Файл: Вопрос Важнейшие показатели эффективности управленческих решений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
консультант по принятию решений. Его роль сводится к разумной организации ППР: помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиций активных групп, организации работы с экспертами. Консультант (или аналитик) обычно не вносит свои предпочтения и оценки в принятие решения, он только помогает другим взвесить все «за» и «против» и выработать разумный компромисс.
Кроме того, в принятии решений негласно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени которой ЛПР принимает решение. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды и ценностные установки. Именно этой группе ЛПР в первую очередь объясняет логичность, разумность, обоснованность своего решения.
1. Лицо, принимающее решение – индивид, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организаций.
2. Владелец проблемы – человек, который по мнению окружающих должен решить проблему и имеет ответственность за принятое решение.
3. Член активной группы. Активная группа – группа людей, имеющих общие интересы и старающиеся оказать влияние на процесс выбора и его результат.
4. Избиратели.
5. Малая группа – члены малой группы формально имеют равные права и должны достичь соглашения при выборе совместных решений.
6. Эксперт – это профессионал в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями все люди, включившиеся в этот процесс.
7. Консультант по принятию решений. Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решения.
8. Окружение лица, принимающего решение – окружением являются сотрудники той организации, от имени которой лицом, принимающим решение, оно принимается.
4. Менеджер в процессе принятия и реализации управленческих решений
Роль менеджера при разработке, принятии и реализации управленческих решений определяется теми функциями управления, которые возложены на него в организации, а также предоставленными ему полномочиями. Традиционно принято выделять четыре укрупненные функции управления организацией (функции менеджмента): планирование, организацию деятельности, стимулирование (мотивационную функцию) и контроль. Приведем содержание этих функций.
Функция планирования:
- прогнозирование изменений во внешней и внутренней среде организации и их влияния на её будущее организации;
- определение и корректировка целей организации
;
- разработка и корректировка стратегий достижения поставленных целей;
- разработка и корректировка планов и программ, направленных на достижение поставленных целей.
Функция организации деятельности:
-определение рациональной структуры организации, соответствующей по-ставленным целям и выбранным стратегиям действий;
-корректировка структуры организации в соответствии с изменениями во внешней среде;
-координация деятельности подразделений и исполнителей для их согласованной и непротиворечивой работы.
Функция стимулирования:
-определение потребностей членов организации;
-определение степени удовлетворения этих потребностей в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации;
-анализ факторов, способствующих росту удовлетворения работой и производительности труда членов организации;
-разработка мероприятий, способствующих повышению уровня удовлетворенности работой и производительности труда членов организации.
Функция контроля:
- установление критериев оценки результатов работы;
- определение периодичности оценки результатов;
- определение степени достижения целей;
-выяснение причин отставания и внесения корректив для оптимального достижения поставленных целей.
В процессе реализации вышеприведенных функций управления менеджер исполняет роль лица принимающего решение. Лицом, принимающим решение (ЛПР), называют человека, имеющего цель, которая служит мотивом постановки задачи и поиска её решения. ЛПР является компетентным специалистом в своей области, наделено необходимыми полномочиями и не-сет ответственность за принятое решение. В задаче принятия решения основная функция ЛПР, состоит в уточнении принципа оптимальности альтернатив и выделении оптимальной альтернативы. В частном случае ЛПР также могут быть решены задачи оценивания альтернатив (например, когда оценивание сводится к обычному измерению, получению данных из справочников и другим сравнительно простым операциям). Однако в общем случае из-за сложности оцениваемых объектов и трудности получения информации для решения задачи оценивания привлекаются специалисты – эксперты. Решение задачи оценивания в этом случае называют экспертизой. Задачи разработки и проведения экспертиз также требуют привлечения специалистов по теории принятия решений – консультантов.
Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее. Стремление к устранению текущих проблем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки. Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации.
Менеджер должен решить:
-на какие проекты выделить деньги;
-какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь;
-как распорядиться собственным временем.
5 вопрос. Методы принятия решений.
Методы принятия управленческих решений делятся на три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.
Неформальные (эвристические) методы принятия решения.
Они представляют собой совокупность логических и творческих приемов мышления и методики выбора наилучших решений путем сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы основываются на аналитических способностях лиц, принимающих решения, и интуиции. Основное достоинство этих методов - оперативность, недостаток же заключается в том, что они не гарантируют выбора безошибочных альтернатив.
Коллективные методы принятия решения.
