Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такой алгоритм организации работы со студентами позволяет им постепенно направлять их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая недоверия и беспокойства, действительно повышая уверенность в своем потенциале и способности реализовать себя в будущем. виды деятельности.

Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды только тогда, когда студенты и преподаватели сосредоточатся на построении демократических и равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной и вызовет отторжение. среди студентов.

2.1 Психологические детерминанты профессионального самоопределения личности.
Исследователи проблемы профессионального самоопределения личности выявляют и изучают «базовые компоненты», «психологические составляющие» этого процесса. Так, Е.М. Борисова отмечает, что «деятельностный подход к проблеме профессионального самоопределения предусматривает введение в ее основные характеристики мотивационно-технической стороны профессиональной деятельности». Вслед за этим она выделяет такие базовые компоненты профессионального самоопределения, как профессиональные способности, индивидуально-типологические, профессиональная мотивация, самосознание, межличностные отношения, социальный статус. Признавая безусловную важность всех перечисленных психологических компонентов профессионального самоопределения личности, в данной работе мы остановимся подробно только на тех из них, которые в большей степени определяют его социально-психологические характеристики.

Важность анализа диапазона мотивационных потребностей человека для различных аспектов его или ее самоопределения не вызывает сомнений, поскольку мотивы являются основной движущей силой выбора карьеры и стремления к высокой производительности. Божович отмечает, что мотив - это то, для чего предназначена деятельность, а не цели, на которые она направлена. По мнению А. Леонтьева - это мотив, объективированная потребность, или, другими словами, это объект, который удовлетворяет определенную потребность, стимулирует и направляет деятельность человека.

С.Л.. Рубинштейн обратил внимание на то, что субъект может отключиться от цели и перейти к самой деятельности или к любому из результатов деятельности, то есть побочный результат действия может стать субъективной целью для человека. Иными словами, мотивы профессиональной деятельности могут лежать внутри или вне ее, но их реализация невозможна без участия в этой деятельности.

Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ выбора профессии и формирования личности в мире наиболее распространены два основных с точки зрения теории черт и факторов и с точки зрения теория развития. Именно на этой основе строятся как научно-исследовательские, так и практические работы в сфере профориентации.

Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 г. Ф. Парсонсом. Им были сформулированы следующие посылки:



а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Среди характеристик выбора карьеры Ф. Парсонс выделяет прежде всего осведомленность и рациональность, которые он понимает как компромисс между навыками, интересами и ценностями личности и возможностью их реализации в различных профессиях.

Теория развития выбора карьеры также была основана на определениях психодинамических теорий. Э. Гинзберг, который разработал одну из первых теорий профессионального развития, особенно подчеркивал временные аспекты при выборе: молодой человек должен осознавать временную перспективу, чтобы иметь возможность отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, когда им становится все труднее достигать конечных профессиональных целей. Он должен уметь перенести будущее в психологическое настоящее. Э. Гинзберг представляет профессиональное развитие как последовательность качественно определенных фаз, различающихся по содержанию и форме, в которых импульсы человека преобразуются в профессиональные желания. Он не рассматривает выборы как разовое мероприятие, а как многолетний процесс.

Д. Сьюпер в рамках своей теории развития объединил точки зрения целого ряда теорий, как психологических, так и непсихологических. В 1952 г. он выдвинул следующие положения:

1) люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;

2) на этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия - ряду индивидов;

3) в зависимости от времени и опыта человека меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает профессиональный множественный выбор;

4) профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий;

5)особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т. д.;


6) на разных стадиях развитием можно управлять, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции;

7) профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции;

8) взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни;

9) удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадиях профессионального развития, названных Д. Сьюпером стадиями пробуждения и исследования. В 1957 г. он дополнил свою теорию рядом положений:

1) как процесс, включающий серию событий, профессиональный выбор имеет ряд предсказуемых моделей;

2) профессиональный выбор предусматривает компромисс между синтезом личностных и социальных факторов, Я-концепцией и реальностью, недавно приобретенными реакциями и существующими моделями реакций;

3) важность факторов реальности как детерминант профессионального выбора возрастает по мере того, как индивид становится старше.

Для профессии - это, во-первых, долгий, продолжающийся несколько лет процесс, а во-вторых, событие, вписанное в череду событий профессиональной биографии человека. Супер-постепенная модель профессионального развития охватывает всю жизнь человека. Человеческую карьеру можно разделить на пять этапов: рост, поиск, консолидация, стабилизация и упадок. Период выбора карьеры и профессионального развития - это второй этап пятиступенчатой модели, который охватывает возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что человек пробует себя в разных ролях, ориентируясь на свои истинные профессиональные навыки.

С точки зрения Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:

- своего образа «Я». Именно образ «Я» регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры. В образ «Я» включается собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;

- интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;


- специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;

- интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;

- ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности. Ценности подразделяются на внутренние (содержательные), то, что содержит в себе сам процесс труда и его непосредственный продукт как таковой, и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда, такие как оплата, престиж, социально-психологические условия;

- отношения к труду, работе и профессии. Отношение к труду является производным от системы ценностей. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и производительность деятельности;

- потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии. Потребности могут удовлетворяться различными путями, поэтому они менее значимы при выборе, чем способности и интересы. Они определяют способ деятельности, а не ее содержание;

- черт личности - наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;

- профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.

Самоопределение человека - сложная научная проблема, имеющая как минимум психологический, педагогический, социологический и философский аспекты. В связи с этим обстоятельством существуют разные подходы к определению этого понятия. Неслучайно употребление слов «жизнь», «профессиональный», «социальный» и прочие самоопределение стали устойчивыми, каждое из которых отражает различные явления и требует научного толкования. В любой господствующей науке, которая рассматривала проблему человека, существует конкретная идея самоопределения индивида, явная или нет. Этот вопрос рассматривался в контексте традиционных вопросов - что такое человек, в чем смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблеме взаимоотношений человека и общества.