Файл: Курсовая работа психологическое содержание процесса профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования работу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


То, как человек оценивает свою эффективность, определяет для него ограничение или расширение выбора действий, усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий и разочарований, настойчивость, с которой он будет решать проблему.

Самоуважение напрямую связано с регулированием поведения. Это основной частный компонент, по которому оценивается адекватность существующих карьерных планов.

Особенностью социально-когнитивной теории (А. Бандура) является исключительная роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегулированию. Один из компонентов саморегуляции поведения - это чувство собственного достоинства.

Взрослые в жизни ребенка принимают непосредственное участие в формировании самосознания и самоопределения.

На этапах, ведущих к подростковому возрасту, родители и учителя развивают у ребенка способность анализировать себя и других и представлять моральные образы. Но в подростковом возрасте взрослые в своих отношениях с ребенком уточняют качества своего «Я». Благодаря этой конкретизации ребенок получает опыт, необходимый для определения своего места в жизни.

Студентам всегда нужна помощь старшего для решения задач: они развивают свои интеллектуальные способности, формируют адекватность эмоциональных реакций и новые модели поведения и профессионального самоопределения. Это обостряет значимость содержания общения ученика и взрослого.

Студенты, которые общаются со взрослыми лицом к лицу, характеризуются развитой способностью самостоятельно и нестандартно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, обладают стабильной самооценкой и более низким уровнем тревожности.

Таким образом, важно повторно перечислить наиболее важные процессы, влияющие на выбор карьеры и профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.

Профессиональный выбор является результатом анализа, которому способствует развитый интеллект и адекватность эмоциональных оценок, которые позволяют с точностью интерпретировать предыдущий опыт, профессиональные тесты и внешнюю ситуацию и на их основе тренировать структуру профессиональных предпочтений и представление о профессиональном будущем.

По мнению Э.А. Климова «Профессиональное самоопределение» по сравнению с личным самоопределением часто предполагает более конкретную деятельность, определяемую конкретным предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений ответственности за эту работу, которая является самим определением профессии как ограниченного вида деятельности ».


Профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений предмета деятельности, рассматривается в двух взаимосвязанных, но различимых уровни: гностический (в виде перестройки сознания, включая самосознание) и практический (в виде реальных изменений социального статуса, места человека в системе межличностных отношений) ».

Более осознанный процесс выбора профессии у детей начинается с 12 лет, дети уже постепенно начинают осваивать определенные профессии в различных играх. Обычно самый пик, когда ребенок всерьез начинает задумываться о том, какой профессиональный путь ему выбрать, - это 9-11 классы. Здесь и приходят на помощь: специализированные классы, профориентационное тестирование и т. д.

Также следует учитывать, что профессиональная ориентация может измениться в подростковом возрасте. Главное - помочь подростку осознать свои интересы и помочь ему развиваться в направлении своих способностей, интересов и личностных качеств.
1.1 Сущность понятия «профессиональное самоопределение»
Определение сущности профессионального самоопределения до сих пор остается нерешенной проблемой, поэтому решение этой проблемы занимает важное место в творческих поисках не только учителей и психологов, но и философов, методистов, писателей, представителей различных областей науки и искусства. Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профориентации было появление перед значительным количеством людей реальной проблемы свободы выбора.

Понятие «профессиональное развитие личности» широко используется в современной психологии. Обобщенные психологические характеристики профессионала можно представить, по мнению А.К. Маркова: специалист, освоивший высокий уровень профессиональной деятельности; сознательное изменение себя в процессе работы; кто нашел свою индивидуальную цель; стимулировать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности и повышать престиж своей профессии в обществе.

Российская педагогика и психология накопили большой опыт в области теории профессионального самоопределения. Это классические исследования в области профориентации Е.А. Климов (1976, 1983, 1988, 1990), А. (1979), Л.А. Йовими (1983), В.В. Назимова (1972), Е. Чистякова (1989, 1993) и др. Особенностью этих исследований является повышенное внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

E.Н. Головаха и А.А.Кроник (1984, 1988, 1993) использовали идею «событийного подхода», разработанную ими при планировании и рассмотрении жизненного пути человека.



В сфере профориентации есть много исследований за рубежом. Например, А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития, выделив самоактуализацию как центральную концепцию - как желание человека совершенствоваться, выражать и выражать себя в бизнесе, значимом для него самого.

Н. Гисберс и И. Мур рассматривают процесс профессиональной консультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение - это как саморазвитие через интеграцию ролей, окружающей среды и событий в единое целое, жизнь человека ".

