Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Г л а в a III
РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ ВВЕДЕНИЕМ ПРОДОЛЬНЫХ УСИЛИЙ В СИСТЕМУ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ ВВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМУ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ
В отличие от способов, изложенных в главе II, регулирование
напряжений может быть достигнуто введением в систему напрягае
мых элементов. Причем в большинстве случаев эти элементы яв ляются дополнительными, т. е. при их отсутствии система не теря
ет своей геометрической неизменяемости. В отдельных случаях в качестве напрягаемых элементов используют элементы, входящие в основную систему пролетного строения.
Примером первого случая может явиться балка, в нижнем поясе которой расположен напрягаемый элемент. Напрягаемый элемент
может быть в виде прямолинейного, ломаного или криволинейного гибкого стержня или троса, который будет дополнительным, так как удаление его не окажет влияния на геометрическую неизменяе
мость системы. В другом случае, если в качестве напрягающего элемента используют нижний пояс шпренгельной балки, являющий ся основным элементом рассматриваемой системы, его удаление на рушит геометрическую неизменяемость системы.
С помощью дополнительных или основных элементов можно вызвать в системе предварительные напряжения. Соответствующим их расположением можно получить желаемый характер напряже ний в сечениях конструкции. Таким образом, создаются предвари тельно напряженные металлические конструкции, аналогичные по форме предварительно напряженным железобетонным.
Цели и задачи предварительно напряженных металлических конструкций в принципе отличаются от задач, которые преследуют
ся созданием предварительных напряжений в бетоне, где можно использовать для совместной работы высокопрочный бетон и высо кокачественную арматуру и получить трещиноустойчивую конст
рукцию. Разумное использование свойств предварительно напря женного железобетона открыло широчайшие перспективы получе ния высокоэкономичных и технически целесообразных типов и кон струкций мостов
■18
В металлических конструкциях также может быть достигнут большой эффект за счет введения в систему элементов из высоко прочной проволоки или тросов. Поскольку модуль упругости сталей разных марок примерно одинаков, деформативность высокопроч ных сталей возрастает настолько, насколько повышаются расчет ные напряжения. Поэтому так же, как и в железобетоне, рацио нальное использование высокопрочной проволоки в металлических конструкциях возможно лишь при наличии предварительного растя гивающего напряжения.
На этом, однако, аналогия кончается, так как ® результате предварительного напряжения в бетоне практически можно вы звать только сжатие, а в металлических, помимо этого, изгиб и кру чение. Последнее расширяет возможности применения предвари тельного напряжения в металлических конструкциях по сравнению с железобетоном.
Предварительное напряжение металлических конструкций преследует цель достичь такого перераспределения усилий или на пряжений, чтобы они по знаку были бы обратны усилиям и напря
жениям, возникающим в эксплуатационных условиях. |
Например, |
||||||||||
в элементе, |
работающем на изгиб, |
эффект предварительного |
на |
||||||||
пряжения может быть |
показан одним из |
следующих |
выражений: |
||||||||
|
|
|
|
Af==(Mp+Mq)-/Wn |
|
|
|
(20) |
|||
|
|
|
ИЛИ а = J |
~AJA -1- |
|
|
|
|
(21) |
||
|
|
|
|
|
Л |
|
Л |
|
|
|
|
где М и о —- расчетные соответственно изгибающие моменты и |
на |
||||||||||
Afp, |
|
|
пряжения в рассматриваемом сечении; |
|
на |
||||||
7Hq — изгибающий момент от временной и постоянной |
|||||||||||
ЛГЧ, |
|
|
грузок; |
|
|
|
|
и |
второй частей |
по |
|
M"q — изгибающие моменты от первой |
|||||||||||
|
Мп |
стоянной нагрузки; |
вызванный |
предварительным |
|||||||
|
— изгибающий |
момент, |
|||||||||
|
и |
|
напряжением; |
|
балки, |
соответствующих |
|||||
|
/2 — моменты инерции сечений |
||||||||||
|
|
|
загружению первой и второй частями постоянной на |
||||||||
У1 |
и |
у, |
грузки; |
|
|
|
оси |
до волокон, в кото |
|||
— расстояния от нейтральной |
|||||||||||
|
|
|
рых определяется напряжение при Ц и /г- |
|
|||||||
Из выражений (20) |
и |
(21) видно, что, |
используя предваритель |
ное напряжение, можно сократить размеры поперечных сечений. Рассмотрим напряженное состояние предварительно напряжен
ного усилия Z растянутого стержня1 с площадью поперечного сече ния Рпр,в котором возникают усилия Sq и Sp от постоянной и вре менной нагрузок.
1 Е. Е. Гибшман. Применение железобетона для усиления металлических мостов. Издательство Минкомхоза РСФСР, 1954.
л |
К. X. Толмачев |
49 |
* |
|
Напряжение в сечении стержня от постоянной нагрузки
|
Напряжение от начального натяжения высокопрочной |
проволо |
||||||
ки сечением f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Z |
|
|
|
|
|
|
Напряжение в сечении основного |
элемента от временной |
на |
|||||
грузки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(^пр+У)' |
|
|
|
|
|
|
|
Полное напряжение в |
сечении основного |
элемента |
от |
всех |
|||
\силий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_-J-. 5р |
< Г01 |
|
|
|
|
|
|
|
Fnp 1 |
(Fnp+n |
|
|
|
|
|
где |
[о] — допускаемое напряжение для стали основного |
элемента. |
||||||
|
Полное напряжение в сечении высокопрочной проволоки |
|
||||||
|
— Ч---------- |
|
|
|
|
|
||
|
f |
(Л,р+/) |
1 |
|
|
|
|
|
где |
[т]— допускаемое напряжение для высокопрочной |
проволоки. |
||||||
|
Применение предварительного напряжения |
дает возможность |
||||||
уменьшить расход стали. Источником экономии |
является |
замена |
||||||
обычной стали высокопрочной |
проволокой, натяжением |
которой |
придается конструкции предварительное напряжение. Причем, бла
годаря предварительному напряжению, достигается полное исполь зование прочности высокопрочной стали.
