Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
3.Постоянно контролировать правильность всех наблюде ний и расчетов.
4.Всегда стремиться к определению места не менее чем по
трем линиям положения. Когда обстановка вынуждает к опре делению места по двум линиям положения— считать обсерва цию подлежащей особо тщательному контролю.
5. Стремиться к определению места наиболее точными спо собами. Иметь в виду, что при прочих равных условиях обсер вация тем точнее, чем меньше расстояния до ориентиров, по которым определяется место корабля, и чем ближе углы пере сечения линий положения к оптимальным. Оптимальными (наиболее выгодными) углами пересечения линий положения являются:
—при определении по двум или четырем линиям положе ния — 90°;
—при определении по трем линиям положения—120° (00°).
Если линии |
положения пересекаются под углом, близким |
к 0° или к 180°, |
то обсервацию следует считать ненадежной. |
t |
3*к. ИЗ |
БВ |
О |
Г Л А В А IV
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ И ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
§ 23. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Необходимость решения задачи определения места кораб лей (самолетов) в большом удалении от берегов, при любой видимости, повела к развитию радионавигации, к разработке радионавигационных систем. Радионавигационной системой (РНС) называется комплекс установленных на берегу и на корабле специальных передатчиков, приемников и измери тельной аппаратуры, предназначенных для определения места корабля. Радионавигационные системы могут классифициро ваться по большому числу различных признаков. Для нас наибольший интерес представляет классификация, позволяю щая судить о принципах устройства радионавигационных си стем (способах измерений),, т. е. классификация по радиотехни ческим признакам и классификация по виду соответствующих равным значениям измеряемого навигационного параметра изолиний, позволяющая судить о способах прокладки обсервованпого места на карте, т. е. геометрическая классификация.
I.Классификация по радиотехническим признакам
Вэтой классификации радионавигационные системы де
лятся на следующие виды: . 1 1. Амплитудные, основанные на явлении зависимости ам
плитуды (слышимости) принимаемого сигнала от взаимного положения передатчика и приемника. К ним относится, на пример, система, состоящая из радиопередатчика и радиопе ленгатора, где пеленг определяется но минимуму слышимости (амплитуды сигнала).
2. Хронометрические (времяизмерительные), основанные на измерении времени, в течение которого радиоволны про ходят измеряемое расстояние. К ним относится, в частности, радиолокационная станция.
66
3.Фазовые (фазометрические), в которых определение места 'корабля осуществляется путем измерения разности фаз колебаний.
4.Комбинированные, основанные на одновременном ис пользовании двух каких-либо принципов, например, радиоло кационная станция, Ло способу измерения расстояний относя щаяся к хронометрическим, а то способу определения 'направ лений (по максимуму амплитуды сигнала) — к амплитудным
РНС.
2.Геометрическая классификация (по виду изолиний)
Вэтой классификации различаются следующие разновид ности радионавигационных систем:
1.Угломерные (азимутальные). Навигационным парамет
ром является пеленг |
(азимут), изолинией— изоазимута или |
ортодромия. |
, |
2. Дальномерные. Навигационным параметром служит рас стояние, изолинией — окружность.
3. Разностно-дальномерные (гиперболические). Навига ционным параметром является разность расстояний до бере говых станций, изолинией — сферическая гипербола, которую при малых расстояниях до ориентиров можно принимать за гиперболу (см. § 16).
4. Угломерно-дальномерные (полярные). Измеряется пе ленг и расстояние. К ним относятся, в частности, радиолока ционные стайции.
Рассматриваяконкретные типы радионавигационных средств, необходимо учитывать их место в обеих классифика циях. Например, секторный радиомаяк относится к амплитуд ным угломерным радионавигационным системам.
При решении вопросов использования тех или иных систем для обеспечения кораблевождения и использования оружия существенное значение имеют также их тактико-технические характеристики: точность, дальность действия, помехоустойчи вость и т. д.
Точность. Она характеризуется ошибками измерения на вигационных параметров. Точность определения места ко рабля зависит не только от ошибок намерений, но и от геоме трических факторов — взаимного расположения корабля и бе реговых станций. Поэтому она указывается обычно для неко торых средних условий. Наиболее простой и удобной харак теристикой принято считать среднюю квадратическую ошиб ку определения места корабля. Можно считать, что примерно в 90% случаев ошибка определения места не превосходит уд военной и в 99% случаев — утроенной величины средней Квадратической ошибки.
5* |
67 |
Дальность действия — наибольшее расстояние между ко раблем и береговыми станциями радионавигационной систе мы, при котором обеспечивается заданная точность измере ния навигационных параметров. По дальности действия радио навигационные средства делятся на системы:
—ближнего действия, обеспечивающие прибрежное пла вание в пределах геометрической дальности видимости (до
20—30 миль);
—средней дальности действия, обеспечивающие корабле
вождение в пределах закрытых морей (до 500 миль);
— дальнего действия, с дальностью свыше 500 миль.
Помехоустойчивость и скрытность работы системы харак
теризует |
возможность ее нормального функционирования |
|
при воздействии как атмосферных |
и индустриальных (возни |
|
кающих |
при работе корабельной |
электроаппаратуры), так |
и намеренно создаваемых противником помех. С точки зре ния скрытности от наблюдения противника существенное зна чение имеет деление корабельных станций радионавигацион ных систем на активные (работающие с излучением электро магнитной энергии) и пассивные (работающие только на при ем). Излучение электромагнитных волн, тем более длитель ное, демаскирует корабль, повышает опасность его обнару жения противником и облегчает создание им помех.
Рабочий диапазон волн — в значительной мере определяет собой такие качества системы, как дальность действия, точ ность, пбмехоустойчивость. Дальность действия систем, рабо тающих в УКВ диапазоне, лишь незначительно превышает дальность прямой (геометрической) видимости. Однако это свойство ультракоротких волн иногда и выгодно, затрудняя обнаружение работы системы противником и создание им по мех. '
Радиоволны УКВ, КВ и СВ диапазонов при их распрост ранении в воде очень быстро затухают. Радионавигационные системы, работающие в этих диапазонах, подводными лодка ми в подводном положении использоваться не могут. Сигналы передающих станций, использующих сверхдлинноволновый диапазон (с длиной волны 10— 20 тысяч метров), при доста точной мощности передатчика могут приниматься при глуби не погружения антенны до 10—15 метров на расстояниях Д° нескольких сот и даже тысяч миль. Но громоздкость антен ных систем таких станций понижает их живучесть при бое вом воздействии противника.
Учитывая большое разнообразие типов радионавигацион ных систем и сложность их устройства, рассмотрим очень кратко лишь отдельные, наиболее характерные. Начнем с аМ'
6Ь
плитудных РНС — радиопеленгатора и секторных радиомая ков.
§ 24. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА КОРАБЛЯ ПО РАДИОПЕЛЕНГАМ
Радиопеленгование основано на явлении направленности приема на рамочную антенну. Когда плоскость рамки перпен дикулярна направлению на передающую радиостанцию, сила приема равна нулю (минимальна); когда же плоскость рамки направлена на радиостанцию — сила приема максимальна. Теоретически и экспериментально установлено, что точность пеленгования по минимуму слышимости выше, чем по макси муму. Таким образом, вращая рамку радиопеленгатора и до бившись минимума слышимости, мы можем определить на правление на радиостанцию (радиомаяк) как направление, перпендикулярное плоскости рамки.
Современный радиопеленгатор устроен несколько сложнее. Он имеет две установленные на мачте взаимно-перпендику лярные неподвижные рамки, к которым подключены непод вижные («полевые») катушки гониометра, смонтированного в приемнике радиопеленгатора. Измерение пеленга осущест вляется вращением подвижной искательной катушки гонио метра. Угол поворота этой катушки относительно нулевой линии гониометра равен курсовому углу на радиомаяк. При радиопеленговании курсовой угол измеряется всегда по часо вой стрелке от 0 до 360° и именуется радиокурсовым углом
(РКУ).
Приходящие от радиомаяка электромагнитные волны при нимаются не только антенной системой радиопеленгатора, но и ^корпусом, мачтами, надстройками корабля; в них наводятся электродвижущие силы и возникают переменные электриче ские токи, являющиеся причиной вторичного излучения. Элект ромагнитные волны вторичного излучения принимаются рамоч ными антеннами радиопеленгатора 'наравне с непосредствен ным приемом радиоволн первичного излучения от радиомаяка, вследствие чего снимаемый с гониометра отсчет радиокурсового угла (ОРКУ) отличается от действительного направления на радиомаяк (радиокурсового угла) на угол, именуемый радио девиацией и обозначаемый буквой /.
Чтобы уменьшить величину радиодевиации, ее компенсиру ют с помощью специальных устройств (компенсационных дрос селей), имеющихся у каждого радиопеленгатора. Оставшаяся неуиичтоженной часть радиодевиации называется остаточной радиодевиацией. Она определяется путем сравнения отсчетов радиокурсовых углов на какой-либо визуально видимый радио
69