Коллективный метод решения - это подход, в котором руководитель для принятия решения привлекает одного или более сотрудников, и они вместе работают над решением проблемы. Наиболее оптимальными и эффективными являются группы численностью 4-8 человек. Это обусловлено тем, что большое число сотрудников не влияет на принятие наиболее правильного решения, а наоборот может «завести в тупик» и перегрузить информацией.
Основными методами коллективного принятия решений являются интерактивные группы, номинальные группы, «мозговой штурм», метод Дельфы, а также японская система принятия решений.
Количественные методы принятия решений.
Эта группа методов основывается на научно-практическом подходе, предполагающем нахождение оптимального решения путем обработки (с использованием современных технических средств) больших массивов информации и построения платежной матрицы, дерева решений, анализ точек безубыточности.
Вопрос № 6. Модели и методы разработки и выбора управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор наиболее эффективной альтернативы из возможных вариантов, осуществляемый ответственным лицом в пределах его компетенции для достижения цели.
Всю совокупность методов разработки управленческих решений можно разделить на следующие виды:
Аналитические методы – это анализ аналитических зависимостей между различными показателями.
Статистические методы – в их основе находится применение данных относительно прошлого удачного опыта решения той или иной проблемы.
Метод математического программирования – этот метод состоит в разработке новых управленческих решений на основе математических соотношений, применяемых ранее.
Эвристические методы – в основе методов находится логика, опыт и здравый смысл, использование которых обеспечивает появление новой значимой информации.
Активизирующие методы – суть этих методов состоит в разработке нескольких вариантов реализации с помощью психологической активации и новых источников интеллектуального характера.
Ассоциативные методы – в основе находится творческий процесс применения аналогий для генерирования новых отношений, например метод каталога, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод фокальных объектов.
Экспертные методы – суть состоит в получении ответов экспертов на заранее определённые вопросы.
Ситуационный анализ – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.
Методы ситуационного анализа:
А) PEST-анализ — исследование внешней среды, влияющей на бизнес;
Б) SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон компании;
В) SPACE-анализ — анализ стратегического положения и оценка действий компании.
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив
Метод «мозговой атаки» - метод выявления и сопоставления индивидуальных суждений. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них.
Морфологический анализ - получение новых решений путём составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы), используется для прогнозирования.
Синектика - Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путём. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию).
Методы ассоциаций и аналогий - Методы выявления новых идей, характеризуются простотой и эффективностью.
Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота - методы подведения к решению проблемы с помощью наводящих вопросов, как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы.
Метод «матриц открытия» - Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования.
Кроме того, в принятии решений негласно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени которой ЛПР принимает решение. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды и ценностные установки. Именно этой группе ЛПР в первую очередь объясняет логичность, разумность, обоснованность своего решения.
1. Лицо, принимающее решение – индивид, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организаций.
2. Владелец проблемы – человек, который по мнению окружающих должен решить проблему и имеет ответственность за принятое решение.
3. Член активной группы. Активная группа – группа людей, имеющих общие интересы и старающиеся оказать влияние на процесс выбора и его результат.
4. Избиратели.
5. Малая группа – члены малой группы формально имеют равные права и должны достичь соглашения при выборе совместных решений.
6. Эксперт – это профессионал в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями все люди, включившиеся в этот процесс.
7. Консультант по принятию решений. Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решения.
8. Окружение лица, принимающего решение – окружением являются сотрудники той организации, от имени которой лицом, принимающим решение, оно принимается.
4. Менеджер в процессе принятия и реализации управленческих решений
Роль менеджера при разработке, принятии и реализации управленческих решений определяется теми функциями управления, которые возложены на него в организации, а также предоставленными ему полномочиями. Традиционно принято выделять четыре укрупненные функции управления организацией (функции менеджмента): планирование, организацию деятельности, стимулирование (мотивационную функцию) и контроль. Приведем содержание этих функций.
Функция планирования:
- прогнозирование изменений во внешней и внутренней среде организации и их влияния на её будущее организации;
- определение и корректировка целей организации
;
- разработка и корректировка стратегий достижения поставленных целей;
- разработка и корректировка планов и программ, направленных на достижение поставленных целей.
Функция организации деятельности:
-определение рациональной структуры организации, соответствующей по-ставленным целям и выбранным стратегиям действий;
-корректировка структуры организации в соответствии с изменениями во внешней среде;
-координация деятельности подразделений и исполнителей для их согласованной и непротиворечивой работы.
Функция стимулирования:
-определение потребностей членов организации;
-определение степени удовлетворения этих потребностей в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации;
-анализ факторов, способствующих росту удовлетворения работой и производительности труда членов организации;
-разработка мероприятий, способствующих повышению уровня удовлетворенности работой и производительности труда членов организации.
