Файл: Вопрос Важнейшие показатели эффективности управленческих решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
консультант по принятию решений. Его роль сводится к разумной организации ППР: помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиций активных групп,  организации работы с экспертами.  Консультант (или аналитик) обычно не вносит свои предпочтения и оценки в принятие решения, он только помогает другим взвесить все «за» и «против» и выработать разумный компромисс.

Кроме того, в принятии решений негласно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени  которой ЛПР принимает решение. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды и ценностные установки. Именно этой группе ЛПР в первую очередь объясняет логичность, разумность, обоснованность своего решения.

1. Лицо, принимающее решение – индивид, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организаций.

2. Владелец проблемы – человек, который по мнению окружающих должен решить проблему и имеет ответственность за принятое решение.

3. Член активной группы. Активная группа – группа людей, имеющих общие интересы и старающиеся оказать влияние на процесс выбора и его результат.

4. Избиратели.

5. Малая группа – члены малой группы формально имеют равные права и должны достичь соглашения при выборе совместных решений.

6. Эксперт – это профессионал в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями все люди, включившиеся в этот процесс.

7. Консультант по принятию решений. Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решения.

8. Окружение лица, принимающего решение – окружением являются сотрудники той организации, от имени которой лицом, принимающим решение, оно принимается.

4. Менеджер в процессе принятия и реализации управленческих решений
Роль менеджера при разработке, принятии и реализации управленческих решений определяется теми функциями управления, которые возложены на него в организации, а также предоставленными ему полномочиями. Традиционно принято выделять четыре укрупненные функции управления организацией (функции менеджмента): планирование, организацию деятельности, стимулирование (мотивационную функцию) и контроль. Приведем содержание этих функций.

Функция планирования:

 - прогнозирование изменений во внешней и внутренней среде организации и их влияния на её будущее организации;

 - определение и корректировка целей организации
;

 - разработка и корректировка стратегий достижения поставленных целей;

- разработка и корректировка планов и программ, направленных на достижение поставленных целей.

Функция организации деятельности:

 -определение рациональной структуры организации, соответствующей по-ставленным целям и выбранным стратегиям действий;

-корректировка структуры организации в соответствии с изменениями во внешней среде;

-координация деятельности подразделений и исполнителей для их согласованной и непротиворечивой работы.

Функция стимулирования:

-определение потребностей членов организации;

-определение степени удовлетворения этих потребностей в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации;

-анализ факторов, способствующих росту удовлетворения работой и производительности труда членов организации;

-разработка мероприятий, способствующих повышению уровня удовлетворенности работой и производительности труда членов организации.

Функция контроля:

- установление критериев оценки результатов работы;

- определение периодичности оценки результатов;

- определение степени достижения целей;

-выяснение причин отставания и внесения корректив для оптимального достижения поставленных целей.
В процессе реализации вышеприведенных функций управления менеджер исполняет роль лица принимающего решение. Лицом, принимающим решение (ЛПР), называют человека, имеющего цель, которая служит мотивом постановки задачи и поиска её решения. ЛПР является компетентным специалистом в своей области, наделено необходимыми полномочиями и не-сет ответственность за принятое решение. В задаче принятия решения основная функция ЛПР, состоит в уточнении принципа оптимальности альтернатив и выделении оптимальной альтернативы. В частном случае ЛПР также могут быть решены задачи оценивания альтернатив (например, когда оценивание сводится к обычному измерению, получению данных из справочников и другим сравнительно простым операциям). Однако в общем случае из-за сложности оцениваемых объектов и трудности получения информации для решения задачи оценивания привлекаются специалисты – эксперты. Решение задачи оценивания в этом случае называют экспертизой. Задачи разработки и проведения экспертиз также требуют привлечения специалистов по теории принятия решений – консультантов.

Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее. Стремление к устранению текущих проблем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки. Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации.


Менеджер должен решить:

-на какие проекты выделить деньги;

-какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь;

-как распорядиться собственным временем.
5 вопрос. Методы принятия решений.

Методы принятия управленческих решений делятся на три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.

Неформальные (эвристические) методы принятия решения.

Они представляют собой совокупность логических и творческих приемов мышления и методики выбора наилучших решений путем сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы основываются на аналитических способностях лиц, принимающих решения, и интуиции. Основное достоинство этих методов - оперативность, недостаток же заключается в том, что они не гарантируют выбора безошибочных альтернатив.

Коллективные методы принятия решения.

Коллективный метод решения - это подход, в котором руководитель для принятия решения привлекает одного или более сотрудников, и они вместе работают над решением проблемы. Наиболее оптимальными и эффективными являются группы численностью 4-8 человек. Это обусловлено тем, что большое число сотрудников не влияет на принятие наиболее правильного решения, а наоборот может «завести в тупик» и перегрузить информацией.

Основными методами коллективного принятия решений являются интерактивные группы, номинальные группы, «мозговой штурм», метод Дельфы, а также японская система принятия решений.

Количественные методы принятия решений.

Эта группа методов основывается на научно-практическом подходе, предполагающем нахождение оптимального решения путем обработки (с использованием современных технических средств) больших массивов информации и построения платежной матрицы, дерева решений, анализ точек безубыточности.

Вопрос № 6. Модели и методы разработки и выбора управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор наиболее эффективной альтернативы из возможных вариантов, осуществляемый ответственным лицом в пределах его компетенции для достижения цели.

Всю совокупность методов разработки управленческих решений можно разделить на следующие виды:

Аналитические методы – это анализ аналитических зависимостей между различными показателями.

Статистические методы – в их основе находится применение данных относительно прошлого удачного опыта решения той или иной проблемы.


Метод математического программирования – этот метод состоит в разработке новых управленческих решений на основе математических соотношений, применяемых ранее.

Эвристические методы – в основе методов находится логика, опыт и здравый смысл, использование которых обеспечивает появление новой значимой информации.

Активизирующие методы – суть этих методов состоит в разработке нескольких вариантов реализации с помощью психологической активации и новых источников интеллектуального характера.

Ассоциативные методы – в основе находится творческий процесс применения аналогий для генерирования новых отношений, например метод каталога, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод фокальных объектов.

Экспертные методы – суть состоит в получении ответов экспертов на заранее определённые вопросы.

Ситуационный анализ – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Методы ситуационного анализа:

А) PEST-анализ — исследование внешней среды, влияющей на бизнес;

Б) SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон компании;

В) SPACE-анализанализ стратегического положения и оценка действий компании.

Методы, применяемые на этапе определения альтернатив

Метод «мозговой атаки» - метод выявления и сопоставления индивидуальных суждений. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них.

Морфологический анализ - получение новых решений путём составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы), используется для прогнозирования.

Синектика - Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путём. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию).

Методы ассоциаций и аналогий - Методы выявления новых идей, характеризуются простотой и эффективностью.

Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота - методы подведения к решению проблемы с помощью наводящих вопросов, как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы.

Метод «матриц открытия» - Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования.