Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работу выполнил __________________________________ А.В. Кокохин
Факультет педагогики психологии и коммуникативистики, курс 2 ЗФО
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология образования»
Краснодар 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | | ||
1 | Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе ………………………………..………….…. | | |
| 1.1 | Сущность понятия «профессиональное самоопределение» ............. | |
| 1.2 | Уровни и структура профессионального самоопределения…….... | |
2 | Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования .............................................................………..……………… | | |
| 2.1 | Психологические детерминанты профессионального самоопределения личности…………………………………………. | |
| 2.2 | Содержание психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов учащихся СПО... | |
Заключение………………………………………………………………… | | ||
Список использованных источников………….…………………………… | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Профессиональное самоопределение – это определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер). В ранней юности профессиональное самоопределение является одним из центральных психологических новообразований. Находясь на пороге самостоятельной взрослой жизни, девушки и юноши должны стать субъектами своей будущей профессиональной жизни и сделать свой профессиональный выбор, но профессиональное самоопределение личности не заканчивается данным выбором. Так, для учащихся системы начального и среднего профессионального образования, которые уже осуществили свой профессиональный выбор, актуальным становится вопрос определения своего отношения к выполняемой профессионально-трудовой деятельности, к конкретному рабочему месту, производственным технологиям, трудовому коллективу, профессионально-квалификационным требованиям, режиму труда и т.д.
В отечественной и зарубежной психологической науке существует большое количество работ, посвященных проблеме профессионального самоопределения личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Е.И. Головаха, И.В. Григорович, И.В. Дубровина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Г.В. Резапкина, C.JI. Рубинштейн, С.Н. Чистякова, А.П. Чернявская, Э. Берн, А. Маслоу, Д. Сьюпер, В. Франкл, Дж. Холланд, К. Ясперс и др.). Тем не менее, исследований, посвященных изучению процесса профессионального самоопределения на этапе среднего профессионального образования, недостаточно. В этой связи особую актуальность приобретает наше теоретическое исследование.
Целью нашей работы является теоретическое изучение психологического содержания процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Объектом нашего исследования является профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования: психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
– провести научно-теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе;
– изучить источники и движущие силы развития самооценки личности;
– проанализировать основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение», к его уровням и структуре;
– выявить психологические детерминанты профессионального самоопределения личности;
– проанализировать содержание психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов учащихся СПО;
– сформулировать основные выводы по теме исследования.
В работе был использован метод теоретического анализа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили представления отечественных психологов о деятельности, ведущем виде деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.); теоретические исследования профессионального самоопределения личности (А.Г. Асмолов, Е.И. Головаха, И.С. Кон, И.В. Дубровина, ЕА Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, С.Л. Чистякова и др.); о личности как субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов и др.); о психологии готовности личности в различных видах деятельности (И.Б. Бодрова, Я.Л. Коломинский, Е.А. Орлова, Е.С. Романова и др.); о системно-функциональных профессиографических и персонологических подходах (А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, К.К. Платонов, П.Е. Решетников и др.).
1. Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе.
Подростковый возраст - один из кризисных этапов становления личности. Он характеризуется рядом различных специфических изменений, как физических, так и духовных. Основой формирования новых психологических и личностных качеств является общение при различных видах деятельности - образовательной, производственной, творческой и т. д. по отношению к внешнему миру. Одно из таких направлений - это профессиональное самоопределение.
Несмотря на различия в определении возрастных ограничений, юношеский возраст сравнивается с этапом выбора профессии.
Д. Супер поддерживает идею о том, что люди различаются по конституции личности, уникальным способностям и следовательно выбу профессии, в которой они могут использовать свои знания и навыки. Задачи изучаемого этапа - понять и определить свои потребности и возможности. По классификации Е.А. Климова этапы профессионального развития сравнивались с этапами становления личности.
Опционный этап - это период подготовки к жизни, к работе, осознанного и ответственного планирования, выбора профессионального пути. Возрастной диапазон может включать от 11–12 до 14–18 лет (8% от цикла развития активности субъекта).
Е.А. Климов делает акцент на подготовке этого этапа к периоду зрелости, к подготовке специалиста.
Каждая из классификаций определяет этапы профессионального развития, исходя из особенностей личностного развития каждого, поскольку профессиональная самореализация - это лишь сфера самореализации личности. Естественно, что определенные особенности становления личности в подростковом возрасте находят отражение в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение - это процесс построения отношений с внешним миром, основной целью которого является самореализация в рамках социально-экономических отношений. Подобно тому, как человек стремится установить отношения с обществом через саморазвитие и усвоение социальных норм и процессов, общество пытается облегчить процесс включения человека в существующую систему отношений.
