Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 ша смертна. Но человек, посвятивший себя познанию, макси- мально уподобился Богу, стал самодостаточным, он не нуждается ни в вечном существовании, ни в воздаянии за свою доброде- тельную жизнь. Пребывая в мире, мудрец удовлетворен, по- скольку знает смысл жизни, который заключается в познании вещей и общении с людьми, а покидая его, он с благодарностью принимает забвение.
5. Эллинистический и неоклассический периоды
А) Философские школы эпохи эллинизма.
В отличие от классического, эллинистический период раз- вития античной философии ориентировал человека не столько на познание внешнего мира, сколько на самопознание. В соответ- ствии с этим, главной задачей философских учений этого време- ни стало обнаружение путей умиротворения души. Каждая из че- тырех эллинистических школ предлагала свое понимание мира и образ умиротворения индивидуального сознания.
С точки зрения наиболее влиятельной философской школы эпохи эллинизма – стоицизма мир представляет собой единое це- лое, которое одновременно является материальным и одушевлен- ным началом. Являясь саморазвивающейся системой, космос раз- вивается циклически, каждый из мировых циклов заканчивается мировым пожаром, вслед за которым возникает новый мир. Раз- витие космоса определяется мировым законом – Логосом, кото- рый безразличен к человеческим страстям. Поэтому для того чтобы достичь счастья, индивиду нужно стремится: во-первых, к следо- ванию природе, а во-вторых к бесстрастности. Выполнение дан- ных условий позволяет человеку обрести мужество противосто- ять любым превратностям судьбы и быть равнодушным ко всем обманчивым благам социального мира власти, богатству, чув- ственному наслаждению. В свою очередь, мужество делает воз- можным реализацию стоического идеала философского образа жизни – добродетели (арете).
Другой значительной школой эпохи эллинизма являлось эпикурейство. Данная школа опиралась на атомистическое уче- ние Демокрита. Согласно Эпикуру основанием мира служат атомы, соединение и разъединение которых порождает бесчисленное ко-

30 личество миров. Помимо миров существуют т. н. интермундии – междумиры, в которых живут бессмертные и счастливые боги, не знающие о существовании людей. Знание о строении мира чело- век получает на основании чувственного познания и интеллекту- альной интуиции, которая получила у Эпикура наименование броска мысли. Но познание мира не есть нечто самоценное, его следует рассматривать лишь как подготовку к формированию правильного образа жизни, целью которого является освобожде- ние от страстей, религиозных суеверий и страха перед смертью и получения наслаждения. При этом наслаждение у Эпикура было неотделимо от умеренности и заключалось в отсутствии страда- ния. Человек должен научиться получать удовольствие от скром- ной пищи и интеллектуального общения. Идеал интеллектуаль- ных и жизненных усилий мудреца Эпикур видел в атараксии – невозмутимости.
Еще одной философской школой эллинизма следует при- знать кинизм. Свое название кинизм получила от Киносарга – гимнастической школы (палестры), которой могли заниматься жители Афин не имеющие гражданских прав. Если стоицизм опирался на важнейшие достижения ионийской натурфилософии, а эпикурейство на атомизм Демокрита, то идейной базой кинизма было этическое учение Сократа. Согласно основателю кинизма
Антисфену есть только единичные вещи, идеального бытия, о ко- тором учил Платон, не существует. По этой причине теоретиче- ское мышление беспочвенно, подлинным знанием является только практическое знание – этика. Человек должен вести максимально простой, даже бродяжнический образ жизни, отказаться от до- стижений культуры, твердо отстаивать систему взглядов сводную социальных условностей и религиозных предрассудков, а также быть верным, храбрым и благодарным. Главной целью жизни ки- ника являлась автаркия – индивидуальная независимость.
Четвертой важнейшей эллинистической школой являлся скептицизм, его основоположниками являлись философы Пиррон и Энесидем. Согласно Пиррону все вещи в своей сущности оди- наковы, поскольку каждой из них можно дать взаимоисключаю- щие определения. Из этого делался вывод о невозможности вы- несения истинных суждений. Развивая учение Пиррона Энесидем сформулировал 10 тропов (положений), демонстрирующих внут-


31 реннюю противоречивость чувственного познания, таким же ненадежным он признавал и теоретическое познание. Невозмож- ность поучения истинного знания означало невозможность и вы- несения адекватных оценочных суждений. Таким образом, чело- век не имел возможность выяснить, является ли он и другие люди добрыми или злыми. Отсюда скептики делали вывод о необходи- мости удовлетворения имеющимся положением дел и формиро- ванием безразличного отношения ко всему происходящему.
Все четыре философских школы эпохи эллинизма были едины в необходимости отказа от активной социальной позиции.
Во многом это было связано с ощущением бессилия индивиду- альности в мире авторитарно и деспотически устроенных госу- дарствах. Не имея возможности изменить, что окружающий мир индивид решил изменить свое отношение к нему и стать бес- страстным.
Б) Философия неоплатонизма.
Четвертый период в развитии называют поздним, но без преувеличения можно назвать новым классическим или неоклас- сическим периодом. Правомерность такой оценки объясняется тем, что греческие философы на закате эпохи античности осмыс- лили и систематизировали основные достижения тысячелетней философской традиции. Важнейшей школой неоклассического периода явилась неоплатоническая школа, которая осуществила синтез идей Платона, Пифагора, Аристотеля и восточных мисти- ческих учений.
Важнейшим представителем неоплатонизма был Плотин, сформулировал фундаментальное для всего неоплатонизма уче- ние об онтологической триаде. Так, согласно Плотину в основа- нии мира лежит триединое начало, порождающее из себя мир.
Первым элементом триады является Единое, в котором нет раз- личия на субъект и объект, нет никакой множественности и кото- рое можно постичь только в мистическом экстазе, т.е. прекратив процесс мышления. Единое не есть предмет в полном смысле этого слова, но условие существования любой предметности. Он- тологический статус Единого связан с тем, что не один предмет, процесс или явление не может существовать, не будучи самотож- дественными, т. е. внутренне едиными.

32
Второй, элемент Ум возникает из Единого в процессе эма- нации, истечении. Объясняя процесс эманации Плотин приводит следующий пример. Подобно тому, как солнце дарит землесвет и тепло, но при этом не убывает, Единое порождает из себя Ум. В свою очередь главной характеристикой Ума является двойствен- ность и прежде всего раздельность на объект и субъект. По своему содержанию Ум представляет собой платоновское царство идей, важнейшим элементами Умаявляются числа, которые одновре- менно представляют собой и принципы устройства мира и богов.
В свою очередь, Ум порождает Мировую душу, которая по своему характеру представляет собой менее упорядоченное нача- ло нежели, Ум. Содержание Души составляют духи, которые в большей степени, нежели числа отделены от Единого, менее ра- зумны и находятся в постоянном движении. Мировая душа так же способа к порождению предметов. Из нее возникает чув- ственный космос, который имеет материальную природу и не способен к движению без помощи духовной сил. Поэтому Пло- тин называет космос «разукрашенным трупом».
В отличие от Мировой Души космос в силу своей матери- альности уже не входит в состав субстанциального начала, его множественность носит бесконечный характер, принцип само- тождественности в нем практически не работает. Сама по себе материя представляет собой ничто и ее единственная способ- ность заключается в восприятии идеальных форм – эйдосов, ко- торые разлагаясь, превращаются в вещи. Поэтому главной тен- денцией в развитии вещей является стремление к саморазруше- нию. В целом материя оценивается Плотином как зло, все что есть в космосе прекрасного, разумного, доброго наследуется им не от материи, а от Души и Ума.
Погруженность мира во зло порождает в человеке стремле- ние к спасению, которое связано с отвращением индивидуальной души от процесса постоянного разложения к вечному существо- ванию в идеальном бытии. Но вернуться в царство идей сразу душа не может, ей необходимо путем неоднократного пережива- ния жизни и смерти, убедится в превосходстве вечности и идеи, над временем и материей. Поэтому прежде чем попасть в веч- ность и слиться с Мировой Душой, необходимо пережить не- сколько жизней. Таким образом, спасение в философии неопла-


33 тонизма, как и в восточных религиозных учениях, заключается в прекращении процесса перерождения души.
Неоплатоническая философия, несмотря на то, что имела принципиально языческий и пантеистический характер, оказала огромное влияние на развитие христианской, еврейской и му- сульманской догматики и философии, находившихся на монотеи- стической позиции.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Вывод: Греческая натурфилософия заложила основы как эмпирического, так и рационального познания и тем самым стала исходной точкой формирования науки как самостоятельной сфе- ры знания и формы духовности. Греческая классическая филосо- фия представляет собой вершину античной философской мысли.
Ее основное историческое значение заключается в том, что она является первой формой объективного идеализма. Сущность по- следнего заключается в признании независимого от человеческого сознания существования умозрительных предметов – идей. Логика развития греческой классической философии была направлена на доказательство действительности идеального начала для реального мира. Сначала Сократ показал реальность идеального начала для человеческого бытия. Затем Платон представил идеи как главное условие для существования вещей. Наконец, Аристотель рас- смотрел идеальное как внутреннюю структуру вещи. Особо сле- дует подчеркнуть, что идеальное начало не нужно рассматривать в качестве плода воображения мыслителей древности, поскольку одним из видов идеального бытия являются предметы математики.
Отделение числа от чувственных предметов позволило греческому объективному идеализму открыть так называемый теоретический уровень научного исследования, заключающийся в математиче- ском описании природы. В этом отношении особой значимостью обладает платоновская идея математизации естествознания, по- лучившая свою полную реализацию только в эпоху Нового Вре- мени. Большое влияние на последующую философию оказал и ноплатонизм. Неоплатоническая философия, несмотря на то, что имела принципиально языческий и пантеистический характер, оказала огромное влияние на развитие христианской, еврейской и мусульманской догматики и философии, находившихся на моно- теистической позиции.

