Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
соответствии с уровнем усвоения базы знаний ученик изберет для себя, своей будущей жизни то направление культуры, с которым пойдет в жизнь, — это его социумность. Социумность отражает дальнейшие планы развития личности в обществе. Это процесс ее восхождения к социальным ценностям, это степень ориентации школьника в социальных ценностях на основе усвоения базы знаний.
Гармония самости и социумности (своих психофизических возможностей в определении будущей социальной роли в жизни) и характеризует гуманность воспитания. При таком воспитании возможно представить человека как уникальное явление природы, признать его субъективные возможности как приоритет в процессе социализации.
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно.
Культурные ценности становятся тем стимулом, которые побуждают ребенка к активному действию. Он сам ориентируется в своих личных ценностях и избирает тот опыт человеческой деятельности, который будет усваивать и совершенствовать в жизни.
Становление личностного «Я» и предполагает гуманность в воспитании, основу гуманитарной культуры. Гуманитарное образование всем своим предметным содержанием целиком обращено к человеку, соотносится с его потребностями. Гуманитарная направленность обучения проявляется в раскрытии ценности научного знания для школьника. С этой целью в содержание образование в явном виде включаются те знания, которые служат ребенку. Лишь в том случае, когда ребенок раскрывает ценность знаний для себя, он находит там что-то личност-но-значимое. Эти знания как бы служат ему. Содержание обучения должно быть связано с учеником его нужностью и полезностью. Это и выражает суть самого понятия
гуманитаризация образования. В школьной действительности гуманитарным вопросам в процессе обучения уделяется неоправданно мало внимания. Ни программами, ни учебными пособиями не предусмотрено специфическое содержание, направленное на его полезность и значимость для ученика, общества, человека.
Ценности культуры общества только тогда побуждают личность к активности, когда они постепенно ею усваиваются и осознаются, то есть когда происходит процесс инте
риоризации (внутреннее усвоение и осмысление) личностью общественных ценностей. В этом случае и осуществляется целенаправленная деятельность учителя по отбору социальных ценностей и организации их усвоения. То есть идет процесс воспитания на гуманистической основе.
Гуманное воспитание — это такое воспитание, в котором происходит интериоризация общечеловеческих ценностей, то есть когда эти ценности общества становятся личностным достоянием и побуждают ребенка к дальнейшей активной деятельности в обществе. Школьник усвоил базу знаний, базу культурных ценностей. Затем выбрал для себя одно из направлений социальной культуры и усваивает его в совершенстве, тем самым развивает себя и опыт.
Итак, следующей особенностью базисного учебного плана является гуманитаризация образования. Она находит свое выражение и в повышении удельного веса гуманитарных предметов в базисном учебном плане. Доля гуманитарного образования увеличивается за счет факультативов и дифференциации обучения, интеграции предметов общеобразовательной подготовки. Это тоже позволяет расширить границы гуманитарного образования. Следовательно, базовый компонент образования открывает возможности для гуманизации ч гуманитаризации образования.
Сам базовый компонент изменяется, он не постоянный. Уровень его зависит от научно-технического прогресса общества, так как на его основе строится продвинутое обучение в средней школе.
Выделение базового компонента образования имеет социальный и педагогический смысл. Социальный смысл:
дает гарантии для дальнейшего получения профессионального образования; это основа усвоения культуры общества; основа непрерывного образования. А педагогический смысл — это реальная основа, обеспечивающая развитие личности школьника.
Расстояние между базовым и продвинутым обучением создает зону ближайшего развития личности школьника. Эта основа гуманизации образования, так как развитие личности ориентировано, прежде всего, на зону
ближайшего и актуального развития.
Главные трудности отбора базового образования:
Понятие «стандарт» происходит от английского слова standart, что означает «норма», «образец», «мерило». Когда мы говорим о стандарте в образовании, то имеем в виду комплекс норм, требований к:
О каком плане идет речь? Существуют нормативные государственные документы, которые регламентируют, отражают содержание образования.