Дж. Холланд выделяет шесть типов личности, позволяющих определить «код личности» и соотнести его с требованиями конкретной профессиональной среды.

Разнообразие различных концепций проистекает не только из сложности этой темы, но и из культурного и исторического характера осуществления самоопределения большинством людей, живущих в стране, а также из неоднородности населения. некоторых стран и регионов.

В чем сущность самоопределения?

П.Г. Щедровицкий видит важность самоопределения в способности человека строить себя, свою индивидуальную историю, в способности переосмыслить собственное бытие (1993). В. Фрэнки определяет полноценность человеческой жизни с точки зрения ее способности «выходить за пределы себя» и, самое главное, находить новые смыслы в данной материи и во всей своей жизни (1990). Говоря о самоопределении и самореализации, И.С. Кон связывает их с проделанной работой и отношениями с людьми вокруг них.

Суть профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном обретении смысла выполняемой работы и всей жизненной деятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Выбор профессии - личное дело каждого, поэтому специалисты говорят о профессиональном самоопределении. Независимый выбор профессии и занятия гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларацией прав человека. Однако не все студенты готовы к такому самоопределению, а некоторые даже не изо всех сил пытаются взять на себя ответственность за такой важный жизненный выбор. Это как раз важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации - боязнь своего выбора.

В такой ситуации выпускник школы ищет и часто находит довольно сложные способы ухода от ответственности за профессиональное и личное самоопределение. Мы помним, что «личное самоопределение» - это поиск собственного образа «я», постоянное развитие этого образа, ваше утверждение среди окружающих вас людей. Личное самоопределение - высшее проявление самоопределения жизни, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Профессиональное самоопределение (по Е.А.Климову) предполагает более конкретную деятельность, определяемую конкретными условиями, способами работы, а также спецификой определений межличностного производства ответственности за эту работу.


В этом случае возможны такие варианты поведения:

1. Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, советы часто на существующих предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо». В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, психолог и т.п.

2. Обращение за советом к учителям и школьным психологам, которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы.

3. Обращение подростков за советом к родственникам и близким. Нередко советы бывают ориентированы на существующие предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. Нередко СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - всего лишь «средство» достижения желаемого. Проблема здесь в том, что пропагандируемый образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый, ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.

Из сказанного ясно, что на самом деле подросток в большинстве случаев полагается на мнение близких и значимых для себя людей. Но способен ли он в силу социальной незрелости быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора? Разве мы не требуем слишком многого от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, чтобы он взял на себя ответственность за важный жизненный выбор?

Для подростка нормально пытаться найти дополнительную поддержку в своем важном жизненном выборе. Подросток обеспокоен, его пугает неуверенность в завтрашнем дне, срабатывают его защитные механизмы - механизмы, обеспечивающие его выбор. К сожалению, вся система социальной защиты часто сводится к сосредоточению внимания на стереотипах социальной осведомленности и их реализации. Но в этом случае при планировании перспектив своего развития говорить о настоящем творчестве не приходится, и здесь подросток не определяет себя, а «определяет» его.


Если профориентационная работа выполнена полностью, то схема примерно следующая. Даже в младших и средних классах постепенно вводятся в мир профессиональной деятельности, выявляются их основные склонности и способности (в первую очередь общая динамика их изменения, на основе которой можно строить более долгосрочные прогнозы). В идеале они дают школьникам попробовать хотя бы некоторые из имеющихся видов работы.

Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценносто-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников».

Факторы выбора профессии.

Индивидуальный характерных для каждого человека, имеет определенную общую структуру, а именно восемь важных типов, которые можно выделить при рассмотрении выбора профессии.

I. Позиция старших членов семьи.

Возможные взаимоотношения старших и младших членов семьи в рамках профессионального определения.

1. Учащимся предоставляется свобода выбора, в его решение не вмешиваются, таким образом оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации « на волю случая».

2. Родители, взрослые «принимают близко к сердцу» вопрос о будущем ребенка, согласны с выбором и содействуют его реализации, (иной раз опережают активность ребенка, лишая его самостоятельности).

3. Взрослые не согласны со сделанным выбором.

4. Родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию: создают неверное представление о профессии; не знакомы с профессией, но активно советуют; не ограничивают детей в выборе профессии, но лишь бы в институт, все остальные варианты отвергаются.

5. Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы «С кем быть?», «Каким быть?», «Где дальше учиться?», «Где я буду полезен?», «Что я могу дать обществу?» - эти вопросы составляют ядро классического «Кем быть?»