На примере элемента, работающего на растяжение, покажем,
какую эффективность возможно получить при переходе от обычно го сечения к предварительно напряженному. Допустим, что обыч
ное сечение из стали с допускаемым напряжением [о] |
имеет пло |
щадь поперечного сечения F. Предварительно напряженное сечение |
|
элемента, состоящее из площади основного металла F |
и площади |
высокопрочной проволоки f, будет способно выдержать напряже ние, равное сумме напряжений
где — предварительное сжимающее напряжение элемента. Если предположить, что основная сталь и сталь высокопрочной
проволоки обладают одинаковыми модулями упругости, то можно
50
написать следующее соотношение между площадями поперечных сечений обычного и предварительно напряженного элементов 1
(22)
ас
где а — ——
т. е. площадь предварительно напряженного стержня меньше пло щади обычного сечения в (1 + а) раз.
Площадь сечения проволоки f и площадь сечения стержня нахо
дятся в зависимости, выражаемой равенством |
|
|||
|
f [т - (ас + [а]) ] = FnpaZ) |
(23) |
||
где |
т — полное напряжение в проволоке, т. е. |
сумма предваритель |
||
|
ного напряжения и напряжения от усилия, приложенного |
|||
|
к стержню. |
|
|
|
|
Из равенства (23) получаем: |
|
|
|
|
/[р - ('Н-я)] = а^Пр> |
|
(24) |
|
где |
и - / . |
|
|
|
|
[а] |
|
получим: |
|
|
Решая совместно равенства (22) и (24), |
|||
|
f — F-------1-------- |
1 |
|
|
|
_ р? 9 |
О ~4~ а) |
. |
(25) |
|
| |
|
||
Анализ полученных формул |
приводит к выводу, что уменьше |
|||
ние |
площади предварительно напряженного |
элемента не зависит |
от ц, т. е. от полного напряжения т в проволоке. Величина т оказы
вает влияние лишь на соотношение площадей f и F„p , а |
именно: |
|||||
|
|
. |
° .— . |
|
|
(26) |
|
^пр |
И —(1+«) |
|
|
|
|
В табл. |
5, составленной по |
данным статьи В. М. |
Вахуркина, |
|||
приведены |
величины процентных |
„ Л,р+/ тл |
/ т, |
ОП |
||
соотношении - — |
и |
в |
за |
висимости от а и р.
Из табл. 5 видно, чго применением предварительного напряже ния можно уменьшить площадь поперечного сечения растянутого элемента от 44,4 до 55,6%- Данные таблицы указывают на то, что соотношение -^-уменьшается с увеличением прочности проволоки.
1 В дальнейшем изложении использована статья инж. В. М. Вахуркина «Предварительное напряжение стальных конструкций». Материалы по стальным конструкциям, вып. 2. Проектстальконструкция, 1958.
4* 51
Таблица 5
|
|
|
|
/ |
-100 |
|
а |
^пр+Т- 10р |
|
|
Епр |
|
|
F |
|
|
|
|
|
|
|
р=4 |
|Л=-6 |
|х=8 |
р.= 10 |
||
|
|
|||||
0,8 |
55,6 |
36.40 |
20.90 |
12,90 |
9,75 |
|
1,0 |
55,0 |
50.00 |
25 |
00 |
16,70 |
12,75 |
1,25 |
44,4 |
71,40 |
33,30 |
21,70 |
16,10 |
При определении экономического эффекта, получаемого при переходе от обычного к предварительно напряженному сечению, необходимо учесть, что стоимость высокопрочной проволоки выше стоимости обычной стали. Если даже предположить, что стоимость высокопрочной проволоки в 3 раза выше стоимости обычной стали, то получим, что при переходе к предварительно напряженному се чению снижение стоимости не превышает 43%.
Если для предварительного напряжения элемента вместо высо копрочной проволоки применить трос, то будет иметь место разни
ца в величинах модулей |
упругости троса Ет и основного |
метал |
||
ла Е. |
|
|
|
|
Обозначив —= , |
на |
основе вышеизложенного |
будем |
|
Ет |
|
|
|
|
иметь: |
|
|
|
|
F' -4-f |
~ =Е—, |
(22') |
||
|
пр—' |
р |
1+а> |
|
/'[р— (!-+-«) у = аЛ, |
(24') |
|||
|
|
|
|
|
или Е' =F——-—— i |
|
|||
|
Р |
(1+а)(^-1) | |
(25') |
|
|
|
|
|
Соотношение площадей поперечных сечений троса и основного металла будет равным
|
«3 |
;Р |
(26') |
^-(ч-“) |
|
Так как модуль упругости |
троса Ет = 1 700 000 кг1см2 меньше |
модуля упругости металлического сечения Е = 2 100 000 кг/см2, то,
естественно, отношение f 4- Fnp к F в этом случае будет несколько больше, чем это было при применении высокопрочной проволоки.
52