признавалась его юридическая способность к осуществлению самостоятельных международный действий, включая создание самих норм международного права, а также к независимому осуществлению им прав и обязанностей, установленных такими нормами. Другими словами, субъекты международного права не должны находиться под чьей-нибудь властью и юрисдикцией и занимать независимое друг по отношению к другу положение.

Содержание категории «международной правосубъектности» - любой субъект международного права должен обладать:

правоспособностью – способностью иметь субъективные права и юридические обязанности по международному праву;

дееспособностью – способностью самостоятельно и осознанно осуществлять эти права и обязанности;

деликтоспособностью – способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Первую из них составляют основные общесубъектные права и обязанности, т.е. права и обязанности, присущие всем категориям субъектов международного права: 1) право участия в отношениях, регулируемых международным правом; 2) право реализации в их рамках своих субъективных прав и обязанностей; право защиты своих прав надлежащими юридическими средствами; 3) обязанность уважения статуса других субъектов; 4) обязанность добросовестного соблюдения международно-правовых принципов и норм и др.

Вторая группа охватывает основные субъектно-видовые права и обязанности, характерные для определенной категории субъектов международного права. В их числе, применительно, например, к такой категории субъектов, как государства, можно отнести, в частности: 1) право на участие в создании норм международного права, прежде всего путем заключения международных договоров; 2) право поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами; 3) право быть членом международных организаций; 4)
право на защиту своей правосубъектности, включая право на индивидуальную и коллективную самооборону; 5) обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения в отношениях с другими государствами и т.п.

Третья группа включает индивидуальные права и обязанности конкретных субъектов международного права, содержание и перечень которых определяется, главным образом, соглашениями, заключенными ими с другими субъектами.

Классической доктрине особого статуса субъектов международного права корреспондировало их подразделение на две основные категории - основных (первичных, суверенных) и производных (вторичных, несуверенных) субъектов.

Первичными субъектами международного права являются, прежде всего и главным образом, государства. В основе их международной правосубъектности лежит государственный суверенитет, который определяет их независимость от других субъектов и делает возможным их самостоятельное участие в международных отношениях. К этой же категории относятся нации и народы, борющиеся за независимость и создание самостоятельного государства против колониализма или иностранного господства. В основе их правосубъектности лежит национальный суверенитет. Качество суверенитета, присущее первичным субъектам, определяет то обстоятельство, что их правосубъектность носит объективный характер, а объем их субъектно-видовых прав и обязанностей гораздо шире, чем у других участников международных отношений.

Отличительной чертой международной правосубъектности несуверенных субъектов международного права – международных межправительственных организаций (ММПО) и государствоподобных образований – является то, что в ее основе, как правило, лежит волеизъявление субъектов суверенных, зафиксированное в определенном правовом документе (уставе, декларации и т.п.). Именно поэтому их правосубъектность носит производный, вторичный характер, а содержание и объем их правового статуса носит ограниченный характер, так как он определяется индивидуальными целями создания и деятельности вновь образуемых структур.

Несмотря на различия, характерные для первичных и вторичных и те и другие самостоятельны, независимы на международной арене и имеют право в тех или иных формах и объемах заниматься правотворчеством. Более того, все они соответствуют межгосударственному характеру международного права. Так, нации и народы, борющиеся за независимость могут быть квалифицированы как государства в процессе становления, государствоподобные образования, как квазигосударства, а ММПО являются инструментами повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в различных областях, создаваемыми на основе и в рамках достигнутого согласования позиций государств.


Однако насколько указанная двухуровневая классификация субъектов международного права отвечает современным реалиям? Целый ряд исследователей полагают, что действующие международно-правовые акты и реальное состояние международных правовых отношений обусловливают потребность нового подхода к оценке понятия и видов субъектов международного права, его большей унификации с общетеоретическим понятием субъекта права (обладание юридическими правами и обязанностями и участие в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами). В последние десятилетия в рамках ООН, Совета Европы и других региональных международных организаций было принято значительное количество соглашений о правах человека, наделивших физические лица целым рядом конкретных прав международно-правового характера, неопровержимо свидетельствует о тенденции расширения традиционного круга субъектов международного права. Ибо трудно представить себе лицо, обладающее определенным перечнем прав и обязанностей, зафиксированных в международно-правовых соглашениях, но при этом не являющихся субъектами права, источниками которого эти соглашения являются.

