Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С точки зрения психологии, это возраст осознания своей индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов вузов в системе профессионального образования - сложный, трудоемкий и многогранный процесс.

Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения, являются мотивы профессионального выбора, профессионально-ценностная ориентация и наличие жизненного плана отдельного студента.

Тестирование студентов первого курса показывает наличие следующих проблем:

- несформированность профессиональной мотивации;

- незрелая личностная готовность;

- несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.

Подростки могут справиться с этими трудностями, но все же нуждаются в помощи взрослых, возможно, в форме поддержки, консультирования и совместного анализа результатов успеваемости. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессиональной подготовки вуза рассматривается как процесс формирования отношения человека к себе как к предмету будущей профессиональной деятельности.

Эти задачи имеют особое значение в контексте компетентностного подхода к обучению, поскольку успешная подготовка профильных компетенций будущего специалиста невозможна без внутренней мотивации к работе в определенной области специализации.

Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к человеку. Педагоги создают условия для профессиональной деятельности ученика, показывают точки соприкосновения с профессией, учат акцентировать внимание на своих сильных сторонах, открывая новые грани своей личности.

Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности, как проектная деятельность, квест-игры. Важной составляющей на этом уровне является использование инновационных технологий обучения в учебном процессе. Для формирования у студентов профессионального имиджа `` Я '' разработаны деловые игры, в ходе которых студенты развивают ключевые компетенции современного специалиста
, которые невозможно сформировать на традиционных лекциях. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение учиться - главный навык конкурентоспособного специалиста», «Я - концепция», «Грани моего Я», «Профессиональные компетенции специалиста», «Собеседование с работодатель »и др.

Поскольку современный рынок труда требует новых знаний, навыков и широких и гибких возможностей, задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы обучать и развивать у молодого человека способности, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям; задача - научить студентов автономно взаимодействовать с динамичным миром профессиональной работы.
Перечень научных источников, используемых в курсовой работе по теме: «Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования».


Книги (монографии, учебные пособия, словари)


1

Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней

юности: Учеб. пособие. Воронеж, 2008.


Сущность профессионального самоопределения, его психологические особенности на разных стадиях становления личности.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения на

стадиях оптации, профессиональной подготовки. Основные формы содействия профессиональному самоопределению учащихся учреждений начального профессионального образования: профессиональное просвещение,

профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация

2

Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1989.

Программа занятий по профориентации по диагностике и развитию интересов старшеклассников, склонностей и способностей к различным сферам деятельности.

3

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2005.

Представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора.

Этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое Активные методы профконсультирования.


4

Психологический словарь / Под ред. В Л. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2001.

Определение понятий «профессиональное самоопределение», «профконсультирование».

5

Климов Е.А. Психология профессионального

самоопределения. Ростов-на Дону, 1996.

Профессиональное самоопределение учащейся молодежи.

Педагогическое и психологическое руководство выбором профессии.

Проекты профессиональных жизненных путей. Психическое развитие человека в процессе профессиональной деятельности.

6

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

Психологические критерии, уровни, этапы, ступени продвижения человека труда к профессионализму, виды профессиональной компетентности.

Задачно-личностный подход к построению профессиограммы.

Психологические факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту специалиста.

7

Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения.

М., 1999.

Активный характер субъекта профессионального самоопределения, психолого-педагогические условия формирования активности.

Варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также в индивидуальных профконсультациях.

8

Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2007.

Понятие психологической системы деятельности, основные компоненты ее структуры, содержание и закономерности формирования и функционирования.

Психологическая сущность освоения профессии. Уровни и схемы психологического анализа профессиональной деятельности как системы.

9

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев, 1988.

Структура и содержание жизненной перспективы различных категорий молодежи, особенности ее формирования на этапе профессионального самоопределения.

Взаимосвязь жизненных целей, возрастных ожиданий и ценностных ориентации молодежи, их влияние на выбор профессии.

Диссертации

1

Басхаева И.И. Психологические детерминанты профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: дисс. …канд. психол. наук. М., 2005.


Сущность понятия «профессиональное самоопределение».

Уровни и структура профессионального самоопределения.

Психологические детерминанты профессионального самоопределения личности.

2

Максимова З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: на примере специальности «Графический дизайн»: дисс. …канд. психол. наук. М., 2008.

Понятие «профессиональное самоопределение» в психолого-педагогической литературе.

Проблемы профессионального самоопределения студентов, связанные со спецификой и современным состоянием системы СПО.

Логико-содержательная модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов.


3

Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования: дисс. …канд. пед. наук. М., 2010.


Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования.

Научные статьи

1

Махаева OA Планирование профессионального будущего // Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2. М, 2000.

Значение практической психологии в процессе организации профессионального самоопределения.

2

Прощицкая E.IL Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство.1993. № 4.

Классификация профессий по Дж. Голланду.

3

Крившенко Л.П. Становление и развитие проблемы подготовки молодежи к профессиональному самоопределению // Вестник МГОУ «Педагогика и психология». 2005. № 5. Вып. 1

Особенности подготовки молодежи к профессиональному самоопределению.

4

Медведев В.П. К вопросу об организации и функционировании психологической службы в среднем профессиональном учебном заведении // Психолого-педагогическая поддержка студентов ссузов. М., 2005.

Организация и функционирование психологической службы в среднем профессиональном учебном заведении, роль психологической службы в организации сопровождения процесса профессионального

самоопределения.

5

Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности:

системогенетический подход // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 2. Том II.

Психологическая структура профессионального самоопределения, уровни ее анализа: ценностно-мотивационный, операциональный, поведенческий, уровень профессионально

важных качеств.