1. Учебный план состоит из трех частей. Вот к нему-то и
предъявляются требования стандарта. Он состоит из базисного плана как составной части государственного стандарта и утверждается Государственной Думой. О нем будем говорить более подробно.
2. Учебная программа — этот нормативный документ раскрывает содержание знаний, умений и навыков по каждому предмету.
Учебные программы есть типовые — разработаны на основе государственного образовательного стандарта
и утверждаются Министерством образования Российской Федерации (рекомендательные, на их основе учителями школ создаются рабочие программы). Авторские учебные программы создаются с учетом государственного стандарта. Учитель может создавать свои авторские программы, учитывая свою логику изложения материала, собственные подходы к проблемам, точку зрения относительно изучаемых явлений, процессов, фактов, событий. 3. Учебная литература:
Вопросы:
Общие понятия об образовании и его содержание.
Проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли.
Закон Республики Казахстан «Об образовании».
Государственный стандарт образования Республики Казахстан.
7. Методические указания для практических (семинарских) занятий/лабораторных занятий.
Подготовка к семинарским и практическим занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его
необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. Структура семинара. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение
каждой темы семинарское занятие может состоять из четырех-пяти частей:
1.Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2.Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме семинара.
3.Обсуждение выступлений по теме - дискуссия.
4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой.
5. Подведение итогов занятия.
Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность ? до 15 минут.
Вторая часть - выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться
презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов семинарского занятия. Обязательный элемент доклада - представление и анализ статистических данных, обоснование социальных последствий любого экономического факта, явления или процесса. Примерная продолжительность ? 20-25 минут. После докладов следует их обсуждение - дискуссия. В ходе этого этапа семинарского занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность - до 15-20 минут. Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на семинарском занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность - 15-20 минут. Подведением итогов заканчивается семинарское занятие. Студентам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования. Примерная продолжительность 5 минут. Структура практического занятия. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие может состоять из трех частей: 1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины. 2. Выполнение практического задания (заданий) с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой. 3. Подведение итогов занятия. Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность до 15 минут.
Первая неделя
Гармония самости и социумности (своих психофизических возможностей в определении будущей социальной роли в жизни) и характеризует гуманность воспитания. При таком воспитании возможно представить человека как уникальное явление природы, признать его субъективные возможности как приоритет в процессе социализации.
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно.
Культурные ценности становятся тем стимулом, которые побуждают ребенка к активному действию. Он сам ориентируется в своих личных ценностях и избирает тот опыт человеческой деятельности, который будет усваивать и совершенствовать в жизни.
Становление личностного «Я» и предполагает гуманность в воспитании, основу гуманитарной культуры. Гуманитарное образование всем своим предметным содержанием целиком обращено к человеку, соотносится с его потребностями. Гуманитарная направленность обучения проявляется в раскрытии ценности научного знания для школьника. С этой целью в содержание образование в явном виде включаются те знания, которые служат ребенку. Лишь в том случае, когда ребенок раскрывает ценность знаний для себя, он находит там что-то личност-но-значимое. Эти знания как бы служат ему. Содержание обучения должно быть связано с учеником его нужностью и полезностью. Это и выражает суть самого понятия
гуманитаризация образования. В школьной действительности гуманитарным вопросам в процессе обучения уделяется неоправданно мало внимания. Ни программами, ни учебными пособиями не предусмотрено специфическое содержание, направленное на его полезность и значимость для ученика, общества, человека.
Ценности культуры общества только тогда побуждают личность к активности, когда они постепенно ею усваиваются и осознаются, то есть когда происходит процесс инте
риоризации (внутреннее усвоение и осмысление) личностью общественных ценностей. В этом случае и осуществляется целенаправленная деятельность учителя по отбору социальных ценностей и организации их усвоения. То есть идет процесс воспитания на гуманистической основе.
Гуманное воспитание — это такое воспитание, в котором происходит интериоризация общечеловеческих ценностей, то есть когда эти ценности общества становятся личностным достоянием и побуждают ребенка к дальнейшей активной деятельности в обществе. Школьник усвоил базу знаний, базу культурных ценностей. Затем выбрал для себя одно из направлений социальной культуры и усваивает его в совершенстве, тем самым развивает себя и опыт.
