Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 15. ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
План
1. Дореволюционный период развития российской пра-
вовой и государственной мысли.
2. Советский период развития государственно-правовой
мысли
3. Постсоветский период государственно-правовой мысли.
1. Дореволюционный период развития российской правовой
и государственной мысли
А) Общая характеристика дореволюционного периода.
Для отечественной дореволюционной государственной и правовой мысли было характерно преодоление пережитков фео- дально-сословного социального уклада политической жизни. По этой причине в российской общественной и государственной мысли сложились два влиятельных течения – консерватизм и ли- берализм, которые оказали прямое воздействие на управление российским государством в 19 столетии. Можно указать целый ряд консервативно настроенных государственных деятелей, ста- вивших перед собою цель сохранения стабильности государства, которая часто оборачивалась гонением на свободу слова и кон- серваций феодальных пережитков. Наиболее известными консерва- тивно настроенными государственными деятелями в России 19 в. были: А.А. Аракчеев при Александре I и Николае I, К.П. Победонос- цев при Александре II и Александре III, В.К. Плеве при Николае II.
В свою очередь либеральные деятели стремились вести Рос- сию по пути реформ, однако это часто оборачивалось нарушение нормального функция государственного аппарата и как следствие к сворачиванию прогрессивных нововведений. Наиболее яркими государственными деятелями России либерального толка были
М. М. Сперанский при Александре I, А.М. Горчаков при Алек- сандре II, С. Ю. Витте и П.А. Столыпин при Николае II.
В целом борьба между консерватизмом и либерализмом развернувшаяся в России в 19 столетии, закончилась победой консерватизма. Россия не стала конституционной монархией и

192 правовым государством, что привело сначала революции 1905 г., а затем и к революции 1917 г. Поэтому можно утверждать, что в конечном итоге результатами борьбы между консерватизмом и либерализмом в полной мере воспользовалась третья сила обще- ственно-политической жизни России – революционно-демокра- тическое движение. Однако его победа привела к установлению в стране тоталитарного режима, который по своей жестокости мно- гократно превосходил самодержавие.
В 19 в. Россия внесла большой вклад в развитие философ- ско-правовой мысли. Наиболее яркими философами права были на рубеже 19-20 вв. П. И. Новгородцев, Л.И. Петражитский и
Б.А. Кистяковский. Согласно Новгородцеву, стоявшего на пози- циях обновленной теорией естественного права человек пред- ставляет собою разумное существо. При этом главной реализацией разума является мораль, нормы морали абсолютны и общеобяза- тельны. Они реализуются в праве, право в различные эпохи наполняет эти нормы различным содержанием. Но при этом главная задача права остается неизменной. Формирование со- вершенной личности, которая имеет право оценивать и критико- вать действующее законодательство, позитивное право. В целом
Новгородцев находится на позициях неокантианства. С точки зрения Льва Петражитского право представляет собою феномен не идеального, а реального бытия. Первоначально право осозна- ется в недрах чел. психики, интуитивно оно не зависит от каких либо условий и является внутренним убеждением. Интуитивное право является предметом психологического наказания. Интуи- тивное право дополняется позитивным правом, которое есть ре- зультат социальных отношений. Данный вид права исследуется социальным познанием в целом и теорией права специально, по- этому позиция Петражитского может быть определена как анти- идеалистическая, позитивистская.
Б) Основные представители теории государства и права
дореволюционного периода.
Большой вклад в исследование права на рубеже 19-20 вв.20 вв.
Б. Кистяковский. Он выделяет четыре основных подхода к иссле- дованию права:
1. Аналитический подход свойственный юриспруденции, пониманий права как появление государства;


