Файл: Толмачев, К. Х. Регулирование напряжений в металлических пролетных строениях мостов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ция. Высота балки в середине пролета составляет Vse, прогиб от статической временной нагрузки всего лишь V1450 пролета.

Ввисячих мостах наиболее рационально используется материал

вкабеле, работающем на растяжение, поэтому при проектировании

ипостройке стремятся уменьшить момент в балках жесткости за счет более сильного загружения кабеля.

Ниже приведены схемы возможных приемов разгрузки балок

жесткости

трехпролетного

висячего

моста с воспринятым распо­

ром (рис.

21, а). Как видно из схем, уменьшение изгибающих мо­

ментов к

балке жесткости

может

быть достигнуто постановкой

Рис. 21. Схемы регулирования напряжений в висячих мостах с воспринятым распором:

1 — шарнир

временных шарниров в середине среднего пролета (рис. 21, б), а также в середине среднего и в крайних пролетах (рис. 21,в). Как

показала практика, применяя временные шарниры, можно не толь­ ко уменьшить изгибающие моменты, но и легко отрегулировать натяжение подвесок и тем самым устранить возможность возникно­

вения добавочных моментов.

В зависимости от времени замыкания шарниров находится сте­ пень разгрузки балки жесткости. Изгибающие моменты в местах расположения шарниров могут быть устранены или только от соб­ ственного веса металлических конструкций, или от большей части

постоянной нагрузки, включая вес проезжей части моста.

На рис. 21, г приведена схема регулирования путем поддомкра­ чивания концов балок с временной опоры. Регулированием не толь­ ко устраняют положительные моменты, но и вызывают моменты,

40

обратные по знаку моментам в балке жесткости при эксплуатацион­ ных условиях.

Интересным примером временных шарниров для освобождения

сечений балки жесткости от изгибающих моментов и постоянной на­ грузки является монтаж Крымского моста через р. Москву в

Москве. Пролетное строение Крымского моста представляет собой

трехпролетную висячую систему с

неразрезной балкой жесткости

с пролетами 47,25 + 168.0 + 47,25,

воспринимающей распор.

Рис. 22. Линии прогибов балки жесткости Крымского висяче­ го моста в Москве в процессе его постройки:

1 — линия прогибов после раскружаливания цепи; 2 — линия прогибов после раскружаливания балок жесткости; 3 — линия прогибов после

укладки железобетонной плиты проезжей части

Балка жесткости работала от постоянной нагрузки в период освобождения ее от подмостей, имела временные шарниры, которые по длине балки жесткости располагались следующим образом,

шарниры 7 и 71 (рис. 22) в береговых пролетах балки — на рас­ стоянии 10,5 м от опоры пилона и один шарнир 25 — в серединесреднего пролета.

Перед началом раскружаливания цепи регулировали подвески.

Сначала раскружаливали цепь в крайних пролетах. Она дала не­ который провес, что сказалось на изменении очертания цепи в сред­ нем пролете и даже вызвало некоторый подъем балки жесткости После этого полностью освободили клетки над речной частью цепи, и вслед за этим убрали подмости балки жесткости. В результате балка жесткости дала прогиб, изображенный на рис. 22. Причем линия прогибов получила перелом в шарнирах, чем достигнуто

нулевое значение моментов в месте их расположения. Регулирование по схеме, изображенной на рис. 21, г, было удач­

но применено при монтаже пролетного строения висячего моста через р. Рейн на автомагистрали между Дуйсбургом и Гомбергом.


Основная часть этого моста представляет собой висячую систему с воспринятым распором (рис. 23) с пролетами 128,4 + 285,5 + + 128,4. Средний пролет перекрыт двумя консольными вылетами балки жесткости 2/г = 2 X 124,14 м, поддерживаемыми кабелями. На балки жесткости опирается подвесная балка, свободно лежащая

на двух

опорах. Монтаж балок жесткости вели навесным способом

с обоих

берегов независимо друг от друга. Выбранный порядок

монтажа пролетного строения преследовал цель свести к нулю из­ гибающие моменты на участках балки жесткости, поддерживаемых кабелем.

Рис. 23. Эпюра изгибающих моментов в балке жесткости висячего моста через р. Рейн

Изгибающий момент в любом сечении балки жесткости равен

Л4Х

=

X

- Hsz.

А

 

6

Поэтому для достижения поставленной цели распору Hg, возника­ ющему от постоянной нагрузки в собранной системе, соответствую­ щими монтажными приемами должна быть придана такая величи­

на, чтобы разгружающий ее изгибающий

момент в каждом сече­

нии был бы равен моменту

Л7°, т.

е.

 

Hgz *= М°.

 

В этом случае очертание кабеля будет соответствовать эпюре

опорного изгибающего момента

(см.

рис. 23).

В разбираемом примере

опрокидывающий момент в пилоне,

создаваемый постоянной нагрузкой, равняется 73 300 тм. При вы­ соте пилона, равной 33,0 м, распор от постоянной нагрузки

„ 73 300

^g = —= 2220 пг.

оо

Гак как при монтаже нагрузка составляет лишь часть от полной постоянной нагрузки, то величина распора составляла — 1937т.

42


Разность V=HS — Xg — 283 т должна быть компенсирована предварительным напряжением.

Необходимое предварительное напряжение можно было бы по­ лучить выгибом балки жесткости кверху до устройства проезжей части и монтажа подвесной балки и созданием положительного мо­ мента необходимой величины, т. е.

Мх = Vz.

Рис. 24. Схемы деформаций балки жесткости висячего моста в процессе ее монтажа с применением наклонных вант

Однако такой прием потребовал бы постройки временной опоры в средине пролета, что по условиям судоходства было недопустимо.

Поэтому предварительное напряжение осуществлялось в про­ цессе навесной сборки балки жесткости в среднем пролете. При на­ весной сборке со свободным выносом консоли /2= 124,14 м в сече­ нии балки возникли бы большие перенапряжения. Для устранения этого балки жесткости во время сборки поддерживались наклон­ ными вантами (рис. 24). Постановкой вант не только устранялась

необходимость в постройке временных монтажных опор, но и соз­ давалась возможность для предварительного напряжения балок жесткости. Соответствующим натяжением вант балки жесткости

выгибались кверху, что обеспечивало включение кабеля в работу, вызывая в нем необходимые усилия.

Таким образом, не только сводились к нулю изгибающие мо­ менты в балке жесткости от постоянной нагрузки, но и вызывались моменты обратных знаков, которые позволили уменьшить усилия в балке жесткости от временной нагрузки.

Регулирование напряжений путем видоизменения эпюр изгибаю­ щих моментов с успехом может быть применено и при проектиро-

43

вании и постройке арочных металлических мостов. Наиболее рас­

пространенным является перераспределение изгибающих моментов в арках при помощи постановки временного шарнира. Собираемая таким образом двухшарнирная арка во время монтажа будет ра­ ботать как трехшарнирная с распределением моментов по соответ­ ствующей эпюре (рис. 25, а). При­ чем при трехшарнирной стати­ ческой схеме арка будет подвер

гаться части постоянной нагрузки qi. Момент в замковом сечении в этом случае будет равен нулю.

После устранения временного шарнира на вторую часть посто­ янной q\i и на временную нагруз­ ку Р арка будет работать как двухшарнирная. Распределение изгибающих моментов будет опре­ деляться соответствующей эпю­ рой (рис. 25, б).

 

В

конечном итоге напряжен­

 

ное состояние арки будет харак­

 

теризоваться величиной продоль­

 

ных сил и изгибающими момента-

Рис. 25. Эпюры моментов в трех

распределяющимися по сум-

шарнирной и двухшарнирной

марной эпюре моментов.

арках

Таким приемом регулирования

 

будет

достигнуто значительное

уменьшение изгибающего момента в замковом сечении. Момент в замковом сечении будет возникать только от второй части постоян­ ной и от временной нагрузок Мо.

В четверти пролета будет возникать момент (см. рис. 25)

величина которого при помощи постановки временного шарнира в центре тяжести замкового сечения снижается незначительно. Уменьшение изгибающего момента может быть достигнуто распо­ ложением временного шарнира с некоторым эксцентриситетом е, тогда

т-^-н'це,

где Н’ц— распор арки от нагрузки q\.

Способ перераспределения изгибающих моментов между сече­

ниями арок путем постановки временных шарниров был много­

кратно применен при постройке арочных металлических мостов.

Однако большее число примеров применения этого способа регу­ лирования имело целью уменьшить влияние постоянной нагрузки преимущественно на усилия в замковом сечении арок.

44


Остановимся более подробно на примере регулирования, кото­ рым преследовались более обширные цели.

В 1935 г.

построен мост

(Западный мост)

через

оз. Мэлар в

Стокгольме.

Мост имеет в

основном два

пролета:

=■■ 204 м и

L2 — 168 м,

перекрытых металлическими

арками с

заделанными

пятами. Пологость этих арок равна:

 

 

 

 

/Lr—f2'. L2—\ : 8,3.

 

 

Высота арок в замках большего

пролета

/г31

— 2,5 м и меньшего

пролета 1г32 = 2,0 лк Высота арок в пятовом сечении

соответствен­

но равна: Л.,1^4,6 м, hai

4,0 м.

Особенность этого моста заклю

чается в том, что арки в

пятовых сечениях

заделаны.

Это необыч­

ное конструктивное решение в сочетании с оригинальным методом сборки арок вызвало необходимость проведения мероприятий по регулированию их напряженного состояния.

Собранные на берегу полуарки подвозили к пролетам на пла­

ву и поднимали при помощи башен, установленных в середине каждого пролета. В процессе установки на опоры арки имели вре­ менные шарниры как в пятах, так и в замке, т. е. в момент опуска­ ния на опоры арки работали как трехшарнирные.

Наличие временных шарниров позволяет осуществить регули­ рование для достижения необходимого положения кривой давле­

ния, а также для устранения монтажных напряжений. Порядок

проведения работ по регулированию напряжений схематически изо­

бражен на рис. 26.

В первый момент арка находилась в состоянии, показанном на

рис. 26, а, которое характеризуется тем, что полуарки

опираются

на временные опоры в замковой и пятовой частях.

Опорное дав­

ление на опоры в замковой части равно 264 т и в

пятовой — 304 т.

При таком состоянии полуарки, работая как свободно

лежащие

балки, прогнулись на 48 см с соответствующим поворотом торцов

пятовых сечений. Нижний пятовый опорный балансир плотно при­ касался к арке, но еще не испытывал давления. В верхнем балан­ сире имелся зазор 16 мм.

Следующее состояние (рис. 26,6) имело целью устранение про­ гибов полуарок. Это достигнуто тем, что арки в замковом сечении

были опущены на 401 мм, после чего были включены в действие го­

ризонтально расположенные в замковом сечении домкраты. Раз­ витием при помощи домкратов горизонтального распора Н = 449 т было достигнуто уменьшение прогибов полуарок, устранение зазо­ ра в верхнем балансире пятового сечения и соответствующее умень­ шение поворота торца замкового сечения каждой полуарки.

Дальнейшее увеличение распора приводит к разгрузке нижнего балансира и к загрузке верхнего балансира пятового сечения арки.

При достижении в верхнем балансире давления 1512 т получается полное раскружаливание арки. Этим характеризуется состояние, по­ казанное на рис. 26, в, которое фиксирует в арке выгодное положе­ ние кривой давления. Это дает возможность жестко соединить меж­ ду собой полуарки в замковом сечении. При всех дальнейших на-

45


?6'4 T

264 т

Рис. 26. Регулирование напряжений в арках моста через озеро Мэлар в Стокгольме

Рис. 27. Схема сборки арочной фермы моста через р. Саби:

1 — рама; 2— гидравлический домкрат

46

грузках арка работает как бесшарнирная (рис. 26,г). .После уста новки стоек и укладки настила достигается очертание арки по па раболе, которое и было предусмотрено расчетом.

Приведем еще один пример устранения монтажных усилий при сборке арочной фермы.

В 1935 г. был открыт для движения мост через р. Саби в южной части Родезии (Южная Африка). Главный пролет моста перекрыт портальной металлической аркой пролетом L — 324 м при стрелке f = 65,8 м (f: L — 1:5). Высота арки в замке 11,1 м. Высота порта ла 14,0 м. При навесной сборке моста был применен интересный ме­ тод регулирования напряжений1.

Навесная сборка велась с обоих берегов. Установленные первые панели арочной фермы были заанкерены. при помощи тросов

(рис. 27). В таком положении осуществлялась навесная сборка до седьмой панели. Продолжать дальше сборку не представилось возможным, так как при значительном вылете в сечениях фермы возникал большой изгибающий момент, вызывающий недопустимы? усилия в поясах фермы. Поэтому после сборки седьмой панели со­ бранные части пролетного строения со стороны каждого берега были заанкерены с помощью тросов. Это дало возможность не­ сколько разгрузить собираемые фермы и снять тросы, поставлен­ ные ранее при окончании сборки первой панели.

Равномерность усилий в тросах, уравновешенность веса и по­ ложение собираемой арки регулировали гидравлическими и пнев­ матическими домкратами, действовавшими на рамы, через которые-

перегибались тросы. Тросами полуарки удерживались до окончания сборочных работ. Перед сборкой последних замковых панелей обе полуарки действием домкратов через рамы на тросы были повер­ нуты вокруг опорных шарниров настолько, что верхняя точка пор­

тальной рамы прошла путь 0,76 м, что соответствовало углу пово­ рота полуарки около 3°.

Таким регулированием была достигнута разгрузка полуарок от монтажных усилий и создана возможность установки замковых панелей. По окончании сборки замковых панелей обе полуарки

были опущены и замкнуты.

Пример сборки арки моста через р. Саби в южной части Роде­ зии иллюстрирует метод регулирования, которым достигается раз грузка пролетного строения от монтажных усилий и обеспечивает ся проектное очертание арки.

1 Civ. Eng. L. № 335.

Eng. News Record, т 116. 1936, № 7. Bauingenieur. 1936, № 3/4. „Стройиндустрия", 1936, № 6.