Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
соответствии с уровнем усвоения базы знаний ученик из­берет для себя, своей будущей жизни то направление куль­туры, с которым пойдет в жизнь, — это его социумность. Социумность отражает дальнейшие планы развития лич­ности в обществе. Это процесс ее восхождения к соци­альным ценностям, это степень ориентации школьника в социальных ценностях на основе усвоения базы знаний.

Гармония самости и социумности (своих психофизичес­ких возможностей в определении будущей социальной роли в жизни) и характеризует гуманность воспитания. При та­ком воспитании возможно представить человека как уни­кальное явление природы, признать его субъективные воз­можности как приоритет в процессе социализации.

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно.

Культурные ценности становятся тем стимулом, ко­торые побуждают ребенка к активному действию. Он сам ориентируется в своих личных ценностях и избирает тот опыт человеческой деятельности, который будет усваи­вать и совершенствовать в жизни.

Становление личностного «Я» и предполагает гуман­ность в воспитании, основу гуманитарной культуры. Гу­манитарное образование всем своим предметным содер­жанием целиком обращено к человеку, соотносится с его потребностями. Гуманитарная направленность обучения проявляется в раскрытии ценности научного знания для школьника. С этой целью в содержание образование в явном виде включаются те знания, которые служат ре­бенку. Лишь в том случае, когда ребенок раскрывает цен­ность знаний для себя, он находит там что-то личност-но-значимое. Эти знания как бы служат ему. Содержание обучения должно быть связано с учеником его нужнос­тью и полезностью. Это и выражает суть самого понятия

гуманитаризация образования. В школьной действитель­ности гуманитарным вопросам в процессе обучения уде­ляется неоправданно мало внимания. Ни программами, ни учебными пособиями не предусмотрено специфическое содержание, направленное на его полезность и значимость для ученика, общества, человека.

Ценности культуры общества только тогда побуждают личность к активности, когда они постепенно ею усваива­ются и осознаются, то есть когда происходит процесс инте
риоризации (внутреннее усвоение и осмысление) личностью общественных ценностей. В этом случае и осуществляется целенаправленная деятельность учителя по отбору соци­альных ценностей и организации их усвоения. То есть идет процесс воспитания на гуманистической основе.

Гуманное воспитание — это такое воспитание, в ко­тором происходит интериоризация общечеловеческих цен­ностей, то есть когда эти ценности общества становятся личностным достоянием и побуждают ребенка к даль­нейшей активной деятельности в обществе. Школьник усвоил базу знаний, базу культурных ценностей. Затем выбрал для себя одно из направлений социальной куль­туры и усваивает его в совершенстве, тем самым разви­вает себя и опыт.

Итак, следующей особенностью базисного учебного плана является гуманитаризация образования. Она на­ходит свое выражение и в повышении удельного веса гу­манитарных предметов в базисном учебном плане. Доля гуманитарного образования увеличивается за счет факуль­тативов и дифференциации обучения, интеграции предме­тов общеобразовательной подготовки. Это тоже позволя­ет расширить границы гуманитарного образования. Следовательно, базовый компонент образования откры­вает возможности для гуманизации ч гуманитаризации образования.

Сам базовый компонент изменяется, он не постоян­ный. Уровень его зависит от научно-технического про­гресса общества, так как на его основе строится продви­нутое обучение в средней школе.

Выделение базового компонента образования имеет социальный и педагогический смысл. Социальный смысл:

дает гарантии для дальнейшего получения профессиональ­ного образования; это основа усвоения культуры обще­ства; основа непрерывного образования. А педагогичес­кий смысл — это реальная основа, обеспечивающая развитие личности школьника.

Расстояние между базовым и продвинутым обучени­ем создает зону ближайшего развития личности школь­ника. Эта основа гуманизации образования, так как раз­витие личности ориентировано, прежде всего, на зону
ближайшего и актуального развития.

Главные трудности отбора базового образования:

  • определение критерия отбора базового образования. Отобрать такие знания, чтобы их мог усвоить каждый ребенок;

  • содержание базового образования должно подготовить ребенка к выбору любой профессии, то есть в нем должны быть заложены основы любой профессиональ­ной деятельности.

Понятие «стандарт» происходит от английского сло­ва standart, что означает «норма», «образец», «мерило». Когда мы говорим о стандарте в образовании, то имеем в виду комплекс норм, требований к:

  • структуре плана;

  • его содержанию;

  • уровню требований к образованию.

О каком плане идет речь? Существуют нормативные государственные документы, которые регламентируют, от­ражают содержание образования.

1. Учебный план состоит из трех частей. Вот к нему-то и

предъявляются требования стандарта. Он состоит из базисного плана как составной части государствен­ного стандарта и утверждается Государственной Ду­мой. О нем будем говорить более подробно.

2. Учебная программа — этот нормативный документ раскрывает содержание знаний, умений и навыков по каж­дому предмету.

Учебные программы есть типовые — разработаны на основе государственного образовательного стандарта

и утверждаются Министерством образования Россий­ской Федерации (рекомендательные, на их основе учи­телями школ создаются рабочие программы). Авторские учебные программы создаются с учетом го­сударственного стандарта. Учитель может создавать свои авторские программы, учитывая свою логику из­ложения материала, собственные подходы к пробле­мам, точку зрения относительно изучаемых явлений, процессов, фактов, событий. 3. Учебная литература:

  • учебники;

  • учебные пособия;

  • методические пособия;

  • дидактический материал;

  • фильмы, диафильмы, видеофильмы и др.

Вопросы:

Общие понятия об образовании и его содержание.

Проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли.

Закон Республики Казахстан «Об образовании».

Государственный стандарт образования Республики Казахстан.

7. Методические указания для практических (семинарских) занятий/лабораторных занятий.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его

необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. Структура семинара. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение

каждой темы семинарское занятие может состоять из четырех-пяти частей:

1.Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2.Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме семинара.

3.Обсуждение выступлений по теме - дискуссия.

4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой.

5. Подведение итогов занятия.

Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность ? до 15 минут.

Вторая часть - выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться

презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов семинарского занятия. Обязательный элемент доклада - представление и анализ статистических данных, обоснование социальных последствий любого экономического факта, явления или процесса. Примерная продолжительность ? 20-25 минут. После докладов следует их обсуждение - дискуссия. В ходе этого этапа семинарского занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность - до 15-20 минут. Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на семинарском занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность - 15-20 минут. Подведением итогов заканчивается семинарское занятие. Студентам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования. Примерная продолжительность 5 минут. Структура практического занятия. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие может состоять из трех частей: 1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины. 2. Выполнение практического задания (заданий) с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой. 3. Подведение итогов занятия. Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность до 15 минут.

Первая неделя