Файл: Хейфец А.Е. Опыт работы установок масляного блока на сернистом сырье.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Целесообразность использования этих аппаратов для конден сации пропана подтверждается и опытом работы модернизирован ной установки Омского НПЗ, где эксплуатируются трубчатые конденсаторы пропана поверхностью 100 м2.
На этих установках даже при работе на производительности, значительно превышающей проектную, в системе конденсации пропана давление не превышает 17—18 ати.
Как показал опыт эксплуатации, объем эвапорационного пространства отпарных колонн К-2 и К-3 является недостаточ ным. Это затрудняет нормальную работу системы регенерации пропана из растворов деасфальтизата и асфальта, поскольку имеют место постоянные уносы деасфальтизата и асфальта с па рами пропана и воды из верхней части этих колонн в конденсатор смешения Т-5. В целях устранения этого явления в конструкции колонн К-2 и К-3 на установках Ново-Уфимского, Ново-Куйбы шевского, Омского и Черниковского НПЗ были внесены сле дующие изменения: число ректификационных тарелок умень шено с 16 до И ; демонтирована отбойная тарелка из керами ческих колец, расположенная в верхней части каждой колонны; ввод загрузки в каждую колонну осуществляется на 11-ю ректификационную тарелку, причем на всех нижележащих тарелках в шахматном порядке демонтировано по одному желобу.
Осуществление этих мероприятий позволило значительно уве личить объем эвапорационного пространства отпарных колонн, уменьшить сопротивление для перетока жидкости по высоте колонны и тем самым ликвидировать возможность механического уноса асфальта и деасфальтизата в конденсатор смешения Т-5 [И].
По проекту контроль за уровнями в колоннах К-2 и К-3 про изводится при помощи цилиндрических регуляторов уровня типа РУФЦ-365, однако, как показал опыт эксплуатации, их ра бота оказалась неудовлетворительной, поскольку в условиях эксплуатации трудно осуществить проверку правильности пока заний прибора. На всех действующих установках эти уровне меры в отпарных колоннах заменены на поплавковые регуляторы уровня типа РУПФ-365, которые значительно облегчили условия эксплуатации и обеспечили надежность контроля за уровнями.
Типовым проектом установки предусмотрена схема очистки жидкого и газообразного пропана от сернистых соединений ще лочью в специально предназначенных для этой цели колоннах К-5 и К-6. Несмотря на то, что установки деасфальтизации рабо тают на сернистом сырье с 1953 г., накопления сернистых соеди нений, приводящего к коррозии аппаратуры, не наблюдается. Это происходит, с одной стороны, потому, что жидкий пропан, поступающий на установки деасфальтизации с газобензиновых заводов, а также с установок ГФУ, АГФУ и алкилирования,
3 Заказ 907- |
33 |
не содержит сернистых соединений. С другой стороны, обога щение жидкого пропана сернистыми соединениями из деасфальтизата и асфальта также не происходит, поскольку температуры на блоке регенерации являются недостаточными для разложения сернистых соединений, находящихся в сырье, с образованием сероводорода. Ни на одной из действующих установок система сероочистки пропана в жидкой фазе в работу не включалась, так как в этом не было необходимости.
Схема защелачивания газообразного пропана системы низкого давления в работу включалась, но поскольку щелочь очень быстро разбавлялась водой, увлеченной парами пропана из кон денсатора смешения Т-5, от сероочистки газообразного пропана также отказались. В настоящее время аппарат для защелачива ния газообразного пропана (колонна К-5) на некоторых установ ках используется как дополнительный отбойник на приеме про пановых компрессоров.