Итак, следующей особенностью базисного учебного плана является гуманитаризация образования. Она находит свое выражение и в повышении удельного веса гуманитарных предметов в базисном учебном плане. Доля гуманитарного образования увеличивается за счет факультативов и дифференциации обучения, интеграции предметов общеобразовательной подготовки. Это тоже позволяет расширить границы гуманитарного образования. Следовательно, базовый компонент образования открывает возможности для гуманизации ч гуманитаризации образования.
Сам базовый компонент изменяется, он не постоянный. Уровень его зависит от научно-технического прогресса общества, так как на его основе строится продвинутое обучение в средней школе.
Выделение базового компонента образования имеет социальный и педагогический смысл. Социальный смысл:
дает гарантии для дальнейшего получения профессионального образования; это основа усвоения культуры общества; основа непрерывного образования. А педагогический смысл — это реальная основа, обеспечивающая развитие личности школьника.
Расстояние между базовым и продвинутым обучением создает зону ближайшего развития личности школьника. Эта основа гуманизации образования, так как развитие личности ориентировано, прежде всего, на зону
ближайшего и актуального развития.
Главные трудности отбора базового образования:
-
определение критерия отбора базового образования. Отобрать такие знания, чтобы их мог усвоить каждый ребенок; -
содержание базового образования должно подготовить ребенка к выбору любой профессии, то есть в нем должны быть заложены основы любой профессиональной деятельности.
Понятие «стандарт» происходит от английского слова standart, что означает «норма», «образец», «мерило». Когда мы говорим о стандарте в образовании, то имеем в виду комплекс норм, требований к:
-
структуре плана; -
его содержанию; -
уровню требований к образованию.
О каком плане идет речь? Существуют нормативные государственные документы, которые регламентируют, отражают содержание образования.
1. Учебный план состоит из трех частей. Вот к нему-то и
предъявляются требования стандарта. Он состоит из базисного плана как составной части государственного стандарта и утверждается Государственной Думой. О нем будем говорить более подробно.
2. Учебная программа — этот нормативный документ раскрывает содержание знаний, умений и навыков по каждому предмету.
Учебные программы есть типовые — разработаны на основе государственного образовательного стандарта
и утверждаются Министерством образования Российской Федерации (рекомендательные, на их основе учителями школ создаются рабочие программы). Авторские учебные программы создаются с учетом государственного стандарта. Учитель может создавать свои авторские программы, учитывая свою логику изложения материала, собственные подходы к проблемам, точку зрения относительно изучаемых явлений, процессов, фактов, событий. 3. Учебная литература:
-
учебники; -
учебные пособия; -
методические пособия; -
дидактический материал; -
фильмы, диафильмы, видеофильмы и др.
Вопросы:
Общие понятия об образовании и его содержание.
Проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли.
Закон Республики Казахстан «Об образовании».
Государственный стандарт образования Республики Казахстан.
7. Методические указания для практических (семинарских) занятий/лабораторных занятий.
Подготовка к семинарским и практическим занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его
необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. Структура семинара. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение
каждой темы семинарское занятие может состоять из четырех-пяти частей:
1.Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2.Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме семинара.
3.Обсуждение выступлений по теме - дискуссия.
4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой.
5. Подведение итогов занятия.
Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность ? до 15 минут.
Вторая часть - выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться
презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов семинарского занятия. Обязательный элемент доклада - представление и анализ статистических данных, обоснование социальных последствий любого экономического факта, явления или процесса. Примерная продолжительность ? 20-25 минут. После докладов следует их обсуждение - дискуссия. В ходе этого этапа семинарского занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность - до 15-20 минут. Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на семинарском занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность - 15-20 минут. Подведением итогов заканчивается семинарское занятие. Студентам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования. Примерная продолжительность 5 минут. Структура практического занятия. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие может состоять из трех частей: 1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины. 2. Выполнение практического задания (заданий) с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой. 3. Подведение итогов занятия. Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность до 15 минут.
Первая неделя