Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительные опорные моменты на средних опорах

 

OT1 = /?o^i

и in2 = R3l3.

(14)

Опорные реакции для крайних опор:

 

 

R0 "=

г А?02§2

 

(15>

/?3 —

+ ^?32^2

 

 

 

Имея в виду выражение (14), получим:

 

т1 ' (+)+ 1“ Ro2^i) Ц

(16)

т2 — (^зА +

М

 

Решение этих уравнений дает искомые величины вертикальных перемещений опор:

g

_ #02т,/1 — ОТ1 32<3

1

 

 

4^3 (ММ — ^32^01)

Г

(17)

,

А’-н/щЛ, — w2/?„,/i

I

 

 

ЛА (^31^02— ^35^01)

)

 

Единичные реакции,

входящие в формулы

(17), для равнопро­

летных балок могут быть определены по табл. 2 инж. Б. А. Ягубова.

Таблица 2

 

 

a

 

 

 

Реакция

MM

Bl

»2

Примечание

 

 

 

Ro (Rs)

+ 16 000

- 30 000

-1-15 000

/?i = 0,0001

—a

Ri

-30 000

+ 6 000

—SO 000

R,

■4-15 000

-30 000

+ 15 000

El

^2

 

 

 

 

i= —

 

 

 

 

 

I

 

Для четырехпролетной неразрезной балки

(рис. 15) дополни­

тельные положительные изгибающие моменты над опорами mit т2

и т3 определятся следующим образом:

 

i

 

^2=/?о(Л + У-^ .

(18)

тз = R°^3

]

 

Единичные реакции могут быть получены из следующей систе­

мы канонических уравнений:

 

 

Ro — Rofil + Rf)$2 + Я<+з }

(19^

R1 = ^11^1 + ^12^2 + Rk^3

Г

R3 = R'ifil + -^32^2 “Ь Ro3^3 )

30


После Подстановки Ro, Rj и R3 в уравнения (18) и решения полученной системы уравнений, возможно получить искомые ве­ личины вертикальных перемещений опор о,, ?2 и &з- Единичные* реакции возможно определить, используя метод сил. При равно­ пролетных четырехпролетных неразрезных балках можно также* воспользоваться таблицами инж. Б. А. Ягубова.

Рис. 15. Расчетная схема определения перемещений средних опор четырех­ пролетной неразрезной балки

Для установления эффекта, который может быть достигнут применением этого метода регулирования, приведем результаты

расчета неразрезной четырехпролетной балки с учетом предвари­ тельного изгиба.

Рис. 16.

Схема

неразрезной балки путепровода:

1 — без

регулирования;

2 — после

регулирования

Пролетное строение одного из городских путепроводов состояло

из шести металлических

неразрезных

четырехпролетных балок

(рис.16) с пролетами:

 

 

 

 

R = 14,20 л;

=

м\

29,55 м и Z4 = 25,50 м.

31

величины которых определились расположением железнодорож­ ных путей. Изгибающие моменты, полученные обычным расчетом этой неразрезной балки, очень сильно разнились по своей абсо­ лютной величине, что видно из табл. 3.

При постоянной высоте h = 1500 мм во всех пролетах двутавро­

вой клепаной балки восприятие опорного момента

443 — 404,42

тм

можно было достигнуть

за счет

постановки

четырех горизонталь-

 

 

 

 

 

ных листов в каждом

поясе.

 

Таблица

3

Применение предельного чи­

 

сла

горизонтальных

листов

 

 

 

 

 

 

Изгибающие

моменты,

создавало

 

большие

 

кон­

Сечения

т и

 

 

структивные

и производ­

балки

юсле регу­

ственные

затруднения.

По­

 

до регули­

этому

при

проектировании

 

рования

лирования

 

было применено перераспре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деление изгибающих

момен­

1

103 35

 

82.00

тов

путем

опускания

край­

— 135.60

 

— 114,67

них и

промежуточных

 

опор

*2

116.98

 

101,26

на

величину, обоснованную

2

—278,20

 

— 215.68

расчетом

по

вышеизложен­

*3

244.70

 

260.1-5

3

— 404.42

 

—294.35

ному

методу.

 

 

 

л-4

244,18

 

231,00

Хотя регулирование опус­

 

 

 

 

 

канием опор

в данном

слу­

чае не привело к полному уравниванию всех моментов по причине большой разницы в пролетах, однако и такое перераспределение моментов дало возможность получить более рациональное и эконо­ мичное конструктивное решение сечений балки. При этих величи­ нах моментов балка в наиболее напряженных сечениях имела толь­ ко по два горизонтальных листа. Применение уравнивания момен­ тов привело к уменьшению веса балки.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ ПРИМЕНЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОРЯДКА МОНТАЖА

Необходимого перераспределения изгибающих моментов мож­ но достигнуть, применив соответствующий порядок монтажа про­ летных строений, как это имело место на некоторых построенных

мостах. С использованием этого принципа регулирования построен

и ряд других мостов. Например, при постройке

неразрезного ме­

таллического балочного моста через р. Рейн

на автомагистрали

Дюссельдорф — Нейс с пролетами 103 4- 206+ 103 перекрытие

среднего пролета конструкцией со сплошными стенками при обыч­ ных решениях должно было встретить непреодолимые трудности и, несомненно, оказаться экономически не эффективным. Однако, применив сварку и сталь повышенного качества, используя проез­ жую часть в качестве пояса главных ферм и собирая пролетное строение навесным способом, была достигнута высота балки в се­ редине пролета 3,3 м (т. е. '/б2 пролета) и над промежуточными опо­ рами 7,8 м. Решающую роль в получении столь малой высоты бал-

32


ки в середине пролета сыграл принятый способ производства мон­ тажных работ. Пролетное строение в крайних пролетах было смон­ тировано на подмостях, а в среднем пролете навесным методом — с двух опор навстречу друг другу. Таким образом, в период, предше­ ствующий замыканию пролетного строения в середине пролета, каждый полупролет работал как консоль, нагруженная собствен­

ным

весом с соответствующей эпюрой изгибающих моментов

{рис.

17 — пунктирная линия).

Рис. 17. Схема неразрезной балки моста через р. Рейн и эпюры изгибающих моментов

В середине пролета момент от собственного веса конструкции незначителен по величине. В таком состоянии было произведено замыкание балки в середине пролета. В дальнейшем конструкция работала уже как трехпролетная неразрезная балка. Эпюра мо­

ментов от этого вида нагрузок изображена на рис. 17 штрих-пунк­ тирной линией, а сплошной линией изображена эпюра расчетных моментов.

При определении изгибающих моментов была учтена перемен­

ность момента инерции несущей конструкции по длине пролета, так как моменты инерции сечения над опорами оказались во много раз больше, чем в середине пролета. В результате расчетный изги­ бающий момент в середине пролета удалось резко снизить; он со­ ставляет менее ]/б расчетного момента на опоре (см. рис. 17).

В сентябре 1956 г. введен в эксплуатацию сварной мост через р. Саву в Белграде ’, при постройке которого была применена сбор­ ка металлических конструкций, подобная той, которой осуществля­ лась сборка при строительстве моста через р. Рейн на автомаги­ страли Дюссельдорф — Нейс.

Пролетное строение моста через р. Саву в Белграде с пролетами 75,0 + 260,0 + 75,0 неразрезное балочное со сплошной стенкой и криволинейным нижним поясом. Монтаж среднего, рекордной вели­ чины, пролета был осуществлен также навесным способом с замы­ канием в середине пролета. Концы балок пролетного строения были

заанкерены в береговых пролетах, свес консолей достигал

130 м.

1 Der Stahlbau. Heft 2. Februar 1958.

33

3 К. X. Толмачев


Принятый метод монтажа и конструктивные особенности пролетно­

го строения позволили создать легкие сечения балок при сравни­ тельно небольшой их высоте. Высота балок в середине пролета рав­ на 4,5 м, что составляет ’/ев его величины. Принцип регулирования напряжений путем применения определенного порядка монтажа

может быть распространен и на другие системы металлических пролетных строений.

Рис. 18. Схемы увеличения жесткости и прочности двухконсоль­ ных однопролетных мостов

Весьма плодотворные результаты в области уменьшения сече­ ний балок пролетных строений достигнуты созданием предвари­ тельных напряжений, противоположных по знаку возникающим под

эксплуатационной нагрузкой.

Еще

в 1935 г. в

СССР

был

построен

мост через р.

Абу.

Мост

двухконсольной

системы

со средним пролетом

35 м

и с вылетом консолей

по 5 м.

Эта система

позволила построить

мост без устоев, сопряжение с насыпью выполнено с помощью кон­ солей, примыкающих к подпорным стенкам. Дополнительным за­ груженном консолей гравием было достигнуто значительное умень­ шение положительного момента в середине пролета, что позволило

перекрыть пролет в

35 м при

высоте

балки в середине пролета

2,15 м, т. е. ’/16 I, с довольно легкими сечениями поясов. Высота ба­

лок на опорах 2,78

м. Регулирование

напряжений в

пролетном

строении моста через р. Абу

позволило

уменьшить

изгибающие

моменты только от

постоянной нагрузки.

В настоящее время соз­

даны новые системы, дающие значительно больший технико-эконо­ мический эффект.

На рис. 18 показана одна из схем, дающих возможность умень­ шить расчетные изгибающие моменты при одновременном увели-

34


чении жесткости пролетных строений. Это достигается путем при­ крепления к концам консолей предварительно напряженных тро­ сов. Положительный изгибающий момент в середине пролета от постоянной нагрузки в этой системе может быть уменьшен на зара­

нее заданную величину искусственным приложением опорного мо­ мента, а именно:

MU, = MO-Sl,

где Мо — балочный момент от постоянной нагрузки; St—искусственно созданный опорный момент, полученный

приложением силы к концу консоли.

Применяя этот метод регулирования, можно значительно со­ кратить изгибающий .момент от постоянной нагрузки. При при­ ложении временной нагрузки в среднем пролете рассматриваемая система будет работать как неразрезная балка, что также ска­ жется на уменьшении изгибающих моментов по сравнению с обыч­ ной двухконсольной системой. На постоянную и временную нагруз­ ки, расположенные на консолях, система будет работать как кон­

сольная.

При создании подобной системы следует обеспечить работу гибких элементов, связывающих концы консолей с нижними опор­

ными массивами, только на растяжение. Для этого величина пред­ варительных растягивающих усилий в гибких элементах должна быть больше величины тех сжимающих усилий, которые отвечают

положению временной нагрузки только на консолях.

Приложение к концам консолей усилий Р при помощи предва­ рительно напряженных тросов позволяет значительно увеличить и

жесткость

всей системы. Прогиб такой

системы от силы Р

(рис. 18,а)

будет определяться, как прогиб

трехпролетной нераз­

резной балки, который, несомненно, будет меньше прогиба простой

двухконсольной балки.

В самом деле,

прогиб в середине

пролета

двухконсольной балки

от равномерно

распределенной

нагрузки

будет

 

 

 

 

 

/

= 5qLi

 

 

Jk

3S4E1 ’

 

в то время как прогиб в среднем пролете трехпролетной неразрез­ ной балки при загружении среднего пролета равномерно распреде­ ленной нагрузкой

здесь М = —

a

»

'. з/j - момент на средних

опорах трехпролетнои

неразрезной балки со средним пролетом L и крайними, равными

между сабой,

пролетами I.

 

3*

35