Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рамках философско-психологического подхода к проблеме самоопределения личности необходимо отметить работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сафина и других. С.Л. Рубинштейн рассматривал проблему самоопределения в контексте проблемы детерминации: «всякая детерминация необходима как определение другими, внешними, и как самоопределение (определение внутренних свойств субъекта)». Само- определение действует как самоопределение, в отличие от внешнего определения; концепция самоопределения, таким образом, выражает активный характер «внутренних условий». Роль «внутреннего момента самоопределения, верности самому себе, беспристрастного подчинения. к внешнему ». Причем сама« специфика человеческого существования заключается в мере соотношения самоопределения и детерминации другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием сознание и действие человека ». Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от человека. В этом случае личность выступает субъектом жизни. Судьба человека, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от его собственного суждения о себе. Самоопределение - это свободный выбор человеком своей судьбы, реализованное самоопределение, представляющее собой механизм социальной детерминации, который не может действовать иначе, как активно преломляется самим субъектом. Таким образом, механизм самоопределения - это, прежде всего, интеллектуальная работа по размышлению над жизненной ситуацией.
Активную позицию личности в самоопределении подчеркивал и А. Н. Леонтьев, который говорил, что на каждом повороте жизненного пути человек должен от чего-то отстраняться, чтобы что-то утверждать в себе, и все это должно быть сделано. Под самоопределением он понимает глубокое индивидуальное нарушение норм и ценностей окружающей действительности, главным следствием которого является избирательное отношение к миру, выбор деятельности, которым человек занимается сам.
В.Ф. Сафин рассматривал самоопределение как ассимиляцию, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием собственных субъективных качеств и социальных требований. В своей работе он характеризует процесс становления и развития процесса личного самоопределения, подчеркивая выбор как механизм этого процесса.
Психологический и культурный подход к проблеме личностного самоопределения представлен в трудах Л. С. Выготского. Согласно его учению, человек формирует свой внутренний мир через ассимиляцию, интернализацию исторически сложившихся форм и типов социальной активности, в то время как психические процессы экстернализируются (самореализуются).
Социологический подход к проблеме самоопределения представлен в работах И.С. Кона, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Петровского и др. К.А. Абульханова-Славская также подчеркивает самоопределение, собственную активность, осознанное желание занять определенную позицию. как центральный момент самоопределения. По мнению К. А. Абулхановой-Славской, самоопределение - это осознание человеком своей позиции, которое формируется в координатах системы отношений. При этом подчеркивается, что самоопределение и социальная активность индивида зависят от того, как формируется система отношений (к коллективному субъекту, его месту в коллективе и другим членам). И.С. Кон, выделяя социальные и личностные аспекты самоопределения подростков, противостоит их автономии от старших и считает их сутью четкую ориентацию и определение своего места во взрослом мир.. А. Петровский ввел понятие «коллективистское самоопределение», которое обобщает относительную однородность поведения как результат сознательной солидарности индивида с оценками и задачами коллектива как сообщества, объединенного целями и идеалами .
Под личностным самоопределением понимают определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшую действенную реализацию себя на основе этих критериев.
Для личностного самоопределения характерны :
1)невозможность формализации полноценного развития личности; (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
2)для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.
Таким образом, самоопределение представляет собой сложный, многоэтапный процесс человеческого развития, структурными элементами которого являются различные типы самоопределения - личностные, социальные, профессиональные и т. д.. Эти типы самоопределения постоянно взаимодействуют друг с другом. В некоторых случаях они предшествуют друг другу, например, личное самоопределение может предшествовать профессиональному самоопределению и способствовать ему, в большинстве случаев они происходят одновременно, в разных местах, как причина и следствие. Самоопределение жизни, возможно, основано на других и начинается с первого дня жизни человека, который выполняет свое предназначение.
В самоопределении человек объединяет обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе в единую смысловую систему, определяющую смысл своего существования. Самоопределение не может быть сведено к самоосознанию человека, потому что, как отмечалось, человек может осознавать себя, но не подниматься до уровня соотнесения того, что я могу, и того, что от меня требуется, не приходить к эффективному выводу. Потребность в самоопределении, ее уровень зависит от окружающей среды, системы отношений, в которой находится человек (насколько среда стимулирует такие размышления) и зрелости личности, подготовки и мотивации человека. Помимо потребности в самоопределении, также необходимо иметь способность к самоанализу, методы, позволяющие вписаться в более общий социальный контекст.
2.2 Содержание психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов учащихся СПО.