Опыт эксплуатации установок деасфальтизации на сернистом сырье позволяет сделать вывод о нецелесообразности включения
в схему |
системы |
защелачивания |
пропана как |
в паровой, |
так |
и в жидкой фазе, |
однако при строительстве новых |
установок |
обе |
||
эти системы монтируются и не исключаются из проектов. |
|
||||
Для |
работы |
пропанового |
насоса КВН-55-180 СГ целе |
сообразно вместо паровой турбины типа ОР-ЗОО, служащей приводом к насосу, установить электромотор эквивалентной мощности во взрывобезопасном исполнении. Применение электро мотора в качестве привода к пропановому насосу даст большой экономический эффект. В настоящее время максимальная мощ ность электромоторов во взрывобезопасном исполнении, выпу скаемых промышленностью, составляет всего 125 кет, в то время как для замены турбины ОР-ЗОО требуется электромотор вдвое большей мощности. Необходимость выпуска взрывобезопасных электромоторов мощностью выше 125 кет назрела уже давно.
На установках термического крекинга Московского, Черни-
ковского, Ново-Ярославского и Рязанского НПЗ |
в качестве при |
||||
вода к |
насосам |
типа КВН-55 |
X 180 вместо |
паровых |
турбин |
ОК-5СО |
успешно |
применяются |
электромоторы |
большой |
мощ |
ности (выше 500 кет) с принудительным обдувом корпуса [13]. Применение электромоторов вместо паровых турбин является весьма экономичным и принято Гипронефтезаводом для про ектирования новых установок термического крекинга. Анало
гичное усовершенствование |
может быть рекомендовано и |
для |
|
установок деасфальтизации, |
однако |
замена паровой турбины |
|
на электромотор с принудительным |
обдувом корпуса |
усло |
жняется тем, что в данном случае перекачиваемым продуктом является жидкий газ — пропан, в то время как на установках термического крекинга перекачивается тяжелый нефтепродукт. Поэтому вопросу обеспечения необходимых условий техники
34
безопасности при применении электромоторов в продуваемом исполнении на установках деасфальтизации должно быть уделено особое внимание. Вентиляционная система обдува электромотора должна быть Снабжена надежной автоматикой, обеспечивающей полную безопасность эксплуатации пропанового насоса и его
остановку в случае отключения принудительной |
вентиляции, |
как это сделано на установках термического крекинга. |
|
При условии выполнения всех необходимых |
мероприятий |
по технике безопасности и противопожарной безопасности элек тромоторы с принудительным обдувом корпуса могут быть испы таны и на установках деасфальтизации.
Применение этих электромоторов может носить временный характер и после освоения промышленностью электромоторов во взрывобезопасном исполнении большой мощности только они и должны применяться на установках деасфальтизации.
В 1954—1955 гг. Гипронефтезаводом была разработана схема двухступенчатой конденсации пропана при различных давлениях [14], которая из-за отсутствия необходимого оборудования, к сожалению, не нашла своего применения на установках, по строенных в последние годы.
В первой ступени — системе высокого давления — темпера тура конденсации пропана составляет 60° С, что соответствует давлению порядка 27—30 ата. При этой температуре конденси руется 90% пропана, а остальные 10% конденсируются при 40° С в системе низкого давления (18—21 ата).
Согласно проведенным расчетам [14], применение схемы двух ступенчатой конденсации пропана позволяет уменьшить расход воды на конденсацию пропана в 2 раза, поверхность конденсации
в2,5 раза и общий вес конденсаторов в 2,2 раза. Одновременно
всвязи с увеличением давления в системе испарителей, устана
вливаемых на потоках растворов деасфальтизата и асфальта, их вес немного увеличится.
На действующих установках деасфальтизации пропан конден сируется при температуре 40—42° С и давлении 18—21 ата, после чего забирается из емкости насосом и подается в экстрак ционную колонну К-1, предварительно нагреваясь до температуры порядка 60° С в специальных подогревателях. При двухступен чатой схеме конденсации необходимость подогрева жидкого пропана перед подачей его в колонну отпадает.
Применение двухступенчатой схемы конденсации пропана, экономическая целесообразность которой доказана, усложняется следующими факторами [14]:
а) необходимо реконструировать сальниковое уплотнение пропанового насоса, поскольку увеличивается давление на приеме;
б) в связи с увеличением давления в испарителях и конден саторах увеличивается их вес;
3* |
35 |
в) необходимо установить дополнительный пропановый насос для перекалки жидкого пропана из системы низкого давления в систему высокого давления.
Несмотря на это, двухступенчатая схема регенерации пропана из растворов деасфальтизата и' асфальта, разработанная Гипронефтезаводом, является прогрессивной и ее внедрение предста вляется целесообразным при проектировании и строительстве новых деасфальтизационных установок.
IV. ОЧИСТКА МАСЕЛ ФЕНОЛОМ
Сущность процесса и технологическая схема установки. Установки очистки масел фенолом предназначены для очистки масляных дистиллятов, вырабатываемых на вакуумных колоннах установок АВТ, и деасфальтизата, получаемого в результате обработки масляного гудрона раствором жидкого пропана на установках деасфальтизации.
Действие фенола на масляные фракций сводится к избира тельному извлечению определенных компонентов, присутствие которых в смазочных маслах является нежелательным. К неже лательным углеводородам относятся, в частности, конденсирован ные ароматические углеводороды. Очистка фенолом способствует также снижению содержания серы в смазочных маслах на
50-70% .
Наиболее важным фактором, определяющим весь ход процесса экстракции, является критическая температура растворения сырья (КТР), т. е. температура, при которой происходит полное взаиморастворение сырья и растворителя с образованием одно родной фазы. Чем выше температура экстракции и больше расход растворителя, тем выше качество рафината, но ниже его выход. Однако чрезмерное увеличение количества растворителя (фенола) и повышение температуры экстракции может привести к переочистке. Обычно температура верхней части экстракционной колонны поддерживается на 8—10° С ниже КТР.
Процесс экстракции в колонне осуществляют с определенным температурным перепадом между верхней и нижней частями экстракционной колонны (температурным градиентом экстрак ции). Температура в низу колонны должна быть значительно ниже температуры верха, но выше температуры кристаллизации фе нола. Практически температурный градиент экстракции на дей ствующих установках составляет 18—20° С.
Температура процесса экстракции фенолом зависит с одной стороны от КТР сырья, а с другой — от температуры кристал лизации фенола.
С целью более полного извлечения масел из раствора экс тракта в низ колонны подается вода, содержащая 9,2% фенола,
36
которая снижает растворяющую способность фенола и увеличи вает его избирательность.
Нормальная эксплуатация установок селективной очистки во многом зависит от качества сырья. В первые годы промышлен ного освоения производства смазочных масел из сернистых неф-
Т-Ю
Рис. 6. Принципиальная технологическая схема установки очистки масел фенолом.
К -1 |
— экстракционная колонна; К-2 |
— рафинатная колонна; Е -з и |
Н-в — отпарные |
||
колонны; |
К-4 — экстрактная колонна; К -5 |
— сушильная колонна; |
Н-? — абсорбер; |
||
П-1, |
П-2, |
П -3'— трубчатые печи; Е-1, |
Е-8 и |
Е-13 — промежуточные емкости; Е-3, Е-4 |
и Е-6 |
— емкости сухого фенола, фенольной воды |
и влажного фенола; Е-5 |
— гидравлик; |
||||||
Т-1, |
Т-з, |
Т-в, |
Т-7, Т -1 3 — холодильники; |
Т-2, |
Т-12 — пароподогреватели; Т-4, Т-5, |
||||
Т-8 и |
Т-9 |
— теплообменники; Т-10 и Т-11 — конденсаторы-холодильники; |
Н-1, 2, |
4, |
|||||
в, 8, 10, 12, 14, |
1в, 17, |
19 |
и 23 — насосы; I |
— сырье; I I — фенол; I I I — рафинат; IV |
— |
||||
|
|
экстракт; |
V |
— острый пар; V I — водяной пар в атмосферу. |
|
|
тей на установках Ново-Куйбышевского НПЗ испытывались весьма серьезные затруднения, вызванные неудовлетворительным качеством сырья. Низкое качество деасфальтизата, коксуемость которого в 1953—1955 гг. достигала 1,8—2,1% вместо 1,3% по норме [16], приводила к значительному ухудшению работы фенольных установок; производительность их по сырью и рафи нату была ниже проектной. Качество остаточного рафината было
37