Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Охрана государственной границы осуществляется каждым государством самостоятельно в соответствии с существующим в данной стране законом. Государственные границы, как и государственная территория, неприкосновенны. Нападение на границу является актом агрессии. Пересечение границы может осуществляется только по правилам, установленным данным государством; нарушители могут задерживаться и привлекается к административной или к уголовной ответственности по законам задержавшего государства. Любое государство имеет право принимать необходимые меры для защиты своих границ и предупреждение незаконного пересечения границ людьми, транспортными средствами, перевозки товаров. Для улаживания возможных конфликтов, возникающих из-за незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами, и других вопросов, связанных с режимом государственной границы, каждая сторона назначает на конкретные участки границы пограничных представителей из числа офицеров пограничной службы, которые поддерживают постоянные контакты с таки межи пограничными представителями соседнего государства. Если пограничные представители не могут разрешить пограничные вопросы, они решаются по дипломатическим каналом. В Республике Беларусь все вопросы, касающееся установления границ, их режима, охраны, пересечения и т.п., определяются Законом о государственной границе 2008 г.
6.4 Правовые основания изменения государственной территории

Эффективная оккупация ничейной (неосвоенной) земли– непрерывное, мирное, фактическое осуществление власти от имени государства на основании давности владения.

Реализация принципа самоопределения народов

Референдум (плебисцит) (1993г. - от Эфиопии отделилась Эритрея; 2011 г. - от Судана отделился Южный Судан)

Цессия – уступка, передача части территории одним государству другому на вечные времена, сопровождаемая переходом суверенитета на основе договора (возмездно, дар, обмен) (1867 г. Россия уступила США Аляску за 7,2 млн. дол.)

Аккреция- приращение территории за счет постепенного процесса намывания осадочных пород

Адъюдикация – вынесение судебного или арбитражного решения (2009 г. – решение Суда ООН об установлении черноморской границы между Румынией и Украиной)
6.5. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Арктика – северная полярная область земного шара, ограниченная с юга северным полярным кругом, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, Северный Ледовитый океан, с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов (ок. 27 млн. кв. км)

Правовой режим определяется:

  1. Первоначально завладение и длительное пользование сухопутными территориями получило закрепление в национальном праве и в договорах.

Государства установили суверенитет:

- на земли и острова, находящиеся к северу материка до Северного полюса между соответствующими меридианами

- морские пути, проложенные усилиями прибрежного государства (исторические воды)

2. Конвенция по морскому праву 1982 г.

3. Договор России и Норвегии о совместном использовании архипелага Шпицберген 1872 г. (В 1920 г. Шпицберген передан под юрисдикцию Норвегии, в 1935 г. Россия получила право концессии на архипелаге.

Антарктика южная полярная область земного шара, включающая материк Антарктиду, окружающие ее острова, а также прилегающие в ней части Тихого, Атлантического и Индийского океанов, ограниченные с севера паралелью 60 градусов южной широты (открыта 1820 г. российской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев)

Правовой режим закреплен:

1. Договор об Антарктике 1959 г. – объявлена демилитаризованной зоной, с правом всех государств беспрепятственного доступа к мирной деятельности (белее 30 государств, РБ с 2006 г.)

2. Протокол 1991 г.По регулированию освоения минеральных ресурсов и охране её окружающей среды - на 50 лет регион объявлен международным заповедником.

Тема 7. Вопросы населения в международном праве

    1. Международно-правовые вопросы гражданства

Под населением, в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории государства и подпадающих под его юрисдикцию.

В состав населения входят несколько групп лиц, существенно различающихся по своему правовому статусу. Это, во-первых, граждане данного государства, составляющие подавляющее большинство населения любой страны. Во-вторых, это иностранные граждане, небольшая часть которых обладает дипломатическими иммунитетами и в силу этого изъята из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. В-третьих, это лица без гражданства, в-четвертых, лица, обладающие двойным гражданством, а в крайне редких случаях - и множественным гражданством. Наконец, в составе населения обычно имеются лица, получившие право политического убежища на территории данной страны, беженцы, вынужденные переселенцы, а также трудящиеся мигранты. Правовой статус каждой из вышеперечисленных категорий лиц обладает определенной спецификой.

Правовое регулирование положения различных категорий населения относится к компетенции государства, на территории которого они проживают. Вместе с тем государства являются участниками универсальных и региональных международных договоров, в которых регламентируется статус различных групп населения. В силу этого их правовой статус определяется как национальным законодательством, так и нормами международного права.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей.

Источники международно-правового регулирования:

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Европейская Конвенция о гражданстве 1997 г.
Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Соглашение РБ, Казахстана, Кыргыстана, РФ Об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г. Соглашения РБ и Украины об упрощенном порядке изменения гражданства 1999 Договор РБ и РФ о равных правах граждан 1998 г.

Внутренне законодательство: Закон РБ «О гражданстве» 2002 г. и Закон РБ «О порядке выезда из РБ и въезда в РБ граждан РБ» 2009 г.

Двумя основными способами приобретения гражданства, признаваемыми международным правом и закрепляемыми в национальных законодательствах, являются происхождение от граждан данной страны — так называемое «право крови» (jus sanguinis) и факт рождения в пределах государственной территории - так называемое «право почвы» (jus soli). Государства, стремящиеся ужесточить порядок приобретения своего гражданства, чаще применяют принцип «права крови» (большинство европейских стран). Государства, заинтересованные в притоке иммигрантов, шире применяют приобретение гражданства по «праву почвы» (страны Латинской Америки). Во многих странах законодательство сочетает оба принципа.


Международно-правовые нормы исключают применение «права почвы» в отношении детей сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, а также членов их семей, не являющихся гражданами страны пребывания (ст. 2 Факультативного протокола о приобретении гражданства к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 2 Факультативного протокола о приобретении гражданства к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.).

Другим способом приобретения гражданства является натурализация, т.е. получение гражданства на основе акта компетентного органа государства. В качестве условий натурализации законодательство большинства государств предусматривает проживание на своей территории в течение определенного времени, владение официальным языком, наличие законных средств к существованию, отсутствие фактов нарушения законодательства и др.

На практике встречаются случаи предоставления гражданства путем пожалования его лицу за особые заслуги, оказанные им данному государству.

Частным случаем приобретения гражданства является реинтеграция (восстановление), т.е. вторичное приобретение гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его (например, в связи с замужеством).

Изменение гражданства может иметь место в результате перехода части территории одного государства к другому. При этом перемена гражданства возможна в форме трансферта или оптации. Исторически трансферт предшествует оптации. Под ним понимается автоматическое изменение гражданства населения определенной территории, перешедшей к другому государству.

Оптация представляет собой право жителей территории, перешедшей от одного государства к другому, самостоятельного выбора гражданства путем подачи индивидуального заявления. В случае если лицо избрало гражданство не той страны, где оно проживает, то обычно предусматривается возможность переселения такого лица на территорию государства его гражданства.

Наиболее распространенными способами прекращения гражданства являются: экспатриация, утрата.

Экспатриация предполагает добровольный выход лица из гражданства путем подачи соответствующего заявления.

Утрата гражданства происходит по установленным государством основаниям, к которым обычно относятся:

- добровольное приобретение гражданства другого государства;


- усыновление ребенка иностранцем;

- приобретение гражданства путем предоставления ложной информации либо с помощью поддельных документов;

- добровольное поступление на военную службу в другом государстве и др.

7. 2. Правовой статус лиц с двойным гражданством

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили , в 1959 г. — с Перу и Парагваем; в 1968 г. — с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией.

Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.