193 2. Социологический подход, рассматривающий право как результат соц. Отношений;
3. Психологический подход рассматривает право в качестве результата деятельности человеческой психики.
4. Нормативный или юридический подход сводит всю слож- ность юридического мышления к правовым нормам.
К концу своей жизни Кистяковский попытался создать соб- ственный 5 подход, который можно определить как социокуль- турный. Его суть заключалась в рассмотрении права в качестве результата взаимодействия социального соц.отношений и цен- ностных ориентиров.
2. Советский период развития государственно-правовой
мысли
Октябрьская революция имела для нашей страны катастро- фическое значение. Пришедшие к власти большевики попыта- лись осуществить проект военного коммунизма, который пред- полагал отмену рынка, частной собственности, денежного оборота, прав личности, нормального судопроизводства и т. д.
Реализация данного замысла осуществлялась с помощью
Декрета совнаркома от 22.11.1917 г. В нем упразднялись все дей- ствующие ранее нормативно-правовых актов. Вводились дирек- тивы советской власти и постановления чрезвычайных судов.
В эпоху военного коммунизма право рассматривается как буржуазный пережиток. И только с началом НЭПа появляется само понятие советского права. Позднее, Д.И. Курским, Н.И. Кры- ленко, П.И. Стучкой было сформулировано специфическое поня- тие пролетарского права. Оно включало в себе признание допу- стимости действия пролетариата в сугубо собственных интересах.
При этом интересы других классов не учитывались. Таким обра- зом, политика красного террора получила полное оправдание.
В эпоху НЭПа многие институты буржуазного общества, в первую очередь частная собственность, были восстановлены. В связи с этим возникла проблема корректировки понятия проле- тарского права. В связи с этим Е.Б. Пашуканис сформулировал идею права как идею меновых отношений. Согласно чему право оценивалось как буржуазный пережиток, но при этом допуска-

194 лось его существование в границах экономических отношений, которые должны были осуществляться под жестким контролем государства.
В этом отношении наиболее показательны слова Ленина: «У нас нет частного права, у нас есть публичное право».
С эпохи НЭПа начинается восстановление элементарных правовых отношений( наследование частной собственности).
Следующий этап – так называемый советский легизм, авто- ром которого стал А.Я. Вышинский, который определил право как правило, исходящее от государства, требующее беспреко- словного выполнения. Сталинский легизм отказался от многих идей пролетарского права. Высшая правовая инстанция – не про- летариат и его классовые интересы, а государство в лице комму- нистической партии. Несмотря на то, что сталинский легизм обосновывал тоталитарный политический режим, он свел на нет идею социального геноцида, лежащего в основании коммунисти- ческой идеологии.
После XX съезда КПСС, происходит либерализация совет- ской правовой системы. Крайняя точка этого процесса – завер- шение формирования к 1978 году концепции т. н. правового ли- бертализма. В разработке данной концепции участвовал целый ряд советских юристов и философов права: А.А. Гатинян, Р.З. Лив- шиц, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов и др. Согласно этой концеп- ции следует строго разделять право и закон. Право – формальное равенство всех людей, тогда как закон может быть правовым, так и не правовым. Данная концепция позволяла провести ревизию советского законодательства на предмет его соответствия есте- ственному праву.
В целом история советской правовой мысли – это, с одной стороны, оправдание тоталитаризма, а с другой, постепенное воз- рождение элементарных правовых норм.
Б) Основные представители теории государства и права
советского периода.
Важнейшими представителями позднего периода развития советского права следует признать Николая Николаевича Алексее- ва (1879–1964) и Владика Сумбатовича Нерсесянца (1938–2050).
Согласно Алексееву право следует рассматривать через призму ценностного начала. Во многом это связано с тем, что в основа-


