Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С точки зрения психологии, это возраст осознания своей индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов вузов в системе профессионального образования - сложный, трудоемкий и многогранный процесс.
Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения, являются мотивы профессионального выбора, профессионально-ценностная ориентация и наличие жизненного плана отдельного студента.
Тестирование студентов первого курса показывает наличие следующих проблем:
- несформированность профессиональной мотивации;
- незрелая личностная готовность;
- несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.
Подростки могут справиться с этими трудностями, но все же нуждаются в помощи взрослых, возможно, в форме поддержки, консультирования и совместного анализа результатов успеваемости. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессиональной подготовки вуза рассматривается как процесс формирования отношения человека к себе как к предмету будущей профессиональной деятельности.
Эти задачи имеют особое значение в контексте компетентностного подхода к обучению, поскольку успешная подготовка профильных компетенций будущего специалиста невозможна без внутренней мотивации к работе в определенной области специализации.
Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к человеку. Педагоги создают условия для профессиональной деятельности ученика, показывают точки соприкосновения с профессией, учат акцентировать внимание на своих сильных сторонах, открывая новые грани своей личности.
Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности, как проектная деятельность, квест-игры. Важной составляющей на этом уровне является использование инновационных технологий обучения в учебном процессе. Для формирования у студентов профессионального имиджа `` Я '' разработаны деловые игры, в ходе которых студенты развивают ключевые компетенции современного специалиста
, которые невозможно сформировать на традиционных лекциях. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение учиться - главный навык конкурентоспособного специалиста», «Я - концепция», «Грани моего Я», «Профессиональные компетенции специалиста», «Собеседование с работодатель »и др.
Поскольку современный рынок труда требует новых знаний, навыков и широких и гибких возможностей, задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы обучать и развивать у молодого человека способности, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям; задача - научить студентов автономно взаимодействовать с динамичным миром профессиональной работы.
Перечень научных источников, используемых в курсовой работе по теме: «Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования».
Книги (монографии, учебные пособия, словари) | ||
1 | Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. Воронеж, 2008. | Сущность профессионального самоопределения, его психологические особенности на разных стадиях становления личности. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения на стадиях оптации, профессиональной подготовки. Основные формы содействия профессиональному самоопределению учащихся учреждений начального профессионального образования: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация |
2 | Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1989. | Программа занятий по профориентации по диагностике и развитию интересов старшеклассников, склонностей и способностей к различным сферам деятельности. |
3 | Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2005. | Представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора. Этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое Активные методы профконсультирования. |
4 | Психологический словарь / Под ред. В Л. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2001. | Определение понятий «профессиональное самоопределение», «профконсультирование». |
5 | Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на Дону, 1996. | Профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Педагогическое и психологическое руководство выбором профессии. Проекты профессиональных жизненных путей. Психическое развитие человека в процессе профессиональной деятельности. |
6 | Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996. | Психологические критерии, уровни, этапы, ступени продвижения человека труда к профессионализму, виды профессиональной компетентности. Задачно-личностный подход к построению профессиограммы. Психологические факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту специалиста. |
7 | Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999. | Активный характер субъекта профессионального самоопределения, психолого-педагогические условия формирования активности. Варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также в индивидуальных профконсультациях. |
8 | Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2007. | Понятие психологической системы деятельности, основные компоненты ее структуры, содержание и закономерности формирования и функционирования. Психологическая сущность освоения профессии. Уровни и схемы психологического анализа профессиональной деятельности как системы. |
9 | Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев, 1988. | Структура и содержание жизненной перспективы различных категорий молодежи, особенности ее формирования на этапе профессионального самоопределения. Взаимосвязь жизненных целей, возрастных ожиданий и ценностных ориентации молодежи, их влияние на выбор профессии. |
Диссертации | ||
1 | Басхаева И.И. Психологические детерминанты профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: дисс. …канд. психол. наук. М., 2005. | Сущность понятия «профессиональное самоопределение». Уровни и структура профессионального самоопределения. Психологические детерминанты профессионального самоопределения личности. |
2 | Максимова З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: на примере специальности «Графический дизайн»: дисс. …канд. психол. наук. М., 2008. | Понятие «профессиональное самоопределение» в психолого-педагогической литературе. Проблемы профессионального самоопределения студентов, связанные со спецификой и современным состоянием системы СПО. Логико-содержательная модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов. |
3 | Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования: дисс. …канд. пед. наук. М., 2010. | Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования. |
Научные статьи | ||
1 | Махаева OA Планирование профессионального будущего // Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2. М, 2000. | Значение практической психологии в процессе организации профессионального самоопределения. |
2 | Прощицкая E.IL Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство.1993. № 4. | Классификация профессий по Дж. Голланду. |
3 | Крившенко Л.П. Становление и развитие проблемы подготовки молодежи к профессиональному самоопределению // Вестник МГОУ «Педагогика и психология». 2005. № 5. Вып. 1 | Особенности подготовки молодежи к профессиональному самоопределению. |
4 | Медведев В.П. К вопросу об организации и функционировании психологической службы в среднем профессиональном учебном заведении // Психолого-педагогическая поддержка студентов ссузов. М., 2005. | Организация и функционирование психологической службы в среднем профессиональном учебном заведении, роль психологической службы в организации сопровождения процесса профессионального самоопределения. |
5 | Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 2. Том II. | Психологическая структура профессионального самоопределения, уровни ее анализа: ценностно-мотивационный, операциональный, поведенческий, уровень профессионально важных качеств. |