Файл: Холщевников К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае суживающегося сопла при критическом или более вы­ соком перепаде имеем: f(Xc) = 1,259 (при &г=1,33); ^(Ас) —1,0 и <Рс = 1,0, если потери учитываются в ire через Sc.

Фиг. 1. Зависимость функции /?(яс) от лс.

/—полное расширение; 2—суживающееся сопло.

Следовательно,

 

(

20>

с

0,388лс

4

 

При полном расширении для определения

(?гс) в дальнейшем

используется уравнение (1. 15).

 

 

не­

На фиг. 1 показана зависимость R (тгс) =/(тгс)

при полном и

полном расширении.

 

 

 

Уравнение для удельного расхода топлива

Экономичность ТРД принято оценивать с помощью удельного' расхода топлива, определяемого (в кг/кг тяги час) из соотноше­

ния

(1.21)

А

где GT— часовой расход топлива в кг)час.

Следует отметить, что в таком виде удельный расход топлива представляет собой параметр, который характеризует ТРД одно­ временно как тепловой двигатель и как движитель.

14

Эффективность ТРД как теплового двигателя можно оценить с помощью эффективного к. п. д., представляющего собой отно­ шение располагаемой кинетической энергии к затраченному теплу.

Располагаемая кинетическая энергия определяется по формуле

Р G,c2 ,

GrV2

GBV2

2g

2.g

(1.22)

g

В этом выражении первый член определяет кинетическую энер­ гию газа на выходе из двигателя, второй член — кинетическую энергию газа, которой последний располагает, участвуя в общем движении вместе с двигателем, и третий член — работу сил реак­ ций, соответствующих по величине изменению количества движе­ ния на входе в двигатель.

Выражение для располагаемой кинетической энергии имеет

общий характер.

Приняв Gt.= GB, получим часто употребляемое

выражение

 

 

 

E=^(c2-V2).

 

 

2g

Приняв GB = 0,

получим

 

 

Е =

-1-1/2).

В таком виде эта формула применяется для ЖРД.

Если принять, что только во втором члене Gr=GB, то получим

g_ GrC2

GBV2

2g

~ 2g ‘

Используя выражение (1.22), эффективный к. п. д. можно за­ писать в виде

—— С2 +

IZ2 — —- V2

 

<1.23>

=

 

,

 

где q — количество топлива, подводимое к 1

кг

воздуха, посту­

пающего в камеру сгорания;

 

 

 

Ни— теплотворная способность топлива.

 

 

Используя введенные выше

обозначения,

получим

с2_|_ /2

V2

 

 

V

Д „

s ■

 

(1-24)

Эффективный к. п. д. учитывает все виды потерь энергии в

самом двигателе — тепловые,

гидравлические

и механические.

Следовательно', этот к. п. д. определяет долю тепла; эквивалентную приращению кинетической энергии газового потока в двигателе и используемую для создания реактивной тяги.

15


Эффективность ТРД как движителя оценивают так называе­

мым полетным или тяговым к. п. д., представляющим собой от­ ношение полезной работы силы тяги к располагаемой кинетиче­ ской энергии:

7)11 Gr

Gr

RV________

(1-25)

GB Р2

— c2 4- —- 172 _ -B —

 

2g-

2g

g

 

Для полного расширения, используя принятые ния, получим

2И(ус-У)

‘п _ У2 (2 — V)

При v= 1,0 получим известную формулу

2

~ 1 + (с/ V) '

При v=oo (<Дв = 0) имеем

_ 2(с/У)

" 1 + (C/V)2 ’

ранее обозначе­

(1.26)

т. е. выражение для полетного к. п. д. ЖРД.

Произведение эффективного к. п. д. на полетный к. п. д. дает полный к. п. д. как отношение полезной работы силы тяги к затраченному теплу

ARV

 

П =

п

пН

 

или

 

3600А V

 

 

 

<Е27)

 

 

И.ся

Так, например, для скорости полета, соответствующей Мя=

—2,5 при Гг=1350°*

абс и тгк* —4,0 удельный расход топлива CR

при отсутствии форсажной

камеры

равен

1,5 кг)кг тяги час и

т)0—0,406.

В случае применения при тех же условиях форсажной камеры,

в которой температура газа Гф* = 2000° абс,

имеем CR —

= 2,1 кг/кг тя^ичас и ^0 —0,28.

 

Полетный к. п. д. двигателей без форсажной и с форсажной

камерой будет соответственно равен 0,80 и 0,665, а

эффективный

к. п. д. — 0,508 и 0,42. Таким образом, для рассмотренных условий

коэффициенты полезного действия достаточно высоки.

С уменьшением скорости полета коэффициенты полезного действия ТРД снижаются. Так, например, в двигателе, имеющем

при М = 0,94(1000 км!час), тск* = 14 и

7"г* = 1000° абс (крейсер­

ский режим), расход топлива СR — 0,93

кг)кг тяги час.

Этим условиям соответствуют 710 = 0,243, т;п = 0,577 и т]е = 0,421.

Таким образом, несмотря на низкие значения CR, к. п. д. у этого двигателя меньше, чем у рассмотренного выше.

16


Приведенный пример наглядно показывает, что значения CR

не позволяют сравнивать эффективность двигателей, работающих при различных скоростях полета. В случае же одинаковых ско­ ростей полета величина CR может являться критерием эффек­ тивности различных двигателей. Кроме того, этот параметр поз­

воляет оценивать экономичность двигателя и в стендовых усло­ виях.

Если удельный расход топлива относить не к тяге, а к работе, совершенной силой тяги, то он будет выражаться в кг топл./кгм час и являться критерием, позволяющим сравнивать экономичность двигателей независимо от скорости полета:

Г'__GT е~ RV ’

откуда

RV= — ,

Се

и, следовательно,

 

7]0 = —= 3600

.