195 нии права лежит идея справедливости, которая невозможна вне иерархии ценностей. Данное утверждение Алексеева становится возможным благодаря его отрицанию уравнительного понимания справедливости, с его точки зрения подлинная справедливость возможна: во-первых – только при учете заслуг или вины инди- вида, а во-вторых, при наличии определенной системы благ, поз- воляющей дать оценку действиям индивида. Принципиальное от- личие справедливости от простого уравнивания прав позволило
Алексееву осуществить критику как коммунистического, так и либерально-демократического социально-правового идеала.
Близкой по своим взглядам к Алексееву была либертарная концепция права, сформулированная В.С. Нерсесянцем. Согласно
Нерсесянцу советский легизм носил принципиально неправовой характер, поскольку рассматривал любые юридически оформ- ленные приказы государства, как имеющие правовую силу. Но далеко не все, что имеет форму закона, является правом по своей сущности. Подлинное право предполагает наличие «всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов». Советское государство с его однопартийной системой не может гарантиро- вать осуществления подлинного права, поэтому оно должно раз- виваться в сторону развития правовых институтов, что предпола- гает построение постсоветского общества.
3. Постсоветский период государственно-правовой мысли
А) Общая характеристика постсоветского периода госу-
дарственно-правовой мысли.
Распад советского союза и потеря коммунистической идео- логией государственного статуса привел к восстановлению ос- новных элементов буржуазно - демократической государственно- сти России.
Согласно Конституции 1993 г. Россия – федеративное демо- кратическое правовое социальное государство с республиканской формой правления.
В связи с этим в России началось восстановление нормаль- ного буржуазного права. Цель социальной политики государства – создание в России правового государства. Его основные признаки – достижение высокого уровня политического и правового созна-

196 ния людей, гуманизация социальных отношений, создание и раз- витие не зависимых по отношении к государству социальных структур. Формирование в России правового государства – цель, нежели констатация факта.
Вывод: Развитие отечественной государственно-правовой мысли, не смотря на ряд специфических черт, в целом развива- лась в рамках западноевропейской социально-философской и теоретико-правовой традиции.


197
Тема 16. ФИЛОСОФИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
План
1. Понятие правовое государство и гражданское обще-
ство.
2. Эволюция понятий правового государства и граждан-
ского общества.
1. Понятие правовое государство и гражданское общество
А) Понятие правового государства.
Правовое государство – особая организация общества, которая предполагает верховенство закона для обеспечения прав и свобод граждан. Правовое государство предполагает постепенное сни- жение вмешательства государства в социально экономические, процессы и личную жизнь граждан, а так же подчинение испол- нительной власти прав контроля с целью недопущения злоупо- треблений. Важнейшими признаками правового государства яв- ляются:
1. Сосуществование с гражданским обществом.
2. Соблюдение принципа разделения властей, согласно ко- торому власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или государственного органа, поэтому законодательная власть принимает законы, исполнительная следит за их реализацией, су- дебная власть вносит судебные решения, а так же обладает пра- вом привлечения к суду членов законодательных органов и ис- полнительной власти.
3. Принцип верховенства права – согласно ему не одно должностное лицо или орган власти не может освобождаться от правовой ответственности. Благодаря этому государства и инди- виды как субъекты права уравниваются, кроме того данный принцип означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие естественным правам человека. Принцип реали- зации прав и свобод – для правового государства характерно не только провозглашение прав и свобод граждан, но и их реализа- ция в законодательстве и правоприменительной практике.

198 5. Политический и идеологический плюрализм - наличие прав государства предполагает наличие большого числа полити- ческих партий, общественных и профессиональных движений, с помощью которых граждане реализуют свои права на свободу совести, слова и печати.
Б) Понятие гражданского общества.
Гражданское общество – сфера экономических, культурных, правовых и политических отношений не связанных с государ- ственной волей, но взаимодействующих с ним. Другими словами гражданское общество – сфера реализации индивидами своих частных интересов.
Наличие гражданского общества предполагает соблюдение институциональных и не институциональных условий. К числу институциональных условий существования гражданского обще- ства относится: существование правового государства и юриди- чески закрепленных сложных социальных отношений. К не ин- ституциональным условиям относится: наличие развитого право- сознания и политической культуры граждан, которые выступают в качестве субъекта данного общества. Кроме того существова- ние гражданского общества предполагает наличие определенного идеала, к которому оно стремится реализовать в действительно- сти. Этот идеал получил наименование правового общества. Он предполагает, что субъекты подчиняются праву не насильствен- но, а добровольно, по убеждению. Гражданское общество и пра- вовое государство находятся в тесной взаимосвязи. Они пред- ставляют собой динамичную и статическую стороны социальной жизни. Общим для гражданского общества и правового государ- ства является создание таких правовых норм, которые не подав- ляли бы человека, а служили средством его саморазвития.
В) Проблемы формирования правового государства в
посттоталитарном обществе.
Построение правового государства в обществе, находивше- гося ранее в условиях тоталитарного политического режима сталкивается с целым рядом трудностей. Важнейшими из них следует признать:
1. Наличие принципиальных противоречий между тотали- тарным и демократическим строем политической жизни. Так то- талитаризм полагает государство политики над правом, тогда как


