Файл: Сорокин П.П. Свайные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шележащей конструкцией (обычно на 1—2 м от верха сваи).

Полые сваи изготовляются из отдельных звеньев, соединяемых электросваркой, на болтах или специальными вкладышами. На рис. 21 показана конструкция звена полых свай диаметром 78 см, изготовляемых в Ленинграде на заводе «Баррикада».

Закладные кольца, выполняемые на заво­ дах металлоконструкций, должны иметь размеры, в точности соответствующие допускам, указанным на чертежах, так как иначе стыки не будут подходить один к другому, что чрезвычайно затруднит соединение звень­ ев между собой.

На полигоне или на -заводе к готовым закладным кольцам привариваются стержни продольной арматуры, причем необходимо обращать особое внимание на то, чтобы за­ кладные кольца устанавливались под пря­ мым углом к продольной оси сваи. Для со­ блюдения этого требования, а также для того, чтобы точно выдерживать длину кар­ каса, кольца устанавливаются на кондук­ торе из стальной балки с приваренными по концам строго вертикально конструкциями из уголков с подкосами.

Для того чтобы стержни арматуры после приварки их концов к кольцам не провисали внутрь каркаса, посредине звена устанав­ ливаются монтажные круги из арматурной стали, к которым привариваются стержни продольной арматуры (рис. 21, а).

Концы арматуры следует приваривать вразбежку, чтобы кольца не деформирова­

5 -4 5 2

65

лись от влияния температуры. Это требова­ ние необходимо соблюдать и при сварке звеньев. После приварки концов продольной арматуры навивается спиральная арматура, которая привязывается к продольной. Гото­ вый каркас должен перемещаться весьма осторожно с помощью трубы, вводимой внутрь него, так как при зацеплении крюками за венцы арматура прогибается, а стыковые кольца принимают к продольной оси наклон­ ное положение.

Звенья свай бетонируются различными способами, из которых чаще всего приме­ няется центрифугирование и бетонирование в горизонтальном положении на вибростоле.

При центрифугировании в нижнюю по­ ловину стальной формы укладывают арма­ турный каркас, который закрывают сверху второй полуформой. Обе полуформы соеди­ няются струбцинами. Форма с каркасом укладывается на ролики станка и приво­ дится во вращение с большой скоростью. В торцовые отверстия формы специальными ковшами загружается бетонная смесь, кото­ рая под действием центробежной силы от­ брасывается к стенкам формы и образует

стенки

сваи. После бетонирования

изделие

с Формой пропаривается.

способу

При

бетонировании по второму

стальную форму с вложенным в нее арма­ турным каркасом укладывают на вибро­ стол, заводят внутрь формы стальную тру­ бу-вкладыш и при начавшейся вибрации с помощью передвижного бетоноукладчика загружают бетонную смесь в форму через

66


Отверстия в верхней гіолуформе. Вибрйрование продолжается в течение 20 мин., по­ сле чего изделие заглаживается площадоч­ ным вибратором, вкладыш извлекается и форму с изделием подают в пропарочную камеру.

Рис. 22. Башмаки металлической винтовой сваи

а—чугунный литой; £—сварной пустотелый с цементным заполнителем; в—сварной сплошной

Этот

способ

получил за

последнее

время

большое

распространение

благодаря

своей простоте и малой стоимости оборудо­ вания.

В настоящее время сваи-оболочки изго­ товляются большого диаметра, сборными, 'напряженно-армированными высокопрочной

•проволокой периодического профиля, диа-' метром 5 мм. Наружный диаметр таких свай 75, 100, 120 и 160 см, длина секции 4,

5*

67

5, 6, ? и 8 м,

толщина

стенок 6—12 см.

Длина свай от

8 до 25

м.

Винтовые сваи (рис.

22) представляют

собой металлические трубы, снабженные в нижней части винтовыми лопастями. При вращении свая ввинчивается в грунт. Эти сваи могут применяться в самых разнооб­ разных грунтах, за исключением скалы, твердой глины и грунтов, содержащих круп­ ные твердые включения.

Винтовые сваи обладают двумя суще­ ственными достоинствами, а именно: 1) за­ винчивание их не сопряжено с сотрясением грунта, присущим забивным сваям; 2) бла­ годаря большой площади опирания свай в ■грунте они обладают большой несущей спо­ собностью, а также большим сопротивле­ нием выдергиванию. Эти достоинства способ­ ствовали их распространению в строительной практике.

Винтовые сваи бывают снизу открытые или закрытые конусным ■наконечником. В первом случае грунт при завинчивании сваи поднимается вовнутрь полой трубы вверх, что облегчает ее погружение. Сваи завинчиваются в грунт специальным меха­ низмом, называемым . электрокабестаном, представляющим металлический полый кор­ пус, внутри которого имеется специальная система приводных шестерен. ■

Наиболее распространенные размеры винтовых свай следующие: диаметр сталь­ ной оболочки бывает от 45 до 102 см, лопа­

сти— диаметром соответственно

от

1,4 до

2,2 м и длина сваи — от 18 до

40

м.

68


В случае необходимости винтовые сваи могут погружаться и .наклонно.

За последнее время имеются попытки

1 Л Ш Ш 7

 

Рис.

23.

Камуфлетирование

 

 

 

трубобетонных

свай

 

/ —стальная или

железобетонная

свай­

ная

оболочка;

// —свая с опущенным в

нее зарядом взрывчатого вещества; III—

свая,

заполненная

пластичным бетоном;

IV—свая

после

взрыва;

V—готовая

свая

заменить металлическую полую оболочку железобетонной.

Камуфлетированные сваи (рис. 23). В последние годы разработан эффективный способ уширения основания свай с исполь­

69


зованием взрывчатых веществ. Такие сваи получили название камуфлетированных.

Процесс устройства уширения следую­ щий. После того как труба погружена на требуемую глубину, на дно ее опускают за­ ряд взрывчатого вещества. Провода от электродетонатора выводятся на поверх­ ность и присоединяются к источнику тока. После этого труба, как обычно, заполняется

бетонной смесью

и сразу

же взрывается

заряд, в результате чего

стальное острие

сваи разрывается,

под ней

образуется пу­

стое пространство, куда из трубы устрем­ ляется смесь. Нижний слой смеси, находя­ щийся под давлением всего ее столба, не

только

заполняет образовавшуюся

пустоту,

но и

вдавливается в окружающий

грунт,

уплотненный взрывом. Так как уровень смеси в трубе понижается за счет образова­ ния уширения, то трубу догружают бетонной смесью. По объему материала, расходуе­ мого на заполнение, определяют объем образовавшегося уширения сваи. Для камуфлетирования свай диаметром 30—60 см в грунтах средней плотности требуется заряд взрывчатого вещества весом 1,5—2,5 кг.

Существует и другой способ устройства таких свай, он заключается в следующем. Обсадная труба погружается в грунт, затем из внутренней полости оболочки удаляется грунт, опускается заряд взрывчатого веще­ ства и скважина заполняется бетонной смесью. Обсадную трубу приподнимают на 1,5—2 м. Заряд взрывают. Полученное взрывом уширение заполняется бетонной

70

смесью,

а затем заполняют и

весь ствол

сваи.

способ уступает первому

в том, что

Этот

при изготовлении свай требуется специаль­ ное оборудование для удаления грунта из обсадной трубы и увеличивается расход бе­ тона.


Г л а в а III

ОБОРУДОВАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАЙНЫХ РАБОТ

1. Механизмы для производства свайных работ

Широкому строительству свайных осно­ ваний и сооружений способствует создание специальных видов машин и оборудования, обеспечивающих возможность быстрого и легкого погружения свай в грунт.

Небольшие деревянные сваи забивались ■ранее самыми примитивными средствами. Однако с течением времени увеличение на­

грузки на

свайные основания

потребовало

применения

свай, больших

по

размеру и

весу. Особенно изменились

условия забивки

с появлением железобетонных и металличе­ ских свай, размеры и вес которых достигают очень больших величин.

В современной строительной практике сваи приходится забивать не только в вер­

тикальном, но

и в наклонном

положениях,

не только на суше, но и

на воде. Примене­

ние стальных

шпунтовых

свай

при возведе­

нии временных перемычек потребовало со­ здания такого оборудования, которое мо-

72

жет быть использовано не только для за­ бивки свай, но и для вытаскивания их по окончании работ.

Одновременно с механизацией погруже­ ния свай происходила механизация и всех остальных трудоемких процессов, связанных с производством свайных работ. Все это вме­ сте взятое и привело к созданию большого количества самого разнообразного оборудо­ вания, механизмов и приспособлений для производства свайных работ-

Процесс забивки свай состоит из трех ос­ новных рабочих операций: 1) подъем и уста­ новка сваи на место забивки; 2) собственно забивка; 3) перемещение сваебойной уста­ новки от забитой сваи к месту' забивки сле­ дующей.

Обычно на собственно забивку затрачи­ вается сравнительно мало времени (20% об­ щего времени забивки). Основная же часть

•времени расходуется на выполнение вспомо­ гательных операций: Для погружения свай служат сваебойные агрегаты, состоящие из ударного или вибрационного приспособлений для погружения свай, копрового и вспомога­ тельного оборудования.

Машины, применяемые в настоящее время для погружения свай, подразделяют на ма­ шины ударного действия, или свайные мо­ лоты; вибрационного действия, или вибропо­ гружатели, и виброударного действия, или вибромолоты.

Молоты. Свайные молоты отличаются друг от друга по конструкции привода.

73