Св.кНидСе

НиСе

При одинаковых т]0 будут равны и

С,., хотя скорости полета,

а также i]e и т]п могут быть различными.

Применение Се для ТРД неудобно, так как для стендовых условий этот параметр непригоден.

Удельный расход топлива, отнесенный к тяге двигателя, яв­

ляется основным параметром для оценки экономичности ТРД, по­ этому он принят как основной и в данной работе.

Запишем уравнение (1.21) в виде

 

q

ЗбООбв.кд' 36008ОХд^

°охл<7о

/| 28)

 

 

Ов/?уд

/?уд

 

/?уд

 

где qa—З6ОО7.

 

 

 

 

 

 

Заменим

q0—B(Tr* — TK),*

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н„

,т*

 

 

 

Тк* — температура воздуха на входе

в камеру

сгорания.

 

Уравнение для коэффициента В рассматривается в следующем

разделе.

 

 

 

 

 

 

Заменим температуру воздуха Тк* через температуру затормо­

женного потока *Ти

и *)Цпъ.

Получим

 

 

 

 

 

 

[1 -НК)]1.

(1.29)

1

ГОС. ПУБЛИЧНАЯ

I

 

11

2

К. В. Холщевников. ! ЦАУЧН-ТЕХНИЧЕСК АЯ I

 

 

I

БИБЛИОТЕКА СССР

1

 

 

ВТ


Подставим выражение (1-29) в уравнение (1.28), а /?уд заме­ ним с помощью уравнения (1.17). Тогда выражение (1.28) при­

мет вид

П + 1 (]!

В

/ ут

■'Ус | в ("с) ~ 1,87ХЯ

Введем понятие о приведенном удельном расходе топлива

Q _ ____CR

Ra В /тн^

Обозначив

1 Fl"

получим

CR

Орхдф

)

(1.30)

'■Ус 1./ :J'T ;

 

 

(irc) — 1.87X/Z

 

УJ н‘

Втаком виде правая часть уравнения (1.30) не зависит в явном виде от высоты полета и является функцией безразмерных

величин !TTr* H,* Z(~K),* Л//> ~с, коэффициентов полезного

действия и коэффициентов потерь. Это уравнение удобно для тео­ ретических исследований. Для облегчения расчетов функции Ф(<?)

и /?(тгс) могут быть сведены в таблицы и графики.

Вывод уравнения для определения количества топлива, подводимого к 1 кг воздуха в основной камере сгорания i

Количество топлива q, подводимого к 1 кг воздуха, в основной камере сгорания при различных значениях температуры газа и воздуха можно определить по уравнению Кирхгофа.

Необходимо отметить, что при определений теплового эффекта реакции по закону Кирхгофа, разность приращения теплосодер­ жания исходных и конечных продуктов реакции должна опреде­ ляться в том же интервале температур, для которого определя­ ются тепловые эффекты реакции.

Исходные продукты, т. е. воздух и топливо, поступают в ка­

меру сгорания при различной температуре. Вследствие этого за

температуру реакции следовало бы принимать некоторую темпе­ ратуру *Т х, получаемую в результате смещения исходных продук­

тов, в процессе которого будет происходить нагрев топлива от

температуры Тт

до Т* v

при частичном или полном его испарении,

а температура

воздуха

будет снижаться от

до *Т х. В связи

’ Этот раздел разработан совместно с Я. Т. Ильичевым.

1S


со сложностью определения температуры Т* х и, учитывая также

относительно небольшое количество топлива, будем принимать приближенно для воздуха и топлива их исходные температуры.

Напишем уравнение Кирхгофа в виде

 

 

Qtk-Qt0+^,

 

 

(1.31)

где QrK—количество

тепла, выделившееся при сгорании q кг

 

топлива при температуре на входе в камеру

сгора­

 

ния Гк;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qr0 —то же при начальной температуре;

 

 

 

Ы == AJj — дУ2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дJj —изменение теплосодержания

исходных продуктов сго­

 

рания при переходе от температуры Тк* и Т\ к Тс;

 

а/2 изменение теплосодержания

конечных продуктов сго­

 

рания при переходе от температуры Тк* к Го.

 

 

Заменим левую часть уравнения (1.31)

следующим

выраже­

нием:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

сР г—средняя теплоемкость

продуктов

сгорания в диапазоне

 

от Т=0 до температуры, обозначенной индексом навер­

 

ху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величину Qt0 выразим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

QT0 = rlrqHa,

 

 

 

где

т)г— коэффициент полноты

 

горения.

 

 

 

 

Величины Д/1 и Л/» в развернутом виде могут быть выражены

следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АД — с/в Тк* 4- qc^T? — српвТ0

qcp\TG,

 

где с,, в—средняя теплоемкость воздуха;

 

 

 

 

Срт— средняя теплоемкость топлива;

 

 

 

 

Тт — температура топлива,

поступающего в камеру сгорания;

 

АУ2— (1 4- q) с^к Г/ — (1 + </) Ср'гА0.

 

 

Подставляя выражения для QTk, Qr , A/j и д/2 «’уравнение

(1.31), будем иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/> г Т * __ г

Т

К

■■

т

 

Тс

 

 

 

 

* _L р' о

тЛ __ г1

(1.32)

 

q =-------- к

1

 

 

 

 

 

0

 

.

 

V4 - у; *Т,

 

-г сГЛТ0

ср\Тт -

 

 

 

Применение уравнения

(1.32) связано

с

известными

затруд­

нениями и особенно потому, что в него входит температура топлива обычно неизвестная. Поэтому уравнение (1.32) упрощают. При­ ближенные уравнения можно получить из уравнения (1.32), при­

2*

10