Файл: Хейфец А.Е. Опыт работы установок масляного блока на сернистом сырье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

торной. От четкой работы клапана и первичного прибора зависит работа всей установки. Однако проектом не были учтены условия эксплуатации первичного прибора — датчика давления в зимних условиях. Он монтировался на большом расстоянии от точки от­ бора давления, причем импульсные линии выполнялись без обо­ грева, что приводило к застыванию в них высоковязкого про­ дукта. Отбор давления по проекту связан, кроме того, с забором диафрагмы расходомера, также установленной на линии вывода раствора деасфальтизата из колонны. При проверке правильности показаний расходомера возникает необходимость отключения датчика давления, что является недопустимым. На всех действую­ щих установках, в целях обеспечения надежной работы регуля­ тора, отбор давления выполнен в непосредственной, близости от первичного прибора, установленного в специальном шкафу у ко­ лонны отдельно от расходомера. Кроме того, сделан дополнитель­ ный обогрев импульсных линий.

На установках Омского НПЗ для обеспечения надежной ра­ боты, особенно в зимних условиях, установлено по два датчика давления. Проектный датчик помещен непосредственно у ко­ лонны, а дополнительный — в утепленной будке КИП, причем отбор давления для этого прибора взят на горизонтальном участке трубопровода. В основном регулятор давления работает от допол­ нительного датчика, так как отбор давления проектного датчика очень быстро выходит из строя вследствие застывания продукта в импульсных трубках.

Ввиду того, что при повышении производительности установки

проектное

сечение клапана регулятора

давления в колонне К-1

( 0 40 мм)

оказалось недостаточным, на

большинстве установок

его диаметр увеличен до 50 мм.

Предохранительные клапаны, предназначенные для защиты нижней части экстракционной колонны от повышения давления, были установлены в зоне уровня раздела фаз. При сбросе предо­ хранительных клапанов их уплотнительные поверхности часто забивались асфальтом, в результате чего при снижении давления не обеспечивалось закрытие клапана. По этой причине на действую­ щих установках иногда бывали случаи, когда пропан из экстракци­ онной колонны уходил в факельную линию или в атмосферу и уста­ новки приходилось останавливать. На всех установках в настоя­ щее время эти клапаны помещаются значительно выше зоны асфальтового раствора, на трубопроводе входа раствора деасфаль­ тизата в промежуточный подогреватель Т-3, что исключило попа­ дание асфальта под клапаны и обеспечило надежность их закры­

тия после сброса давления.

регенерации и

мероприятия

Недостатки

работы

блока

по их устранению. По

проекту

все

количество пропана пода­

ется

только в нижнюю

часть экстракционной колонны К-1,

что

лишает

установку

гибкости и

приводит к

обогащению

29



пропаном асфальтового раствора, выводимого с низа колонны в трубчатую печь П-1.

Повышенное содержание пропана, а также увеличенное коли­ чество асфальтового раствора, вызванное увеличением производи­ тельности установок по сырью, привели к повышению гидравли­ ческого сопротивления змеевика П-1, поскольку существующий диаметр труб не рассчитан на пропуск увеличенного количества

асфальтового раствора.

Ввиду того, что повышение давления

на входе в

трубчатую

печь является фактором, сдерживающим

возможности

установок,

на различных заводах принимаются

меры по обеспечению нормальной работы печи на повышенной производительности.

На установках Ново-Куйбышевского НПЗ в делях снижения гидравлического сопротивления и увеличения тепловой мощности в трубчатой печи П-1 было добавлено 20 труб, и печь разделена на два потока [12]. Хотя это и позволило снизить гидравли­ ческое сопротивление печи, однако при этом появилась опас­ ность прогара труб, так как значительно усложнилась регули­ ровка расхода асфальтового раствора и температуры на выходе каждого потока из печи.

Более эффективным мероприятием, испытанным на НовоКуйбышевском НПЗ и обеспечивающим нормальную работу уста­ новок на повышенной производительности, явилось увеличение рабочего давления в экстракционной колонне с 36—40 до 42 am. Это позволило преодолеть гидравлическое сопротивление и не потребовало реконструкции трубчатой печи.

На некоторых установках Ново-Уфимского и Омского НПЗ часть асфальтового раствора выводится из колонны мимо труб­ чатой печи и на входе в дополнительный испаритель Э-2а смеши­ вается с раствором, нагретым в печи [33].

до

Было бы целесообразнее увеличить тепловую мощность печи

уровня, позволяющего обеспечить нормальную работу уста­

новок на повышенной производительности и снизить давление

на

входе в печь путем увеличения внутреннего диаметра труб

змеевика. При этом следует оставить принятую проектом одно­

топочную схему движения асфальтового раствора через печь. По первоначальному проекту объем вертикального испари­ теля Э-2, устанавливаемого на асфальтовом потоке после печи П-1, составлял всего 6,7 что приводило при пуске первой установки деасфальтизации на Ново-Куйбышевском НПЗ к ча­ стому выносу асфальта с парами пропана в конденсатор-холо­ дильник Т-4. При этом трубки конденсатора забивались асфаль­ том, резко ухудшались условия конденсации пропана и увеличи­

валось давление в системе регенерации.

На Ново-Куйбышевском НПЗ вместо проектного испарителя Э-2 была дополнительно установлена горизонтальная емкость объемом 50 ж 3 (испаритель Э-2а), что позволило исключить занос

30


асфальта с парами пропана в Т-4 и обеспечить нормальную экс­ плуатацию установки. Проектный же испаритель Э-2 был исполь­ зован в качестве отбойника и установлен после Э-2а на линии

входа паров пропана в Т-4.

Эти

изменения были включены

в типовой проект установки,

однако

схема имеет существенный

недостаток, заключающийся

в

том,

что в отбойнике (проектный

испаритель Э-2) накапливается смесь асфальта с пропаном, засты­ вающая в зимнее время, и для перепуска ее в отпарную колонну. К-3 необходимо предварительно разогреть нижнюю часть отбой­ ника паром, в то время как паровой обогрев его не предусмотрен. Периодический вывод асфальта из отбойника Э-2 в К-3 иногда отражается на работе этой колонны, так как возможно повы­ шение давления в системе низкого давления, которое может при­ вести к сбросу предохранительных клапанов или выбросу асфальта из К-3 в конденсатор смешения Т-5.

Для облегчения обслуживания отбойника Э-2 и исключения застывания асфальта в нем, особенно в зимних условиях, следует выполнить постоянный обогрев его нижней части.

При пуске первых установок на Ново-Куйбышевском НПЗ было выявлено также, что из испарителей Э-1, Э-1а и Э-16, уста­ новленных на потоке деасфальтизата, вместе с парами пропана уносится деасфальтизат. Для устранения этого явления на линии входа паров пропана в конденсатор Т-4 был установлен в каче­ стве отбойника дополнительный испаритель Э-1в емкостью 50 ж3. Поскольку отсутствовал паровой обогрев нижней части испари­ теля, в нем также накапливалось большое количество пропана, находящегося в смеси с деасфальтизатом, а это создавало труд­ ности при периодическом выводе продукта в отпарную колонну К-2.

Испаритель Э-1в следует установить на более высокой отметке, например на уровне пропановых емкостей Е-1, и возврат увле­ ченного с пропаном деасфальтизата осуществить не в колонну К-2, а самотеком (за счет разности высотных отметок) в испаритель Э-16, так как вывод смеси пропана с деасфальтизатом в колонну К-2, производимый вручную, иногда приводит к нарушению режима ее работы. Кроме того, следует выполнить постоянный обогрев нижней части Испарителя, объем которого может быть уменьшен до 25—30 ж 3 (существующий объем неоправданно велик).

На действующих установках Ново-Куйбышевского, Омского, Ново-Уфимского и Черниковского НПЗ в целях снижения уровня в испарителях Э-1, Э-1а и Э-16 и исключения возможности заноса деасфальтизата в конденсатор пропана Т-4 высота пере­ городки, поддерживающей уровень продукта в аппарате, снижена до 120—130 мм. Для того чтобы осуществлять необходимый контроль за работой испарителей на пониженных уровнях, штанги поплавковых уровнемеров типа РУПШ удлинены и

31


согнуты под углом 40°, что обеспечивает широкий диапазон изме­ рения уровня.

В целях обеспечения гибкости в работе блока регенерации, на действующих установках сделаны обводные линии у испари­ телей Э-1, Э-1а й Э-16, позволяющие в случае необходимости отключить любой из этих аппаратов на ремонт, не останавливая установки. При этом в испарители Э-1 и Э-1а, работающие на мя­ том паре, может подаваться и острый пар, что позволяет поддер­ живать необходимую температуру нагрева деасфальтизата при отключении одного из указанных аппаратов.

Поверхность конденсаторов-холодильников жидкого пропана Т-4 и Т-8 недостаточна, поскольку при работе установок на охлаждающей воде, содержащей различные примеси, эффектив­ ность поверхности конденсации оказалась ниже, чем было преду­ смотрено проектом. В связи с этим повышается давление в системе и затрудняется нормальная работа. Повышение производитель­ ности установок также потребовало значительного увеличения поверхности этих аппаратов, поэтому на всех действующих установках поверхность конденсации пропана увеличена на 300—500 м2. В целях улучшения условий эксплуатации конден­ саторов-холодильников Т-4 и Т-8 дополнительно установлены задвижки, позволяющие отключать на ходу любую из секций конденсаторов для чистки или ремонта. В ящики конденсаторов

Т-4 и Т-8 подведен технический воздух,

чтобы создать барботаж

и не допустить отложения

грязи и ила

на поверхности трубок

холодильников при работе

установки.

 

На Ново-Куйбышевском НПЗ для обеспечения работы уста­ новок деасфальтизации на повышенной производительности повы­ шена температура конденсации пропана, и в системе поддержи­ вается давление 20—21 ати вместо 16—18 ати по проекту. Это позволяет, используя имеющуюся поверхность конденсаторовхолодильников Т-4 и Т-8 сконденсировать, при прочих равных условиях, большее количество пропана. Дальнейшее повышение давления в системе конденсации пропана лимитируется кон­ струкцией сальникового уплотнения насоса КВН-55-180 СГ, ра­ бочее давление на приеме которого не должно превышать 20— 21 ати. Вода после конденсаторов-холодильников пропана на всех заводах повторно используется для охлаждения деасфаль­ тизата и асфальта в погружных холодильниках Т-6 и Т-7, что позволяет снизить ее расход.

С 1960 г. на укрупненной установке Волгоградского НПЗ,

построенной по

проекту

Гипронефтезавода,

успешно

при­

меняются

трубчатые

конденсаторы

пропана

поверхностью

465 м2 каждый.

Это

техническое решение

позволило повысить

коэффициент теплопередачи

за

счет

увеличения скорости

охла­

ждающей

воды,

подаваемой

в

трубное

пространство конден­

саторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32