Файл: Степанянц Р.С. Прием и определение качества винограда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Тип ящиков выбирается в зависимости от сорта винограда и расстояния, на которое его перевозят.
Емкость стандартных ящиков обычно со ставляет 8—12 кг.
Перед упаковкой винограда чистые, без по сторонних запахов, окуренные серой ящики вы стилают изнутри бумагой.
Если виноград предназначен для скорой ре ализации, его упаковывают в стандартную та ру— ящики-лотки, имеющие прозоры для до ступа воздуха. В этом случае ящики бумагой не выстилают.
Виноград, подлежащий отгрузке на дальние расстояния, а также для длительного хране ния, укладывают в стандартные плотные ящи ки, выстланные бумагой. При этом для упаков ки применяются различные упаковочные мате риалы: пробковая крошка, торфяная крошка, рисовая шелуха или древесные опилки.
Перед упаковкой из рисовой шелухи удаля ют ости, которые могут повреждать ягоды.
Древесные опилки можно брать только от мягких пород, не имеющих запаха смолы. Луч ше всего виноград сохраняется при использо вании пробковой крошки в качестве упаковоч ного материала.
Однако все упаковочные материалы необ ходимо перед употреблением подвергать сте рилизации паром и полной просушке.
80
Техника укладки виноградных гроздей в та ру с пересыпкой упаковочным материалом очень проста, но требует особой аккуратности и соблюдения необходимых правил.
На дно ящика на выстланную бумагу насы пают небольшой слой (2—3 см) упаковочного материала, затем укладывают слой вино града. Чтобы между гроздями не образова лось свободное пространство, по ящику посту кивают деревянным молотком-колотушкой. Таким же способом укладывают следующие слои винограда, затем накладывают крышку и ящик забивают.
Для упаковки винограда можно применять также ящики с двумя перегородками, лежа щими крест-накрест внутри ящика и образую щими в нем четыре секции, в каждой из ко торых может быть уложено по 3 кг винограда. Эти ящики тоже выстилают бумагой, затем каждый слой пересыпают стерильным и про сушенным упаковочным материалом.
В некоторых виноградарских районах стра ны для перевозки и особенно для длительно го хранения транспортабельных и лежкоспо собных сортов винограда применяются дубо вые бочонки емкостью 12— 15 кг. В качестве упаковочного материала чаще используют пробковую или торфяную крошку.
Техника упаковки винограда в бочонки та кая же, как и в ящики разного типа, с той
О Р. С. Стспанянц |
S! |
лишь разницей, что бочонок сверху закрыва ется крышкой и стягивается обручем.
Существует способ упаковки каждой грозди винограда в тонкую бумагу. Однако этот спо соб применяется при упаковке винограда, предназначенного для быстрой реализации.
После окончательной сортировки и упаков ки винограда на торцовой части ящика или крышке решет-паков прикрепляют этикетку или несмываемой краской наносят трафарет. На бочонках трафарет наносят на верхней крышке.
На этикетке или в трафарете должно быть указано название сорта, наименование колхо за, совхоза или заготовительной организации, качество, дата упаковки, чистый вес винограда.
Упакованные и промаркированные ящики необходимо немедленно укладывать в про хладные помещения или под навесы с таким расчетом, чтобы перед загрузкой в вагоны ви ноград был предварительно охлажден.
Перевозка винограда автогужевым, железнодорожным и авиационным транспортом
Не все сорта винограда могут переносить транспортировку. Плохо переносят перевозку почти все винные сорта и большая часть очень ранних и ранних столовых сортов.
82
Ввиду плохой транспортабельности такие столовые сорта можно перевозить 'По желез ной дороге на короткое расстояние для мест ного снабжения или перевозить па самолетах на дальние расстояния.
Транспортабельность того или иного сорта имеет большое значение в организации пере возки винограда. Знание особенностей сорта, а также его выносливости позволяет опреде лить наиболее экономичный тип тары и упа ковочных материалов.
Перевозка винных сортов винограда от винноградников до пункта переработки, а также доставка столовых сортов на небольшие рас стояния до места -приема, сортировочно-упако вочного пункта или непосредственно в торго вую сеть и на предприятие общественного питания, как правило, осуществляется автомо бильным и гужевым рессорным транспортом.
Для сокращения расходов на изготовление тары, а также Затрат на погрузочно-разгрузоч ные работы применяется бестарный способ пе ревозки технических сортов до пункта пере работки на автомашинах-самосвалах, специ ально оборудованных для этих целей.
Погрузка винограда на транспорт должна осуществляться силами и средствами колхо за или совхоза,- выращивающего виноград.
Виноград до места сдачи может доставлять ся транспортными средствами колхозов и сов
6* |
83 |
хозов. Однако по договоренности заготовитель ные организации могут использовать транс порт других предприятий или организаций.
Б период массового сбора и сдачи винограда большое значение имеет правильная и рит мичная организация работы транспорта. Нель зя допускать, чтобы при погрузке винограда транспорт перегружался, так как нарушения норм погрузки приводят обычно к смещению и механическим повреждениям ящиков и ви нограда, особенно при перевозке по плохим дорогам. Нельзя допускать недогруза и холо стых пробегов транспорта, так как при этом удорожается стоимость винограда.
Большое значение имеет утвержденный гра фик доставки винограда на пункт приема, со ставленный на основе договоров контрактации, по которому контрактант обязан производить разгрузку винограда своими силами, не допу ская простоя транспорта.
Перевозка на дальние расстояния виногра да, предназначенного для снабжения населе ния городов и промышленных центров, произ водится в основном железнодорожным транс портом, самолетами, авторефрижераторами и водным транспортом.
При всех |
видах перевозки |
должны |
строго |
|
соблюдаться |
правила |
упаковки, маркировки, |
||
а также стандартность |
тары |
каждой |
партии |
винограда. При нарушении этих правил транс
84
портные организации могут не принять к по грузке эту партию.
Для большей сохранности при транспорти ровке столовых сортов винограда в пути сле дования необходимо виноград предварительно охладить.
Если в виноградарском хозяйстве пли заго товительных пунктах, базах, производящих от грузку, нет специальных камер предваритель ного охлаждения, то перед погрузкой упако ванный в ящиках виноград надо поместить на несколько часов в прохладное помещение или в тень под навесом.
Кроме выносливости сорта, при транспорти ровке большое значение имеют температурные условия. Лучшей температурой для перевозки винограда в вагонах-ледниках, поездах с ма шинным охлаждением и авторефрижераторах является +1, + 4 ° С.
Погрузку винограда на транспортные сред ства необходимо производить осторожно, так как при небрежной укладке ящики даже при незначительных толчках смещаются с мест, де формируются, а это, в свою очередь, приводит
кмеханическим повреждениям винограда.
Свиноградников основная масса винограда перевозится на автомобилях. Поэтому для пре
дохранения винограда от действия атмосфер ных осадков, солнечных лучей и пыли его сле дует перевозить в крытых автомашинах или
ревозка винограда на авторефрижераторах из виноградарских районов Черноморского побе режья и Молдавской ССР в Москву, Ленин град и другие города показала очень хорошие результаты. Следует отметить, что этот вид перевозок весьма перспективен и будет широ ко применяться.
Большая часть столового винограда пере возится на дальние расстояния железнодорож ным транспортом.
В настоящее время на железной дороге для перевозки винограда используются изотерми ческие вагоны различных типов: ледники с простейшими приборами охлаждения, вагоныледники с потолочными баками для льда, ва гоны-ледники с циркуляцией рассола, 3-, 5-, 10- и 20-секционные поезда с машинным ох лаждением, а также простые крытые вагоны, составленные в .маршрутные поезда.
Наиболее удобным типом из всех изотерми ческих вагонов являются вагоны в поезде с машинным охлаждением.
По сравнению с вагонами-ледниками, кото рые в пути следования требуется периодиче ски загружать льдом (а по разным причинам это не всегда выполнимо), вагоны с машинным охлаждением имеют большие преимущества. Кроме преимуществ в грузоподъемности, по езда с машинным охлаждением имеют па дежную систему охлаждения, вентиляции, в
87
них можно своевременно контролировать тем пературный режим, влажность воздуха и со стояние винограда в каждом вагоне-секции, независимо от количества вагонов.
Установлено, что при соблюдении необходи мого режима при перевозках винограда даже на расстояния до 3—4 тыс. км качество его изменяется очень незначительно.
Наиболее неблагоприятным фактором, сни жающим качество винограда при перевозке его в изотермических вагонах любого типа, является колебание температуры. При повы шении температуры внутри вагона процесс дыхания у винограда усиливается, ягоды от потевают, становятся мокрыми и быстро под вергаются загниванию и порче уже в пути следования. Особенно опасно это для тех сор тов винограда, которые предназначены для длительного хранения.
Поэтому с момента загрузки винограда в вагоны и на всем пути следования температу
ра |
и влажность воздуха должны колебаться |
в |
очень небольших размерах. |
За последние годы на железной дороге для перевозки винограда стали широко приме нять обычные крытые вагоны, составленные в маршрутные поезда (рис. 17). Перевозка ви нограда в таких поездах начала осуществ ляться с 1958 г. и показала очень хорошие результаты.
88