Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в a III

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ ВВЕДЕНИЕМ ПРОДОЛЬНЫХ УСИЛИЙ В СИСТЕМУ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ ВВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМУ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ

В отличие от способов, изложенных в главе II, регулирование

напряжений может быть достигнуто введением в систему напрягае­

мых элементов. Причем в большинстве случаев эти элементы яв­ ляются дополнительными, т. е. при их отсутствии система не теря­

ет своей геометрической неизменяемости. В отдельных случаях в качестве напрягаемых элементов используют элементы, входящие в основную систему пролетного строения.

Примером первого случая может явиться балка, в нижнем поясе которой расположен напрягаемый элемент. Напрягаемый элемент

может быть в виде прямолинейного, ломаного или криволинейного гибкого стержня или троса, который будет дополнительным, так как удаление его не окажет влияния на геометрическую неизменяе­

мость системы. В другом случае, если в качестве напрягающего элемента используют нижний пояс шпренгельной балки, являющий­ ся основным элементом рассматриваемой системы, его удаление на­ рушит геометрическую неизменяемость системы.

С помощью дополнительных или основных элементов можно вызвать в системе предварительные напряжения. Соответствующим их расположением можно получить желаемый характер напряже­ ний в сечениях конструкции. Таким образом, создаются предвари­ тельно напряженные металлические конструкции, аналогичные по форме предварительно напряженным железобетонным.

Цели и задачи предварительно напряженных металлических конструкций в принципе отличаются от задач, которые преследуют­

ся созданием предварительных напряжений в бетоне, где можно использовать для совместной работы высокопрочный бетон и высо­ кокачественную арматуру и получить трещиноустойчивую конст­

рукцию. Разумное использование свойств предварительно напря­ женного железобетона открыло широчайшие перспективы получе­ ния высокоэкономичных и технически целесообразных типов и кон­ струкций мостов

■18


В металлических конструкциях также может быть достигнут большой эффект за счет введения в систему элементов из высоко­ прочной проволоки или тросов. Поскольку модуль упругости сталей разных марок примерно одинаков, деформативность высокопроч­ ных сталей возрастает настолько, насколько повышаются расчет­ ные напряжения. Поэтому так же, как и в железобетоне, рацио­ нальное использование высокопрочной проволоки в металлических конструкциях возможно лишь при наличии предварительного растя­ гивающего напряжения.

На этом, однако, аналогия кончается, так как ® результате предварительного напряжения в бетоне практически можно вы­ звать только сжатие, а в металлических, помимо этого, изгиб и кру­ чение. Последнее расширяет возможности применения предвари­ тельного напряжения в металлических конструкциях по сравнению с железобетоном.

Предварительное напряжение металлических конструкций преследует цель достичь такого перераспределения усилий или на­ пряжений, чтобы они по знаку были бы обратны усилиям и напря­

жениям, возникающим в эксплуатационных условиях.

Например,

в элементе,

работающем на изгиб,

эффект предварительного

на­

пряжения может быть

показан одним из

следующих

выражений:

 

 

 

 

Af==(Mp+Mq)-/Wn

 

 

 

(20)

 

 

 

ИЛИ а = J

~AJA -1-

 

 

 

 

(21)

 

 

 

 

 

Л

 

Л

 

 

 

 

где М и о —- расчетные соответственно изгибающие моменты и

на­

Afp,

 

 

пряжения в рассматриваемом сечении;

 

на­

7Hq — изгибающий момент от временной и постоянной

ЛГЧ,

 

 

грузок;

 

 

 

 

и

второй частей

по­

M"q — изгибающие моменты от первой

 

Мп

стоянной нагрузки;

вызванный

предварительным

 

изгибающий

момент,

 

и

 

напряжением;

 

балки,

соответствующих

 

/2 — моменты инерции сечений

 

 

 

загружению первой и второй частями постоянной на­

У1

и

у,

грузки;

 

 

 

оси

до волокон, в кото­

расстояния от нейтральной

 

 

 

рых определяется напряжение при Ц и /г-

 

Из выражений (20)

и

(21) видно, что,

используя предваритель­

ное напряжение, можно сократить размеры поперечных сечений. Рассмотрим напряженное состояние предварительно напряжен­

ного усилия Z растянутого стержня1 с площадью поперечного сече­ ния Рпр,в котором возникают усилия Sq и Sp от постоянной и вре­ менной нагрузок.

1 Е. Е. Гибшман. Применение железобетона для усиления металлических мостов. Издательство Минкомхоза РСФСР, 1954.

л

К. X. Толмачев

49

*

 


Напряжение в сечении стержня от постоянной нагрузки

 

Напряжение от начального натяжения высокопрочной

проволо­

ки сечением f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z

 

 

 

 

 

 

Напряжение в сечении основного

элемента от временной

на­

грузки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(^пр+У)'

 

 

 

 

 

 

Полное напряжение в

сечении основного

элемента

от

всех

\силий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_-J-. 5р

< Г01

 

 

 

 

 

 

Fnp 1

(Fnp+n

 

 

 

 

где

[о] — допускаемое напряжение для стали основного

элемента.