34
2.2. История мировой философии:
от античности до ХIХ века. Философия Средневековья
и Возрождения
План
1. Общая характеристика средневековой философии.
2. Основные направления средневековой философии.
3. Философия эпохи Возрождения.
1. Философия эпохи Средних веков
А) Средневековая картина мира.
Средневековая картина мира имела ярко выраженный рели- гиозный характер. Это объяснялось тем, что в ее основании ле- жали религиозно-мифологические представления библейской традиции. С этой традицией были связаны Священные Писания иудеев (Таннах), христиан (Новый Завет) и мусульман (Коран).
Центральным понятием средневековой картины мира без сомнения является Бог, который представал в виде вечного и со- вершенного существа, творящего мир и человека ради дарования им радости существования. Для библейской традиции принципи- альное значение имело различие между Богом и миром, которое в дальнейшем получило наименование теизма (от лат.теос - Бог).
Это различие заключалось еще и в том, что Бог творил мир из ничего (креационизм, от лат. creatio - сотворение) и поддерживал своим вмешательством его существование (провиденциализм).
Первые люди нарушают гармонию, существовавшую между
Богом и миром, совершают акт неповиновения божественной воли и тем самым впускают в мир зло. Из сострадания к людям Бог стремится к их спасению (сотереология) и сначала через проро- ков сообщает правила, которыми им необходимо руководство- ваться, а затем посылает в мир своего Сына. Последний вопло- щается в Иисусе Христе, который своей смертью искупает грехи мира и дает возможность всем верующим в него спастись на
Страшном Суде (эсхатология)
Б) Общая характеристика средневековой философии.
Под средневековой философией понимают религиозно- философскую мысль христианских и мусульманских народов, а


35 так же евреев, существовавшую примерно со 2 века н. э. по 15 век.
По своему характеру средневековая философия представляла со- бой соединение, синтез религиозной догматики той или иной ре- лигии с античной философией.
Характерными чертами средневековой философией являются:
1. Теоцентризм – рассмотрение Бога в качестве причины и цели всех мировых процессов, а также в качестве главного пред- мета философствования.
2. Догматизм – опора философских размышлений на основ- ные положения, догматы религиозной веры.
3. Мистицизм – учение о путях постижения и непосред- ственного переживания высшего сверхъестественного начала –
Бога.
Основными периодами развития средневековой философии являются:
1. Апологетика (2-4 век н. э.) – время полемики христиан- ской мыслителей с греческими язычными философами. С целью отстаивания основных положений христианской веры. Основные представители: Юстин Философ, Ориген, Тертуллиан.
2. Патристика (4-8 в.) – период систематизации христиан- ской догматики, появление учений о Пресвятой Троице, богоче- ловеческой природе Христа и свободе воли. Основные предста- вители: на Востоке(Византия) – Григорий Богослов, Василий Ве- ликий, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий; на Западе – Аврелий
Августин
3. Схоластика (8-14 в.) – период детализации религиозной философской картины мира и создание целостного христианского мировоззрения. Представители: реалисты Ансельм Кентерберий- ский, Альберт Великий, Фома Аквинский; номиналисты Сигер
Брабантский, Уильям Оккам, концептуалисты Пьер Абеляр,
Иоанн Дунс Скотт.
Главным достижением средневековой философии является ее вклад в развитие логики и теории аргументации, заложившей основы для развития теоретико-методологической базы новоев- ропейской науки.
В) Основные проблемы средневековой философии.

36
Важными проблемами средневековой философии являются: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий, проблема свободы воли, и проблема доказательства бытия Божия.
В эпоху апологетики особое значение имело определение того, что обладает приоритетом: вера или разум. С точки зрения
Тертуллиана христианская вера истинна, потому что не уклады- вается в человеческий рассудок, является абсурдной. Христиан- ская вера отражает логику не человека, а Бога. Отсюда важнейшее положение учения Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
Для схоластической философии особое значение имела проблема идеального начала или проблема универсалий. Схола- сты пытались определить, где существует общие понятия (уни- версалии): в человеческом разуме, в вещах или в мышлении Бога.
Первую точку зрения разделяли номиналисты, которые считали, что понятия это только имена вещей, т. е. только слова, в реаль- ности они не существуют. В противоположность им концептуа- листы полагали, что универсалии это свойства предметов, их ка- чества, например, твердость, тяжесть и т. д., а в общих понятиях
(концептах) отражаются признаки предмета. Реалисты же настаи- вали, что универсалии это замыслы моделей вещей и существу- ющие в разуме Бога и представляющие собой особую реальность.
Все три позиции попытался примерить крупнейший пред- ставитель средневековой схоластики Фома Аквинский. Согласно
Аквинату, универсалии первоначально существуют в уме Бога, затем воплощаются в вещах, а затем отражаются в человеческом языке. По своей сути проблема универсалий представляла собой продолжение полемики Платона и Аристотеля о статусе идей. От решения этой проблемы зависел выбор формы постижения мира.
Так, реалисты отстаивали умозрительный способ познания, тогда как номиналисты отдавали предпочтение познанию, основанному на чувственном опыте и человеческом рассудке.
2. Основные периоды средневековой философии
А) Патристика.
Основной задачей периода патристики стало обоснование христианского вероучения с помощью переосмысленных поло- жений философии Платона и неоплатоников. Наиболее яркими