Л.С. Выготский отмечает, что момент формирования самосознания обычно совпадает с периодом отрочества: «В динамической структуре личности старшеклассника проявляются сложные закономерности. То, что обычно называют личностью, есть не что иное, как самосознание человека, которое возникает в этот конкретный момент: новое поведение человека становится поведением для него самого, человека для себя самого, даже осознает себя как некое единство. Это конечный результат и фокус всего подросткового возраста. Психические действия приобретают личностный характер только на основе самосознания личности и на основе их овладения.» Кроме того, эта специфика отражена в творчестве Б.Г. Ананьева.
Б.Г. Ананьев обращает внимание на сроки и последовательность формирования самосознания. «Самое недавнее (по сравнению с другими свойствами), - пишет он, - это формирование отношений между обучающимся и самим собой.
Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следует за отношениями с ситуацией, объектом и средой деятельности и другими людьми. Только пройдя через множество объектов отношений, сознание становится объектом самосознания. Накопление опыта требует множества подобных самосознаний в качестве субъекта поведения и реализации его поведения, чтобы преобразовать отношение к себе в черты характера, которые мы называем рефлексивными. Однако именно эти свойства, хотя они самые новые и зависят от всех остальных, завершают структуру персонажа и гарантируют его целостность. Они тесно связаны с целями жизни и работы, ценностными ориентациями, установками, выполняют функцию саморегулирования и контроля развития, способствуют формированию и стабилизации единства личности.
Б.Г. Ананьев трактует человека как предмет труда, общения и познания, совокупность свойств, составляющих структуру человека как предмета деятельности. Индивидуальное сознание, его структура - результат совместного развития, общения и работы, их различного сближения. «Это означает, что человек является субъектом самореализации потенциала личности в общении, познании и работе, которые являются формами действия, предполагающими принятие ролей и взаимодействие с внешним миром. В частности, профессиональная деятельность - это деятельность вписана в систему трудовых отношений.
Б.Г. Ананьев называет совокупность жизненных обстоятельств, с которыми взаимодействует человек, - «ситуацией развития личности». Личность рассматривается как «совокупный эффект ситуаций социального развития». Ситуация развития личности - это определенное событие, которое отражается во внутреннем плане личности и в виде нового личностного становления.
Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития старшеклассника».
По словам Эриксона, «главная задача подросткового возраста - это поиск личной идентичности - чувства собственной идентичности, своей правдивости, полноты ценностей, приверженности миру и другим людям». Формирование идентичности происходит путем формирования идеального «Я» и идентификации с определенной группой или людьми, а также построения структуры ценностей. Профессиональная идентичность - одна из возможностей формирования идеального «Я». Обухова пишет: «Характерной чертой подросткового возраста является формирование жизненных планов. Это взгляд на жизнь, на котором основан выбор профессии.
Студенты пытаются конкретизировать и персонифицировать идеал через действия в форме самообразования для решения своих жизненных задач в связи с поиском своего «Я». Идеал - это мечта о творчестве, о создании жизни. Он улавливает возможность полноценной жизни, так сказать, основанной на собственных усилиях по ее построению.
Идеальная «Я концепция» создается путем имитации образа значимого взрослого человека.
Л.И. Божович писал, что моральные убеждения возникают и формируются в переходную эпоху. Процесс самоопределения «характеризуется осознанием себя как члена общества и принимает конкретную форму в новом, социально значимом положении». Структура ценностей - ключевой элемент в определении приоритетов.
Направленность и структура ценностей используется часто в синонимических значениях. К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Б.И. Додонов определяют направленность как завершающую подструктуру в общей структуре личности. К.К. Платонов включает направленность личности наряду с моральными качествами в исключительно социально-обусловленную подструктуру.
Б.И. Додонов в основу типологии личности кладет эмоциональную направленность, которая несомненно, определяет направленность и субъекта деятельности.
Н.И. Непомнящая в своих работах разводит понятия «направленность и ценности». Автор определяет понятие «ценности» как особый компонент структуры личности. Ценностность, по мнению автора, является стержневой характеристикой личности, определяющей ее направленность.
В.А. Ядов определяет понятие «ценностные ориентации» как фиксированную в психике индивида и социально обусловленную общую направленность на цели и средства деятельности. Ценностные ориентации задаются фиксированными установками «относительно тех элементов социальной действительности, которые обладают высокой ценностью для индивида.
Таким образом, структура ценностей и направленность личности формируются через соотнесение собственного опыта и поведения с общественными этическими идеалами. Формирование собственной структуры ценностей в соответствии с общепринятыми структурой, есть попытка взаимодействия самоопределяющегося старшеклассника с внешним миром.
Не менее важно, чем ценности в подростковом возрасте, формирование самооценки в функции саморегуляции.
Отсутствие чувства собственного достоинства определяет недостаточную восприимчивость учащихся к воспитательным воздействиям, неумение использовать свой потенциал в учебной деятельности. Характеристики самооценки во многом определяют уникальность развития характера студентов, своеобразие их положения в системе межличностных отношений и общий уровень психического здоровья.