199 демократическая исходит из господства права над политикой.
Противоположность тоталитаризма и демократии требует полно- го отказа от авторской системы управления. Реализовать это тре- бование немедленно не представляется возможным.
2. Наличие комбинированной правовой реальности, предпо- лагающей временное существование противоположных тенден- ций: 1. авторитаризма в правотворчестве и правоприменении, с элементами правовой анархии; 2. совмещение конструктивизма с саморазвитием – монизма с плюрализмом.
3. Неподготовленность индивидов к отстаиванию своих прав и свобод в правовом поле и обращение к не правовым методам социальной и политической борьбы.
Как показывает практика построение правового государства в странах имевших опыт тоталитарного политического режима и как правило, представляет собой длительный процесс, предпола- гающий перестройку сознания не только правящей элиты, но и широких социальных слоев. Завершением этого сложного соци- ально-политического и правового процесса является формирова- ние в обществе зрелой демократической культуры политического поведения, которая предполагает действие социальных и полити- ческих в рамках действующего законодательства.
2. Эволюция понятий правового государства и гражданского
общества
А) Основные этапы формирования понятий правовое
государство и гражданское общество.
В своем развитии понятие правовое государство и граждан- ское общество претерпели сложную эволюцию. Важнейшими пе- риодами развития данных понятий являются:
1. Античный период – у истоков данных понятий стоит уче- ние Аристотеля о двух основных формах социальной жизни: гос- ударственной и не государственной. государственная форма предполагает взаимодействие граждан для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Не государственная форма общественной жизни связана с жизнедеятельностью граж- дан. В экономической, бытовой, религиозной и семейно-брачной

200 жизни вмешательства государства в эти отношения Аристотель считал недоступным.
2. Период эпохи возрождения - согласно одному из крупных философов данного времени Н. Макиавелли, общество и государ- ство находится в состоянии жестокой борьбы. Государство стре- мится во всем подчинить своей воли людей, тогда как общество стремится отстоять свои свободы, полная победа государства чревата деспотией, победа общества – анархией.
3. Период Нового времени – именно в эту эпоху Т. Гоббсом формулируется понятие было разработано Дж. Локком. Согласно
Локку в основании гражданского общества лежит принцип сво- боды, при этом сама свобода – это выражение распоряжений сво- ей личностью и своим имуществом. Граждане должны отстаивать свою свободу от покушений государства, поскольку утратив сво- боду, граждане могут тратить все остальное. Единственной нор- мальной формой утраты свободы является согласно Локку обще- ственный договор, при котором индивиды добровольно делеги- руют часть своих полномочий государству или общественной ор- ганизации.
4. Период немецкой классической философии – наиболее детальную разработку понятия правового государства и граждан- ского общества получили в учениях И. Канта, Г. Гегеля. Согласно
И. Канту основой социальной жизни должно служить стремление реализовать идею правового гражданского общества, при этом саму гражданственность И. Кант определяет как единство свобо- ды, равенства и самостоятельности индивидов. Превращение че- ловека в гражданина важно только потому, что он изначально яв- ляется разумным и моральным существом. Правовое гражданское общество – это царство разума. Согласно Г. Гегелю гражданское общество противоположно с одной стороны – государству, а с другой стороны – семье. В гражданском обществе – человек при- нимает ответственность за самого себя, он входит в гражданское общество как в большую семью и получает в нем защиту своих индивидуальных прав, в том числе и по отношению к своей био- логической семье. Взаимодействие гражданского общества и гос- ударства реализуют общие интересы общества, гражданского общества – частные интересы. общим для них является то, что они реализуют принцип обязанности и прав.