Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рельефу местности. Но эти сцепки требуют большого ухода и более металлоемки.

Основные марки сцепок, их назначение и марки тракторов, с которыми они агрегатируются, приведе­ ны в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

М а р к а

А г р е г а т и р у е т с я

П р и м е н е н и е

с ц е п к и

с т р а к т о р о м

 

С П -2 -5

Т -1 0 0

Д л я

со ст а в л ен и я

 

 

а гр ега т а

и з д в у х

ны х п л у го в

па х о т н о г о

пя т а к о р п у с -

С -11 У

« Б ел а р у сь » ,

Д л я

со ст а в л ен и я

посевны х,,

 

Д Т -7 5 ,

Д Т -5 4 ,

б о р о н о в а л ь н ы х

и

культи,в а то р -

 

Т -74 (Т -7 5 ),

Т -38

ны х а г р ега т о в

эт о й

сц еп к е

 

 

 

м о ж н о

п р и со ед и н и т ь

четы р е

 

 

 

2 4 -р я д н ы е сея л к и ,

четы р е к у л ь ­

 

 

 

т и в а т о р а

или

24 зв ен а

зу б о в ы х

 

 

 

б о р о н « зи гза г » )

 

 

 

С-18 У

СН -3 5 А

СН -5 4 А

Д Т -7 5 ,

Д Т -5 4 ,

Д л я

со ст а в л ен и я

ш и р о к о з а х ­

Т -74 ( Т - 7 5 ), Т - 100

в атн ы х а г р ега т о в ,

и сп о л ь зу ем ы х

 

 

 

на

п о сев е , к ул ьти в ац и и и б о р о ­

 

 

 

н ован и и

 

 

Т -38,

« Б е л а ­

Д л я

с о ст а в л ен и я

ш и р о к о з а х ­

р усь »,

Д Т -5 4 А

в атн ы х

а г р ега т о в и з

т р с 'і н а в е с ­

 

 

 

ны х

м аш ин

 

Д Т -5 4 А ,

Д Т -5 4 ,

Т о ж е

 

 

Т -74

(Т -7 5 ),

 

 

 

 

« Б ел а р у сь » ,

 

 

 

 

 

1 -38

 

 

 

 

 

 

Для двухрядной прицепки машин-орудий в сцеп­ ных устройствах обычно применяются удлинители.

Агрегаты могут составляться из машин разных типов, расположенных в несколько рядов так, чтобы

27


захват каждого ряда соответствовал захвату других рядов. Например, с успехом применяются агрегаты, у которых в первом ряду расположены культиваторы, во втором —бороны, в третьем—сеялки. Но состав и порядок размещения машин в подобных комплекс­ ных агрегатах должен удовлетворять заданному тех­ нологическому процессу.

При составлении комплексных агрегатов прежде всего должна быть обеспечена передача независимой тяги на каждую машину-орудие без загрузки впере­ ди расположенных машин. Если же такая .передача тяги неизбежна, то трактористу необходимо убедить­ ся в прочности передачи и соединений, а также в том, что качество выполняемой работы при этом не ухуд­ шится.

Чтобы сцепка во время работы не перекашива­ лась, рекомендуется размещать машины-орудия по фронту сцепки равномерно относительно ее средней продольной оси. Для этого на основном брусе сцепки заранее делают разметку точек прицепа машин-ору­ дий. При четном числе орудий в агрегате от середи­ ны основного бруса сцепки отмеряют в обе стороны по половине захвата орудия, а далее — по целому за­ хвату машины-орудия. При нечетном числе машинорудий в агрегате от середины основного бруса отме­ ряют в обе стороны по целому захвату орудий. В пер­ вом ряду размещают большее число машин-орудий, в заднем — меньшее. Это дает возможность уменьшить число удлинителей, а также облегчает поворот агре­ гата.

Для посева, культивации, мотыжения и других ра­ бот машины-орудия, как правило, располагают в два ряда в шахматном порядке. При этом машины-ору­ дия переднего ряда присоединяют непосредственно к

28

основному брусу сцепки, а заднего — при помощи уд­ линителей.

При выборе тяг от орудий к сцепке следует пом­ нить, что тяга с большей, чем это надо, длиной увели­ чивает при работе длину пути поворота агрегата, а следовательно, и время на холостые заезды. Тяги же с меньшей длиной могут привести к поломкам агре­ гата при повороте.

При сцепке таких машин, как сеялки и культива­ торы, следят за тем, чтобы рамы при работе не пере­ кашивались, так как перекос обычно приводит к на­ рушению глубины обработки.

В агрегатах с зубовыми боронами устанавливают гибкие тяги от борон к сцепке. Длина этих тяг зави­ сит от условий работы и фиксируется непосредствен­ но на месте. При длинных тягах впереди борон соби­ рается почва в виде вала, который перемещается вместе с баронами, ухудшая качество боронования, и приводит к быстрому забиванию борон. Короткие тя­ ги приводят к тому, что передние ряды зубьев борон выходят из земли, что значительно ухудшает качест­ во боронования.

Установку машин-орудий и составление агрегата производят в определенной последовательности.

Обычно при транспортировке машин-орудий к месту работы их прицепляют к сцепке, установленной в транспортное положение, последовательно в одну ли­ нию (одну машину за другой). В этом случае созда­ ется хотя и длинный, по достаточно поворотливый по­ езд, который может довольно свободно проезжать по дорогам, совершать переезды через мосты. На месте работы выбирается ровный участок для сборки агре­ гата. Отсоединяют от сцепки машины-орудия и удли­ нители и отводят ее трактором на 10—15 м вперед. Затем трактором устанавливают машины-орудия пер-

29



вото ряда. После этого, тоже трактором, подводят и устанавливают позади первого ряда машины-ору­ дия второго ряда на расстоянии, равном размеру уд­ линителя. Установив удлинители, трактором подают сцепку для установки прицепного бруса на линию первого ряда машин-орудий. Затем снимают боковые брусья, устанавливают их в нормальное положение и присоединяют машины-орудия к сцепке.

Навесные тракторные агрегаты в отличие от при­ цепных состоят обычно из одной навесной машины.

Навесные машины, не требующие подъема при на­ веске, отделения от площадки, на которой стоят, быст­ рее и удобнее соединять е трактором, если они обору­ дованы автоматическими сцепными устройствами — ав­ тосцепками. При навеске тяжелых машин применяют подъемные устройства. После навески проверяют по­ ложение машины-орудия и ее закрепление, регулиров­ ку тяг и других механизмов навесного устройства в соответствии с заводской инструкцией. После этого проверяют действие механизмов управления машиной.

Составив агрегат, необходимо проверить загруз­ ку двигателя трактора в работе. На новых марках тракторов могут быть установлены приборы, при по­ мощи которых определяется фактическая загрузка двигателя. Например, указатель загрузки по крутя­ щему моменту, непосредственно указывающий на сте­ пень загрузки двигателя.

Но даже при наличии хорошо действующих прибо­ ров на тракторе нужно помнить, что они могут пока­ зывать лишь использование номинальных, расчетных возможностей двигателя, а не тех, которые определя­ ются условиями эксплуатации. Поэтому .рекомендует­ ся применять самую простую проверку степени за­ грузки, а именно: переходить во время работы на бо­ лее высокую передачу. Так, например, если при пах'о-

30

те Перейти с Заданной глубины па большую it двига­ тель при этом будет работать нормально, то при ра­ боте на заданной глубине он, безусловно, был недо­ гружен.

Проводя подобную проверку, решают, на какой передаче продолжать работу агрегата, какую глуби­ ну обработки следует установить.

СПОСОБЫ ДВИЖЕНИЯ

МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

Для выполнения различных сельскохозяйственных работ машинно-тракторные агрегаты вынуждены со­ вершать определенные движения, которые делятся на рабочие движения и движения холостого хода. К дви­ жениям холостого хода относятся заезды и поворо­ ты, связанные непосредственно с рабочим процессом, и вспомогательные холостые ходы, связанные с пере­ ездом к месту работы или на стоянку. Последний вид холостого хода, не имеющий непосредственной связи с рабочим процессом, как правило, проводится в не­ рабочее время.

Первый вид холостого хода, непосредственно свя­ занный с рабочим процессом, зависит от способа дви­ жения агрегата и формы загона, на котором произво­ дится работа, что дает возможность, выбирая рацио­ нальные способы движения и целесообразные разме­ ры участка, сократить холостые ходы и тем самым повысить эффективность работы агрегата.

При движении по обрабатываемому участку, вы­ полняя определенную работу, агрегат совершает за­ кономерно повторяющиеся движения. Порядок цик­

лично повторяющихся движений называется способом движения.

31


Способов движения при выполнении полевых ра­ бот может быть несколько, и следует выбирать такой, который давал бы наилучшие результаты по качест­ ву работы, производительности и экономии средств. Другими словами, способы движения агрегатов тесно связаны с технологическим процессом и оказывают большое влияние на производительность и сто­ имость продукции.

Необходимо также помнить, что чем меньше хо­ лостых ходов при обработке какого-либо участка, тем выше производительность агрегата и ниже себестои­ мость производимой работы. Отечественные рабочие машины рассчитаны на прямолинейное движение и имеют при этом наилучшие показатели работы. Поэ­

тому движение, близкое к прямолинейному, является основным и должно применяться повсюду, где это мо­ жет быть допущено технологическим процессом.

Но прежде чем перейти к способам движения аг­ регатов, необходимо несколько слов сказать о под­ готовке территории полей к работе, от чего зависит высокое качество сельскохозяйственных работ и ра­ циональное использование машин. Обычно террито­ рия поля, предназначенная для работы машин, под­ разделяется на рабочий участок и загон.

Рабочий участок — это площадь, подлежащая об­ работке при данном сельскохозяйственном процессе.

Загоном считается часть рабочего участка, пред­ ставляющая площадь, отведенную под работу одного агрегата.

Величина рабочего участка определяется размера­ ми полей севооборотов и зависит от конфигурации территории, рельефа местности, типа почв и состоя­ ния поля, на котором намечается проведение работы.

Рабочий участок по своему состоянию должен быть пригоден для работы тракторных агрегатов, так

как іна неровном, глыбистом поле, с развальными и овальными бороздами, рытвинами и бугорками, при наличии крупных камней агрегаты не могут выпол­ нять работу с должным эффектом. Поэтому улучше­ ние полей, приведение их в состояние, пригодное для механизированных работ,— одно из важнейших меро­ приятий в сельскохозяйственном производстве.

Рабочие участки разбиваются на загоны, размер которых определяется условиями эффективного ис­ пользования агрегата, и в практике обычно стремятся установить такую площадь загона, чтобы она соответ­ ствовала суточной производительности агрегата. Это позволяет устранить переезды с загона на загон в дневное рабочее время и облегчает контроль за вы­ полняемой работой.

Устанавливая размер загона и проводя его размет­ ку, необходимо исходить из правильной организации производственных процессов на загоне. Рекомендует­ ся индивидуальная расстановка агрегатов на загоне, так как работа каждого агрегата на выделенном за­ гоне позволяет контролировать качество и количест­ во выполненной работы (для каждого агрегата в от­ дельности); исключает возможность аварий из-за на­ езда одного агрегата на другой; устраняет объезды при остановке впереди идущего агрегата; облегчает внедрение передовых методов работы и организацию соревнования между агрегатами.

В сельскохозяйственном производстве выделяют­ ся три основных способа движения агрегатов: вкру­ говую, тоновое и по диагонали. >

При движении вкруговую агрегат совершает не­ прерывное рабочее движение в одном направлении вдоль всех сторон участка, на котором работает аг­ регат.

Способы движения вкруговую (рис. 1) в зависи-

2 С п р ав о ч н и к т р а к т о р и с т а

3 3