 

Полное напряжение в сечении высокопрочной проволоки

 

 

— Ч----------

 

 

 

 

 

 

f

(Л,р+/)

1

 

 

 

 

где

[т]— допускаемое напряжение для высокопрочной

проволоки.

 

Применение предварительного напряжения

дает возможность

уменьшить расход стали. Источником экономии

является

замена

обычной стали высокопрочной

проволокой, натяжением

которой

придается конструкции предварительное напряжение. Причем, бла­

годаря предварительному напряжению, достигается полное исполь­ зование прочности высокопрочной стали.

На примере элемента, работающего на растяжение, покажем,

какую эффективность возможно получить при переходе от обычно­ го сечения к предварительно напряженному. Допустим, что обыч­

ное сечение из стали с допускаемым напряжением [о]

имеет пло­

щадь поперечного сечения F. Предварительно напряженное сечение

элемента, состоящее из площади основного металла F

и площади

высокопрочной проволоки f, будет способно выдержать напряже­ ние, равное сумме напряжений

где — предварительное сжимающее напряжение элемента. Если предположить, что основная сталь и сталь высокопрочной

проволоки обладают одинаковыми модулями упругости, то можно

50


написать следующее соотношение между площадями поперечных сечений обычного и предварительно напряженного элементов 1

(22)

ас

где а — ——

т. е. площадь предварительно напряженного стержня меньше пло­ щади обычного сечения в (1 + а) раз.

Площадь сечения проволоки f и площадь сечения стержня нахо­

дятся в зависимости, выражаемой равенством

 

 

f [т - (ас + [а]) ] = FnpaZ)

(23)

где

т — полное напряжение в проволоке, т. е.

сумма предваритель­

 

ного напряжения и напряжения от усилия, приложенного

 

к стержню.

 

 

 

 

Из равенства (23) получаем:

 

 

 

 

/[р - ('Н-я)] = а^Пр>

 

(24)

где

и - / .

 

 

 

 

[а]

 

получим:

 

Решая совместно равенства (22) и (24),

 

f — F-------1--------

1

 

 

_ р? 9

О ~4~ а)

.

(25)

 

|

 

Анализ полученных формул

приводит к выводу, что уменьше­

ние

площади предварительно напряженного

элемента не зависит

от ц, т. е. от полного напряжения т в проволоке. Величина т оказы­

вает влияние лишь на соотношение площадей f и F„p , а

именно:

 

 

.

° .— .

 

 

(26)

 

^пр

И —(1+«)

 

 

 

В табл.

5, составленной по

данным статьи В. М.

Вахуркина,

приведены

величины процентных

„ Л,р+/ тл

/ т,

ОП

соотношении - —

и

в

за­

висимости от а и р.

Из табл. 5 видно, чго применением предварительного напряже­ ния можно уменьшить площадь поперечного сечения растянутого элемента от 44,4 до 55,6%- Данные таблицы указывают на то, что соотношение -^-уменьшается с увеличением прочности проволоки.

1 В дальнейшем изложении использована статья инж. В. М. Вахуркина «Предварительное напряжение стальных конструкций». Материалы по стальным конструкциям, вып. 2. Проектстальконструкция, 1958.

4* 51


Таблица 5

 

 

 

 

/

-100

 

а

^пр+Т- 10р

 

 

Епр

 

 

F

 

 

 

 

 

 

р=4

|Л=-6

|х=8

р.= 10

 

 

0,8

55,6

36.40

20.90

12,90

9,75

1,0

55,0

50.00

25

00

16,70

12,75

1,25

44,4

71,40

33,30

21,70

16,10

При определении экономического эффекта, получаемого при переходе от обычного к предварительно напряженному сечению, необходимо учесть, что стоимость высокопрочной проволоки выше стоимости обычной стали. Если даже предположить, что стоимость высокопрочной проволоки в 3 раза выше стоимости обычной стали, то получим, что при переходе к предварительно напряженному се чению снижение стоимости не превышает 43%.

Если для предварительного напряжения элемента вместо высо­ копрочной проволоки применить трос, то будет иметь место разни­

ца в величинах модулей

упругости троса Ет и основного

метал­

ла Е.

 

 

 

 

Обозначив —= ,

на

основе вышеизложенного

будем

Ет

 

 

 

 

иметь:

 

 

 

 

F' -4-f

~ =Е—,

(22')

 

пр—'

р

1+а>

 

/'[р— (!-+-«) у = аЛ,

(24')

 

 

 

 

или Е' =F——-—— i

 

 

Р

(1+а)(^-1) |

(25')

 

 

 

 

Соотношение площадей поперечных сечений троса и основного металла будет равным

 

«3

(26')

^-(ч-“)

Так как модуль упругости

троса Ет = 1 700 000 кг1см2 меньше

модуля упругости металлического сечения Е = 2 100 000 кг/см2, то,

естественно, отношение f 4- Fnp к F в этом случае будет несколько больше, чем это было при применении высокопрочной проволоки.

52