ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае – освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
Жестокое обращение (агрессивный)
Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, «срывают зло» на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия,— все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера душевной жестокости не может не отразиться на подростке. Жестокие отношения могут также культивироваться между воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особенно для трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченность и строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучения других — все это особенно легко расцветает, если работа воспитателей отличается формализмом. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуации конформной.
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.
У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его. Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важнейших базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
В семьях, где воспитание идет в хаотичном стиле, у родителей нет сформированных требований к ребенку.
Недостатком является и отсутствие последовательных воспитательных действий. Характерны резкие перепады в отношениях: от наказания и словесного порицания – к ласке. Поэтому по мере взросления дети могут потерять уважение к родителям. Да и между отцом и матерью также могут наблюдаться разногласия по поводу воспитательного процесса, приводящие к семейным конфликтам.
Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка
Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей. По мере взросления может проявиться неуправляемость.
Регулярная «смена курса» воспитания способна спровоцировать в детях повышенную неуверенность, импульсивность, заниженную самооценку и отсутствие чувства ответственности.
Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе:
Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности. Под влиянием родителей они легко меняют свое мнение, могут совершать противоречивые поступки.
Характерным является неумение доводить до конца начатое. Чаще всего это обусловлено вовсе не отсутствием навыков, а именно эмоциональным состоянием.
1.2. Таблица взаимосвязи стиля семейного воспитания и типа личностного развития ребенка
Название | Эмоциональная близость | Требования | Контроль, санкции | Модель общения | Тип личностного развития ребенка |
Демократический (разумная любовь; сотрудничество: принимающе-авторитарный; авторитетный; ценностное отношение с высокой рефлексией) | Принятие, тепло, любовь | Справедливые, с обоснованием запретов | На основе разумной заботы Диалог и сотрудничество | Личностно-ориентированная | Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение |
Авторитарный (автократический; диктат) | Чаще отсутствует, хотя не исключается | Жесткие, без объяснения причин | Жесткий, часто некорректный; наказания | Дисциплинарная (окрики, угрозы) | Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрессивный – превращение в тирана(подобно родителю). Лицемерный |
Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека: симбиотический; «жизнь за ребенка») | Излишняя забота | Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях | Тотальный, чрезмерный | Стремление к тесному эмоциональному контакту (мелочная опека) | Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; инфантилизм; усиление астенических черт |
Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи») | Обожание, любование | Отсутствуют | Слабый; вседозволенность | «Жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей) | Истероидный – демонстратив-ность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилептоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками |
Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) | Пониженное внимание | Высокие | Возможны варианты | Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами | Тревожно-мнительный |
Анархический (потворствующий: либерально-попустительский) | Прерывание эмоционального контакта (иногда демонстративное) при нарушениях поведения ребенка | Отсутствуют или слабые | Отсутствует (оправдание поведения) | «Заискивающая» (некритичное отношение) | Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество |
Гипопротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосуществование) | Безразличие; недостаток тепла | Отсутствуют | Отсутствует (равнодушие) | «Невмешательство» (автономия, закрытость для общения) | Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость |
Эмоциональное отвержение (отчужденный; отвергающий; «золушка»; «маленький неудачник») | Отсутствует | Повышенные | Жесткий, строгие наказания | Психологическая дистанция, полная потеря контакта | Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства |
Жестокое обращение (агрессивный) | Отсутствует | Открытая агрессия | Жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои | Антагонизм, враждебность (по поводу поведения) | Эгоистичный – жестокость, провокации. Эпилептоидный |
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство) | от психологического принятия к резкому эмоциональному отвержению | Не последовательны и не предсказуемы | Не последователен и не предсказуем | От дисциплинарной (окрики, угрозы) до стремления к тесному эмоциональному контакту (мелочной опеки) | повышенная тревожность, неуверенность, импульсивность. Неустойчивый и истероидный тип. |
1.3. Таблица взаимосвязи стилей семейного воспитания и типов акцентуации характера
Стиль семейного воспитания | Его основные характеристики | Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается) |
Гипопротекция | Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. | Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации. |
Доминирующая гиперпротекция | Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание. | Гипертимно-неустойчивый тип. Психастеническая акцентуация. Сензитивная акцентуация. Астено- невротическая акцентуация. |
Потворствующая гиперпротекция | Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм. | Истероидная акцентуация. |
Эмоциональное отвержение | Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка. | При истероидной акцентуации реакция оппозиции. При шизоидной - уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено- невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатиях |
Жестокие взаимоотношения | Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. | Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа. |
Повышенная Моральная ответственность | От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи». | Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов. |
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство) | Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями | Неустойчивый и истероидный тип. |