Функция контроля:
- установление критериев оценки результатов работы;
- определение периодичности оценки результатов;
- определение степени достижения целей;
-выяснение причин отставания и внесения корректив для оптимального достижения поставленных целей.
В процессе реализации вышеприведенных функций управления менеджер исполняет роль лица принимающего решение. Лицом, принимающим решение (ЛПР), называют человека, имеющего цель, которая служит мотивом постановки задачи и поиска её решения. ЛПР является компетентным специалистом в своей области, наделено необходимыми полномочиями и не-сет ответственность за принятое решение. В задаче принятия решения основная функция ЛПР, состоит в уточнении принципа оптимальности альтернатив и выделении оптимальной альтернативы. В частном случае ЛПР также могут быть решены задачи оценивания альтернатив (например, когда оценивание сводится к обычному измерению, получению данных из справочников и другим сравнительно простым операциям). Однако в общем случае из-за сложности оцениваемых объектов и трудности получения информации для решения задачи оценивания привлекаются специалисты – эксперты. Решение задачи оценивания в этом случае называют экспертизой. Задачи разработки и проведения экспертиз также требуют привлечения специалистов по теории принятия решений – консультантов.
Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее. Стремление к устранению текущих проблем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки. Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации.
Менеджер должен решить:
-на какие проекты выделить деньги;
-какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь;
-как распорядиться собственным временем.
5 вопрос. Методы принятия решений.
Методы принятия управленческих решений делятся на три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.
Неформальные (эвристические) методы принятия решения.
Они представляют собой совокупность логических и творческих приемов мышления и методики выбора наилучших решений путем сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы основываются на аналитических способностях лиц, принимающих решения, и интуиции. Основное достоинство этих методов - оперативность, недостаток же заключается в том, что они не гарантируют выбора безошибочных альтернатив.
Коллективные методы принятия решения.
Коллективный метод решения - это подход, в котором руководитель для принятия решения привлекает одного или более сотрудников, и они вместе работают над решением проблемы. Наиболее оптимальными и эффективными являются группы численностью 4-8 человек. Это обусловлено тем, что большое число сотрудников не влияет на принятие наиболее правильного решения, а наоборот может «завести в тупик» и перегрузить информацией.
Основными методами коллективного принятия решений являются интерактивные группы, номинальные группы, «мозговой штурм», метод Дельфы, а также японская система принятия решений.
Количественные методы принятия решений.
Эта группа методов основывается на научно-практическом подходе, предполагающем нахождение оптимального решения путем обработки (с использованием современных технических средств) больших массивов информации и построения платежной матрицы, дерева решений, анализ точек безубыточности.
Вопрос № 6. Модели и методы разработки и выбора управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор наиболее эффективной альтернативы из возможных вариантов, осуществляемый ответственным лицом в пределах его компетенции для достижения цели.
Всю совокупность методов разработки управленческих решений можно разделить на следующие виды:
Аналитические методы – это анализ аналитических зависимостей между различными показателями.
Статистические методы – в их основе находится применение данных относительно прошлого удачного опыта решения той или иной проблемы.
Метод математического программирования – этот метод состоит в разработке новых управленческих решений на основе математических соотношений, применяемых ранее.
Эвристические методы – в основе методов находится логика, опыт и здравый смысл, использование которых обеспечивает появление новой значимой информации.
Активизирующие методы – суть этих методов состоит в разработке нескольких вариантов реализации с помощью психологической активации и новых источников интеллектуального характера.
Ассоциативные методы – в основе находится творческий процесс применения аналогий для генерирования новых отношений, например метод каталога, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод фокальных объектов.
Экспертные методы – суть состоит в получении ответов экспертов на заранее определённые вопросы.
Ситуационный анализ – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.
Методы ситуационного анализа:
А) PEST-анализ — исследование внешней среды, влияющей на бизнес;
Б) SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон компании;
В) SPACE-анализ — анализ стратегического положения и оценка действий компании.
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив
Метод «мозговой атаки» - метод выявления и сопоставления индивидуальных суждений. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них.
Морфологический анализ - получение новых решений путём составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы), используется для прогнозирования.
Синектика - Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путём. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию).
Методы ассоциаций и аналогий - Методы выявления новых идей, характеризуются простотой и эффективностью.
Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота - методы подведения к решению проблемы с помощью наводящих вопросов, как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы.
Метод «матриц открытия» - Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования.