ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 4
рельефу местности. Но эти сцепки требуют большого ухода и более металлоемки.
Основные марки сцепок, их назначение и марки тракторов, с которыми они агрегатируются, приведе ны в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
М а р к а |
А г р е г а т и р у е т с я |
П р и м е н е н и е |
|
с ц е п к и |
с т р а к т о р о м |
||
|
С П -2 -5 |
Т -1 0 0 |
Д л я |
со ст а в л ен и я |
|
|
а гр ега т а |
и з д в у х |
ны х п л у го в
па х о т н о г о
пя т а к о р п у с -
С -11 У |
« Б ел а р у сь » , |
Д л я |
со ст а в л ен и я |
посевны х,, |
|||
|
Д Т -7 5 , |
Д Т -5 4 , |
б о р о н о в а л ь н ы х |
и |
культи,в а то р - |
||
|
Т -74 (Т -7 5 ), |
Т -38 |
ны х а г р ега т о в |
(к |
эт о й |
сц еп к е |
|
|
|
|
м о ж н о |
п р и со ед и н и т ь |
четы р е |
||
|
|
|
2 4 -р я д н ы е сея л к и , |
четы р е к у л ь |
|||
|
|
|
т и в а т о р а |
или |
24 зв ен а |
зу б о в ы х |
|
|
|
|
б о р о н « зи гза г » ) |
|
|
|
С-18 У
СН -3 5 А
СН -5 4 А
Д Т -7 5 , |
Д Т -5 4 , |
Д л я |
со ст а в л ен и я |
ш и р о к о з а х |
||
Т -74 ( Т - 7 5 ), Т - 100 |
в атн ы х а г р ега т о в , |
и сп о л ь зу ем ы х |
||||
|
|
|
на |
п о сев е , к ул ьти в ац и и и б о р о |
||
|
|
|
н ован и и |
|
|
|
Т -38, |
« Б е л а |
Д л я |
с о ст а в л ен и я |
ш и р о к о з а х |
||
р усь », |
Д Т -5 4 А |
в атн ы х |
а г р ега т о в и з |
т р с 'і н а в е с |
||
|
|
|
ны х |
м аш ин |
|
|
Д Т -5 4 А , |
Д Т -5 4 , |
Т о ж е |
|
|
||
Т -74 |
(Т -7 5 ), |
|
|
|
|
|
« Б ел а р у сь » , |
|
|
|
|
|
|
1 -38 |
|
|
|
|
|
|
Для двухрядной прицепки машин-орудий в сцеп ных устройствах обычно применяются удлинители.
Агрегаты могут составляться из машин разных типов, расположенных в несколько рядов так, чтобы
27
захват каждого ряда соответствовал захвату других рядов. Например, с успехом применяются агрегаты, у которых в первом ряду расположены культиваторы, во втором —бороны, в третьем—сеялки. Но состав и порядок размещения машин в подобных комплекс ных агрегатах должен удовлетворять заданному тех нологическому процессу.
При составлении комплексных агрегатов прежде всего должна быть обеспечена передача независимой тяги на каждую машину-орудие без загрузки впере ди расположенных машин. Если же такая .передача тяги неизбежна, то трактористу необходимо убедить ся в прочности передачи и соединений, а также в том, что качество выполняемой работы при этом не ухуд шится.
Чтобы сцепка во время работы не перекашива лась, рекомендуется размещать машины-орудия по фронту сцепки равномерно относительно ее средней продольной оси. Для этого на основном брусе сцепки заранее делают разметку точек прицепа машин-ору дий. При четном числе орудий в агрегате от середи ны основного бруса сцепки отмеряют в обе стороны по половине захвата орудия, а далее — по целому за хвату машины-орудия. При нечетном числе машинорудий в агрегате от середины основного бруса отме ряют в обе стороны по целому захвату орудий. В пер вом ряду размещают большее число машин-орудий, в заднем — меньшее. Это дает возможность уменьшить число удлинителей, а также облегчает поворот агре гата.
Для посева, культивации, мотыжения и других ра бот машины-орудия, как правило, располагают в два ряда в шахматном порядке. При этом машины-ору дия переднего ряда присоединяют непосредственно к
28
основному брусу сцепки, а заднего — при помощи уд линителей.
При выборе тяг от орудий к сцепке следует пом нить, что тяга с большей, чем это надо, длиной увели чивает при работе длину пути поворота агрегата, а следовательно, и время на холостые заезды. Тяги же с меньшей длиной могут привести к поломкам агре гата при повороте.
При сцепке таких машин, как сеялки и культива торы, следят за тем, чтобы рамы при работе не пере кашивались, так как перекос обычно приводит к на рушению глубины обработки.
В агрегатах с зубовыми боронами устанавливают гибкие тяги от борон к сцепке. Длина этих тяг зави сит от условий работы и фиксируется непосредствен но на месте. При длинных тягах впереди борон соби рается почва в виде вала, который перемещается вместе с баронами, ухудшая качество боронования, и приводит к быстрому забиванию борон. Короткие тя ги приводят к тому, что передние ряды зубьев борон выходят из земли, что значительно ухудшает качест во боронования.
Установку машин-орудий и составление агрегата производят в определенной последовательности.
Обычно при транспортировке машин-орудий к месту работы их прицепляют к сцепке, установленной в транспортное положение, последовательно в одну ли нию (одну машину за другой). В этом случае созда ется хотя и длинный, по достаточно поворотливый по езд, который может довольно свободно проезжать по дорогам, совершать переезды через мосты. На месте работы выбирается ровный участок для сборки агре гата. Отсоединяют от сцепки машины-орудия и удли нители и отводят ее трактором на 10—15 м вперед. Затем трактором устанавливают машины-орудия пер-
29
вото ряда. После этого, тоже трактором, подводят и устанавливают позади первого ряда машины-ору дия второго ряда на расстоянии, равном размеру уд линителя. Установив удлинители, трактором подают сцепку для установки прицепного бруса на линию первого ряда машин-орудий. Затем снимают боковые брусья, устанавливают их в нормальное положение и присоединяют машины-орудия к сцепке.
Навесные тракторные агрегаты в отличие от при цепных состоят обычно из одной навесной машины.
Навесные машины, не требующие подъема при на веске, отделения от площадки, на которой стоят, быст рее и удобнее соединять е трактором, если они обору дованы автоматическими сцепными устройствами — ав тосцепками. При навеске тяжелых машин применяют подъемные устройства. После навески проверяют по ложение машины-орудия и ее закрепление, регулиров ку тяг и других механизмов навесного устройства в соответствии с заводской инструкцией. После этого проверяют действие механизмов управления машиной.
Составив агрегат, необходимо проверить загруз ку двигателя трактора в работе. На новых марках тракторов могут быть установлены приборы, при по мощи которых определяется фактическая загрузка двигателя. Например, указатель загрузки по крутя щему моменту, непосредственно указывающий на сте пень загрузки двигателя.
Но даже при наличии хорошо действующих прибо ров на тракторе нужно помнить, что они могут пока зывать лишь использование номинальных, расчетных возможностей двигателя, а не тех, которые определя ются условиями эксплуатации. Поэтому .рекомендует ся применять самую простую проверку степени за грузки, а именно: переходить во время работы на бо лее высокую передачу. Так, например, если при пах'о-
30
те Перейти с Заданной глубины па большую it двига тель при этом будет работать нормально, то при ра боте на заданной глубине он, безусловно, был недо гружен.
Проводя подобную проверку, решают, на какой передаче продолжать работу агрегата, какую глуби ну обработки следует установить.
СПОСОБЫ ДВИЖЕНИЯ
МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ
Для выполнения различных сельскохозяйственных работ машинно-тракторные агрегаты вынуждены со вершать определенные движения, которые делятся на рабочие движения и движения холостого хода. К дви жениям холостого хода относятся заезды и поворо ты, связанные непосредственно с рабочим процессом, и вспомогательные холостые ходы, связанные с пере ездом к месту работы или на стоянку. Последний вид холостого хода, не имеющий непосредственной связи с рабочим процессом, как правило, проводится в не рабочее время.
Первый вид холостого хода, непосредственно свя занный с рабочим процессом, зависит от способа дви жения агрегата и формы загона, на котором произво дится работа, что дает возможность, выбирая рацио нальные способы движения и целесообразные разме ры участка, сократить холостые ходы и тем самым повысить эффективность работы агрегата.
При движении по обрабатываемому участку, вы полняя определенную работу, агрегат совершает за кономерно повторяющиеся движения. Порядок цик
лично повторяющихся движений называется способом движения.
31
Способов движения при выполнении полевых ра бот может быть несколько, и следует выбирать такой, который давал бы наилучшие результаты по качест ву работы, производительности и экономии средств. Другими словами, способы движения агрегатов тесно связаны с технологическим процессом и оказывают большое влияние на производительность и сто имость продукции.
Необходимо также помнить, что чем меньше хо лостых ходов при обработке какого-либо участка, тем выше производительность агрегата и ниже себестои мость производимой работы. Отечественные рабочие машины рассчитаны на прямолинейное движение и имеют при этом наилучшие показатели работы. Поэ
тому движение, близкое к прямолинейному, является основным и должно применяться повсюду, где это мо жет быть допущено технологическим процессом.
Но прежде чем перейти к способам движения аг регатов, необходимо несколько слов сказать о под готовке территории полей к работе, от чего зависит высокое качество сельскохозяйственных работ и ра циональное использование машин. Обычно террито рия поля, предназначенная для работы машин, под разделяется на рабочий участок и загон.
Рабочий участок — это площадь, подлежащая об работке при данном сельскохозяйственном процессе.
Загоном считается часть рабочего участка, пред ставляющая площадь, отведенную под работу одного агрегата.
Величина рабочего участка определяется размера ми полей севооборотов и зависит от конфигурации территории, рельефа местности, типа почв и состоя ния поля, на котором намечается проведение работы.
Рабочий участок по своему состоянию должен быть пригоден для работы тракторных агрегатов, так
как іна неровном, глыбистом поле, с развальными и овальными бороздами, рытвинами и бугорками, при наличии крупных камней агрегаты не могут выпол нять работу с должным эффектом. Поэтому улучше ние полей, приведение их в состояние, пригодное для механизированных работ,— одно из важнейших меро приятий в сельскохозяйственном производстве.
Рабочие участки разбиваются на загоны, размер которых определяется условиями эффективного ис пользования агрегата, и в практике обычно стремятся установить такую площадь загона, чтобы она соответ ствовала суточной производительности агрегата. Это позволяет устранить переезды с загона на загон в дневное рабочее время и облегчает контроль за вы полняемой работой.
Устанавливая размер загона и проводя его размет ку, необходимо исходить из правильной организации производственных процессов на загоне. Рекомендует ся индивидуальная расстановка агрегатов на загоне, так как работа каждого агрегата на выделенном за гоне позволяет контролировать качество и количест во выполненной работы (для каждого агрегата в от дельности); исключает возможность аварий из-за на езда одного агрегата на другой; устраняет объезды при остановке впереди идущего агрегата; облегчает внедрение передовых методов работы и организацию соревнования между агрегатами.
В сельскохозяйственном производстве выделяют ся три основных способа движения агрегатов: вкру говую, тоновое и по диагонали. >
При движении вкруговую агрегат совершает не прерывное рабочее движение в одном направлении вдоль всех сторон участка, на котором работает аг регат.
Способы движения вкруговую (рис. 1) в зависи-
2 С п р ав о ч н и к т р а к т о р и с т а |
3 3 |
|