ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
шележащей конструкцией (обычно на 1—2 м от верха сваи).
Полые сваи изготовляются из отдельных звеньев, соединяемых электросваркой, на болтах или специальными вкладышами. На рис. 21 показана конструкция звена полых свай диаметром 78 см, изготовляемых в Ленинграде на заводе «Баррикада».
Закладные кольца, выполняемые на заво дах металлоконструкций, должны иметь размеры, в точности соответствующие допускам, указанным на чертежах, так как иначе стыки не будут подходить один к другому, что чрезвычайно затруднит соединение звень ев между собой.
На полигоне или на -заводе к готовым закладным кольцам привариваются стержни продольной арматуры, причем необходимо обращать особое внимание на то, чтобы за кладные кольца устанавливались под пря мым углом к продольной оси сваи. Для со блюдения этого требования, а также для того, чтобы точно выдерживать длину кар каса, кольца устанавливаются на кондук торе из стальной балки с приваренными по концам строго вертикально конструкциями из уголков с подкосами.
Для того чтобы стержни арматуры после приварки их концов к кольцам не провисали внутрь каркаса, посредине звена устанав ливаются монтажные круги из арматурной стали, к которым привариваются стержни продольной арматуры (рис. 21, а).
Концы арматуры следует приваривать вразбежку, чтобы кольца не деформирова
5 -4 5 2 |
65 |
лись от влияния температуры. Это требова ние необходимо соблюдать и при сварке звеньев. После приварки концов продольной арматуры навивается спиральная арматура, которая привязывается к продольной. Гото вый каркас должен перемещаться весьма осторожно с помощью трубы, вводимой внутрь него, так как при зацеплении крюками за венцы арматура прогибается, а стыковые кольца принимают к продольной оси наклон ное положение.
Звенья свай бетонируются различными способами, из которых чаще всего приме няется центрифугирование и бетонирование в горизонтальном положении на вибростоле.
При центрифугировании в нижнюю по ловину стальной формы укладывают арма турный каркас, который закрывают сверху второй полуформой. Обе полуформы соеди няются струбцинами. Форма с каркасом укладывается на ролики станка и приво дится во вращение с большой скоростью. В торцовые отверстия формы специальными ковшами загружается бетонная смесь, кото рая под действием центробежной силы от брасывается к стенкам формы и образует
стенки |
сваи. После бетонирования |
изделие |
с Формой пропаривается. |
способу |
|
При |
бетонировании по второму |
стальную форму с вложенным в нее арма турным каркасом укладывают на вибро стол, заводят внутрь формы стальную тру бу-вкладыш и при начавшейся вибрации с помощью передвижного бетоноукладчика загружают бетонную смесь в форму через
66
Отверстия в верхней гіолуформе. Вибрйрование продолжается в течение 20 мин., по сле чего изделие заглаживается площадоч ным вибратором, вкладыш извлекается и форму с изделием подают в пропарочную камеру.
Рис. 22. Башмаки металлической винтовой сваи
а—чугунный литой; £—сварной пустотелый с цементным заполнителем; в—сварной сплошной
Этот |
способ |
получил за |
последнее |
время |
большое |
распространение |
благодаря |
своей простоте и малой стоимости оборудо вания.
В настоящее время сваи-оболочки изго товляются большого диаметра, сборными, 'напряженно-армированными высокопрочной
•проволокой периодического профиля, диа-' метром 5 мм. Наружный диаметр таких свай 75, 100, 120 и 160 см, длина секции 4,
5* |
67 |
5, 6, ? и 8 м, |
толщина |
стенок 6—12 см. |
Длина свай от |
8 до 25 |
м. |
Винтовые сваи (рис. |
22) представляют |
собой металлические трубы, снабженные в нижней части винтовыми лопастями. При вращении свая ввинчивается в грунт. Эти сваи могут применяться в самых разнооб разных грунтах, за исключением скалы, твердой глины и грунтов, содержащих круп ные твердые включения.
Винтовые сваи обладают двумя суще ственными достоинствами, а именно: 1) за винчивание их не сопряжено с сотрясением грунта, присущим забивным сваям; 2) бла годаря большой площади опирания свай в ■грунте они обладают большой несущей спо собностью, а также большим сопротивле нием выдергиванию. Эти достоинства способ ствовали их распространению в строительной практике.
Винтовые сваи бывают снизу открытые или закрытые конусным ■наконечником. В первом случае грунт при завинчивании сваи поднимается вовнутрь полой трубы вверх, что облегчает ее погружение. Сваи завинчиваются в грунт специальным меха низмом, называемым . электрокабестаном, представляющим металлический полый кор пус, внутри которого имеется специальная система приводных шестерен. ■
Наиболее распространенные размеры винтовых свай следующие: диаметр сталь ной оболочки бывает от 45 до 102 см, лопа
сти— диаметром соответственно |
от |
1,4 до |
2,2 м и длина сваи — от 18 до |
40 |
м. |
68
В случае необходимости винтовые сваи могут погружаться и .наклонно.
За последнее время имеются попытки
1 Л Ш Ш 7
|
Рис. |
23. |
Камуфлетирование |
|
||
|
|
трубобетонных |
свай |
|
||
/ —стальная или |
железобетонная |
свай |
||||
ная |
оболочка; |
// —свая с опущенным в |
||||
нее зарядом взрывчатого вещества; III— |
||||||
свая, |
заполненная |
пластичным бетоном; |
||||
IV—свая |
после |
взрыва; |
V—готовая |
свая |
заменить металлическую полую оболочку железобетонной.
Камуфлетированные сваи (рис. 23). В последние годы разработан эффективный способ уширения основания свай с исполь
69
зованием взрывчатых веществ. Такие сваи получили название камуфлетированных.
Процесс устройства уширения следую щий. После того как труба погружена на требуемую глубину, на дно ее опускают за ряд взрывчатого вещества. Провода от электродетонатора выводятся на поверх ность и присоединяются к источнику тока. После этого труба, как обычно, заполняется
бетонной смесью |
и сразу |
же взрывается |
заряд, в результате чего |
стальное острие |
|
сваи разрывается, |
под ней |
образуется пу |
стое пространство, куда из трубы устрем ляется смесь. Нижний слой смеси, находя щийся под давлением всего ее столба, не
только |
заполняет образовавшуюся |
пустоту, |
но и |
вдавливается в окружающий |
грунт, |
уплотненный взрывом. Так как уровень смеси в трубе понижается за счет образова ния уширения, то трубу догружают бетонной смесью. По объему материала, расходуе мого на заполнение, определяют объем образовавшегося уширения сваи. Для камуфлетирования свай диаметром 30—60 см в грунтах средней плотности требуется заряд взрывчатого вещества весом 1,5—2,5 кг.
Существует и другой способ устройства таких свай, он заключается в следующем. Обсадная труба погружается в грунт, затем из внутренней полости оболочки удаляется грунт, опускается заряд взрывчатого веще ства и скважина заполняется бетонной смесью. Обсадную трубу приподнимают на 1,5—2 м. Заряд взрывают. Полученное взрывом уширение заполняется бетонной
70
смесью, |
а затем заполняют и |
весь ствол |
сваи. |
способ уступает первому |
в том, что |
Этот |
при изготовлении свай требуется специаль ное оборудование для удаления грунта из обсадной трубы и увеличивается расход бе тона.
Г л а в а III
ОБОРУДОВАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАЙНЫХ РАБОТ
1. Механизмы для производства свайных работ
Широкому строительству свайных осно ваний и сооружений способствует создание специальных видов машин и оборудования, обеспечивающих возможность быстрого и легкого погружения свай в грунт.
Небольшие деревянные сваи забивались ■ранее самыми примитивными средствами. Однако с течением времени увеличение на
грузки на |
свайные основания |
потребовало |
|
применения |
свай, больших |
по |
размеру и |
весу. Особенно изменились |
условия забивки |
с появлением железобетонных и металличе ских свай, размеры и вес которых достигают очень больших величин.
В современной строительной практике сваи приходится забивать не только в вер
тикальном, но |
и в наклонном |
положениях, |
|
не только на суше, но и |
на воде. Примене |
||
ние стальных |
шпунтовых |
свай |
при возведе |
нии временных перемычек потребовало со здания такого оборудования, которое мо-
72
жет быть использовано не только для за бивки свай, но и для вытаскивания их по окончании работ.
Одновременно с механизацией погруже ния свай происходила механизация и всех остальных трудоемких процессов, связанных с производством свайных работ. Все это вме сте взятое и привело к созданию большого количества самого разнообразного оборудо вания, механизмов и приспособлений для производства свайных работ-
Процесс забивки свай состоит из трех ос новных рабочих операций: 1) подъем и уста новка сваи на место забивки; 2) собственно забивка; 3) перемещение сваебойной уста новки от забитой сваи к месту' забивки сле дующей.
Обычно на собственно забивку затрачи вается сравнительно мало времени (20% об щего времени забивки). Основная же часть
•времени расходуется на выполнение вспомо гательных операций: Для погружения свай служат сваебойные агрегаты, состоящие из ударного или вибрационного приспособлений для погружения свай, копрового и вспомога тельного оборудования.
Машины, применяемые в настоящее время для погружения свай, подразделяют на ма шины ударного действия, или свайные мо лоты; вибрационного действия, или вибропо гружатели, и виброударного действия, или вибромолоты.
Молоты. Свайные молоты отличаются друг от друга по конструкции привода.
73