Спрос на рабочие профессии на рынке труда свидетельствует о востребованности образовательных учреждений среднего профессионального образования. Однако многие студенты, абитуриенты и первокурсники, как правило, не имеют четкого представления о своей будущей профессии или не могут четко представить себе свою будущую работу. Процесс профессионального самоопределения играет важную роль в эффективности подготовки молодых людей к сбалансированному и реалистичному выбору профессии, будущего места работы и образования. Эффективность этого процесса во многом зависит от психологической и педагогической поддержки, оказываемой становлением молодого специалиста.
Психолого-педагогическая поддержка понимается нами как помощь в формировании личности, способной принимать самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии. Таким образом, можно сказать, что психологическая и педагогическая поддержка профессионального самоопределения должна быть инициирована как можно скорее. Поддержка студента означает оказание ему или ей помощи в той или иной форме: прямой, прямой или опосредованный; образовательная, психологическая или социальная; индивидуальный, коллективный или общий. Профессиональное самоопределение студентов может выражаться в профессиональной подготовке, включая профессиональную информацию, пропаганду и агитацию. Но важным акцентом в профессиональной поддержке является развитие у студентов интересов и склонностей к разным видам профессиональной деятельности. Он заключается в формировании творческих способностей, умения работать в команде, дизайнерского мышления, аналитических навыков, коммуникативных навыков, толерантности, способности к самообучению, что гарантирует успех личного и профессионального роста молодых людей, то есть обучение через развитие профессиональных знаний и умений обучающихся по различным специальностям среднего профессионального образования ...
Согласно закону об образовании РФ от 26.12.12г. «важнейшей задачей ОО является не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей». Поэтому ОО и СПО должна предоставить обучающемуся не только доступ к соответствующей образовательной среде, но и помочь ему самореализоваться в ней.
В ГОУ СПО ПСТ психологическая и педагогическая помощь осуществляется в несколько этапов. Во-первых, это регулярно обновляемый справочник по регионально-муниципальному спектру возможностей для непрерывного обучения и профессионального развития студентов. Во-вторых, это официальная организационно-правовая информация о правах студентов на получение «образовательных услуг». В-третьих, это характеристики и координаты возможных «помощников», связанных с помощью студентам в планировании их профессионального будущего и профориентации.
Практика показывает, что многие студенты СПО не интересуются выбранной профессией, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общему и профессиональному образованию и, как следствие, к выбыванию из учебы; затрудняет их ознакомление с общественно значимыми ценностями. Причины этих недостатков разные. Они носят социально-экономический и психолого-педагогический характер.
Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогическая поддержка предполагает создание поля ориентации для профессионального развития личности, укрепление профессионального эго, поддержание адекватной самооценки, готовность помощи и поддержки, саморегуляцию жизни, мастерство владения языком. профессиональных технологий самосохранения.
Следует отметить, что роль психологической и педагогической поддержки профессионального развития заключается не только в том, чтобы предоставить человеку своевременную помощь и поддержку, но и научить его самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, проявлять ответственный подход к их образованию, чтобы помочь человеку стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость устранения этих условий проистекает из социально-экономической нестабильности, многочисленных изменений в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуальных психологических характеристик, а также случайных обстоятельств и иррациональных жизненных тенденций.
Заключение.
В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, многократно влияющего на разные стороны ее жизни.
Одна из главных и острых проблем молодых людей - выбор дальнейшей профессии. Проблема профессионального самоопределения всегда стояла перед молодежью, и сегодня она особенно актуальна, поскольку стремительно меняющиеся условия рынка труда приводят к тому, что большинство выпускников не имеют четкого взгляда на жизнь, более 30 % из них едут учиться и работать по специальностям, не отвечающим их индивидуальным требованиям. Молодые люди практически не имеют информации о многих новых профессиях.
Представления молодых людей о профессиях и рынке труда во многом оторваны от реальности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных подростков продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей.
Сегодня задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными образовательными знаниями и умениями и мог реализовать их в профессиональной деятельности.
Качество профессиональной подготовки определяется компетенцией студентов, которые позволяют выпускнику достичь личной и профессиональной самореализации.
Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных навыков, структуры профессиональных знаний и мотивов навыков; Осознание своего соответствия требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этой переписки как чувство удовлетворения от выбранной профессии.
В рамках поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов профессорско-преподавательский состав выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро адаптироваться к новым условиям и обладающих достаточно высоким профессиональным уровнем навыков.
При этом упор делается на профессиональное самоопределение как основу успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работы в этой области.
Контингент студентов, обучающихся в колледже, довольно разнообразен и своеобразен. Это связано не только с индивидуальными особенностями кандидатов, но и с востребованными специальностями.