Безусловно, индивид и государство - явления не однопорядковые. Лишь благодаря нормотворческим усилиям вторых первые способны приобретать тот или иной международно-правовой статус. Физическое лицо не в состоянии создавать своими действиями нормы международного права. Однако адресатом таких норм, а следовательно, и субъектом международных правоотношений оно, несомненно, является. Отсутствие при этом у индивида нормообразующих функций свидетельствует лишь о его специфичности как субъекта права, а не о том, что у него нет, и не может быть международной правосубъектности.

Учитывая эти обстоятельства более близким к действительности представляется определение субъекта международного права как участника международных отношений, обладающего правами и обязанностями, непосредственно предоставляемыми или возлагаемыми на него международно-правовыми нормами. При этом традиционное подразделение субъектов на первичные и производные необходимо дополнить их разграничением на субъекты, наделенные нормотворческой функцией (правообразующие), и субъекты, ею не обладающие (неправообразующие, дестинаторы). Подобное положение существует и во внутригосударственном праве.

К последней разновидности субъектов международного права могут быть отнесены:


физические лица (индивиды);

международные неправительственные организации (МНО);

международные хозяйственные объединения;

юридические лица отдельных государств (включая транснациональные корпорации), которым международно-правовыми нормами предоставлены определенные права или на которые возложены обязанности, имеющие юридически значимое содержание.

При этом, признавая за этими лицами и структурами статус субъектов международного права, необходимо специально подчеркнуть, что они обладают им лишь постольку и в тех пределах, поскольку это санкционировано и определено нормами межгосударственных соглашений, непосредственно предоставляющих физическим им такие права или возлагающих на них обязанности.
2.2. Государства как основные субъекты МП.
Основная особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Будет правильным также сказать, что международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами.

Именно поэтому с позиций международного права государство является основным первичным субъектом с универсальным статусом, т.е. субъектом, в компетенции которого находятся все вопросы международных отношений и который, в отличие от других, обладает государственным суверенитетом.

Суверенитет – одно из важнейших отличительных политико-юридических свойств государства, которое представляет собой сочетание верховенства государственной власти на его территории и его независимость в сфере международных отношений. Однако суверенитет государства не носит абсолютного характера и не означает, что никто извне не может. Время абсолютного и исключительного суверенитета прошло. Его теоретическая концепция никогда не подтверждалась реальной жизнью. Можно сказать, что пределы внутренней компетенции государства сегодня определяются международным правом и все что регулируется им не может считаться относящимся исключительно к ней.

Помимо суверенитета другими важнейшими признаками государства, необходимыми для его образования и существования являются население, территория, и власть. Первое представляет собой «физическую основу» государства, а вторая охватывает пространственную сферу, которая контролируется третьей.


Определенные юридические последствия для международно-правового статуса государства влечет форма его государственного устройства. С этой точки зрения различают унитарные (простые) и федеративные (сложные) государства.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права и вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает. Вместе с тем это не исключает возможности существования особых торговых, экономических и культурных связей между отдельными его (чаще всего, пограничными) территориями, которые устанавливаются в рамках национального законодательства соответствующих государств и заключаемых между ними международных соглашений.

Сложнее обстоит дело с федеративными государствами. Проблема здесь состоит в том, что члены федерации (республики, области, провинции, штаты, земли и др.) обладают значительно большей внутригосударственной самостоятельностью по сравнению с административно-территориальными единицами унитарных государств, что позволяет отдельным исследователям полагать, что они также способны обладать и определенной международной правосубъектностью. Решение указанного вопроса зависит сегодня от внутреннего и, прежде всего, конституционного права соответствующего государства. Так, например, конституционные акты ФРГ и Австрии наделяют субъекты этих стран - земли, правом заключать в строго установленных пределах договоры с иностранными государствами. При этом они достаточно жестко определяют рамки, объем и цели международной правосубъектности членов федерации. Известна практика заключения международных соглашений отдельными провинциями Канады, а также штатами США, Австралии и кантонами Швейцарии. Подобные возможности существуют и у субъектов Российской Федерации. Способность субъектов РФ выступать в качестве самостоятельных участников международных и внешнеэкономических связей косвенно подтверждается в пункте О ст. 72 Конституции РФ, который определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится, среди прочего, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. П. 1 ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. также устанавливает, что «субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно -