Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
любой, произвольной точки С на первой линии |
положения, |
и по ней откладываем пройденное расстояние S. |
В частности, |
оно может быть отложено и от точки С' и т. д. Концы всех от резков CD; C'D’ и т. д., отложенных от разных точек на пер вой линии положения, естественно, располагаются на прямой /', параллельной первой линии положения. Иногда называют эту линию «перенесенной», или «сопутствующей» линией положе ний, приведенной к моменту второго измерения.
Этот прием применяется для приведения линий положения к одному моменту и в тех случаях, когда их число больше двух. Обычно все линии положения приводятся к моменту по следнего измерения. При определении места корабля по трем линиям положения (рис. 36) от произвольной точки Л. на первой линии положения / в направлении пути откладывается расстояние, проходимое кораблем за промежуток времени между измерениями первого и третьего навигационных пара метров, при отсутствии течения это будет S) = /с, (ол3— ол\).
Через полученную таким образом точку В проводится параллель ная первой линии положения прямая /' — это будет первая ли ния положения, приведенная к моменту измерения третьего на вигационного параметра. Подоб ным образом к этому моменту приводится и вторая линия поло жения; при этом надо, отклады вать расстояние, пройденное ко раблем за промежуток времени между измерениями второго и третьего навигационных пара-
метров. Третья линия положения в приведении не нуждается. Точка К пересечения приведенных линий положе ния /', //' и третьей линии положения III представляет собой ■обсервованпое место корабля в момент времени, соответствую щий измерению третьего навигационного параметра.
4. Определение места корабля по разновременно изме ным расстояниям до одного ориентира (крюйс-расстояние).
Предположим,® момент времени Т\ при отсчете лага 0Л| было
'измерено расстояние D, до ориентира О; в момент времени Т2 при отсчете лага ол2— расстояние D2. Ясно, что в момент Т\
корабль находился где-то ,на окружности, проведенной из точ
ки О, как из центра, радиусом /),; |
в момент |
Т2— где-то на |
окружности, проведенной из той |
же точки |
радиусом Z), |
(р и с. 37). Чтобы выяснить,, где же именно— необходимо вме стить между этими двумя окружностями расстояние S, прой
60
денное кораблем за промежуток времени между первым и вторым
измерениями.
Соответствующие построения мо гут выполняться двумя способами.
1.Первую изолинию, соответст
вующую расстоянию |
Dj, |
привести |
к моменту второго измерения, иначе |
||
говоря — построить |
окружность ра |
|
диусом D v которая была |
бы сме |
|
щена относительно первой в направ |
||
лении пути корабля |
на расстояние S, пройденное кораблем |
за промежуток времени между измерениями. Для этого из точки О, обозначающей место ориентира на карте, следует
проложить по направлению пути пройденное расстояние |
S и |
||||||||
|
|
из полученной точки С, как из центра, про |
|||||||
Ми |
|
вести окружность I' радиусом, |
равным |
пер |
|||||
|
|
вому измеренному |
расстоянию /},. |
|
В ее |
||||
|
|
пересечении с окружностью II, описанной |
|||||||
|
|
радиусом |
D, |
из точки О, получим искомое |
|||||
|
|
ечислимо-обсервованное место К. |
|
|
|||||
|
|
2. |
|
|
|
На листе прозрачно |
|||
|
|
провести линию меридиана и проложить лй- |
|||||||
|
|
нию пути корабля |
(рис. |
38); |
на пей отло |
||||
|
|
жить по направлению пути корабля отрезок |
|||||||
|
|
К1 Кч, длина |
которого |
в масштабе |
кар |
||||
Р и с. |
38 - |
ты равна |
расстоянию |
5, |
пройденному |
||||
измерениями. |
кораблем |
за промежуток |
времени |
между |
|||||
Из точки К\ провести окружность радиусом D u |
|||||||||
из точки |
Кч — окружность |
радиусом |
D2. |
Наложить |
кальку |
на карту так, чтобы линия меридиана кальки была параллель на меридианам карты, а точка пересечения окружностей сов падала с местом ориентира на карте. В точке К> сделать на-
кол острием циркуля; |
это и будет ечислимо-обсервованное |
место корабля. |
.» |
§ 21. ОПОЗНАНИЕ МЕСТА КОРАБЛЯ ПО ГЛУБИНАМ, ИЗМЕРЕННЫМ ЭХОЛОТОМ
Основным средством измерения глубин на корабле является эхолот. Принцип его действия основан на измерении проме жутков времени между посылкой вертикально вниз короткого звукового сигнала и приемом отраженного от морского дна эхо-сигнала. Измеренная эхолотом глубина исправляется по правками;
‘— за углубление вибраторов (осадку корабля). Если эхо лот отрегулирован так, что показывает глубину под килем, то эта поправка положительна и равна осадке корабля (на под водной лодке — сумме осадки и глубины погружения подвод ной лодки);
— за уровень моря (высоту прилива). Эта поправка слу жит для приведения измеренных глубин к нулю глубин карты. При пользовании советскими морскими картами, где глубины моря приводятся к теоретическому нулю глубин, она всегда от рицательна и численно равна высоте прилива, выбираемой из таблиц приливов;
—- за отклонение скорости звука от расчетной. Эта поправ ка рассчитывается по таблицам 34 а, б Мореходных таблиц.
Измеренную эхолотом и исправленную поправками глубину можно считать навигационным параметром, а соответствую щую ей изобату (линию равных глубин на карте) —изолинией, которая наравне с изолиниями, полученными в результате из мерения других навигационных параметров, может служить для определения места корабля. В любой момент может быть измерена лишь одна глубина, которая дает одну линию поло жения. Следовательно, опознание места по глубинам является одним из видов обсерваций по разновременным линиям поло жения.
Однако криволинейность изобат, а также необходимость из мерять целый ряд глубин для избежания больших ошибок в определении места корабля вынуждают применять способы прокладки, несколько отличающиеся от рассмотренных ранее.
Их практическое осуществление |
заключается в следующем: |
1. Производится ряд измерений |
глубин через промежутки |
времени от 1—2 до 15—20 минут, в |
зависимости |
от |
скорости |
|
хода корабля и характера рельефа |
дна |
моря |
(чаще — при |
|
неровном рельефе, реже — в районах с |
пологими |
склонами |
дна), в момент каждого измерения записываются отсчет лага и время по часам. Измеренные значения глубин исправляются соответствующими поправками.
2. На листе прозрачной бумаги (кальки) проводится пря мая, изображающая меридиан, и- линия пути корабля. На ли нии пути от точки, избранной за начальную, в масштабе карты откладываются расстояния, пройденные кораблем от момента измерения первой глубины до момента очередного измерения (рис. 39). Возле каждой из полученных таким образом точек надписывается исправленная поправками глубина, а также со ответствующие моменту измерения отсчет лага и время.
3. На карте карандашом проводятся дополнительные изо баты, соответствующие исправленным глубинам (если эти изо баты не нанесены типографским способом).
4. |
|
|
\ |
|
|
Кальку заклады |
|
|
|||
вают на карту и, пере |
|
|
|||
мещая ее |
так, ' чтобы |
|
|
||
линия меридиана -каль |
|
|
|||
ки была |
параллельна |
|
|
||
меридианам карты, до |
|
|
|||
биваются |
совмещения |
|
|
||
нанесенных |
на |
линии |
|
|
|
пути точек с изобата |
|
|
|||
ми, соответствующими "ео |
|
|
|||
помеченным у этих то |
/ |
' 60 |
|||
чек глубинам. Если точ- |
|||||
ное |
совмещение |
ока- |
р и>с |
39 |
зывается невозможным, то находят такое положение кальки, при котором нанесенные
на ней точки будут находиться возможно ближе к соответству ющим изобатам. Для контроля однозначности решения следует сдвинуть кальку в сторону -и произвести совмещение повторно. Если результаты этих действий совпадают, в точке, соответст вующей последнему измерению глубины, делается накол ост рием циркуля. Убрав кальку, эту точку на карте помечают как место, опознанное по глубинам, знаком, похожим на бук ву П с точкой в центре; около нее надписывают время и от счет лага, показывают невязку.
Для успешности определения места по глубинам необходи мо соблюдение следующих условий:
—глубины на карте нанесены по данным промера доста точной точности и подробности (практически можно считать, что этим условиям отвечает промер, выполненный в послевоен ные годы в расстояниях до 100 миль от берега);
—среди всех использованных изобат должны быть хотя бы две такие, чтобы они пересекали линию пути под углами, отличающимися друг-от друга не менее, чем на 30° (что равно значно условию пересечения приведенных изолиний под углом не менее 30°). Если все изобаты параллельны или почти па раллельны друг другу — определение места невозможно;
—глубины в районе, где производится определение места, должны быть не однообразными (мало отличающимися друг от друга), но и не очень резко, скачкообразно и беспорядочно меняющимися.
Если эти условия соблюдены, то достижима точность, срав нимая с точностью таких обсерваций, как астрономические -и по радиопеленгам,— тогда можно говорить уже не об опозна нии, а об определении места по глубинам.
63
§ 22, КОМБИНИРОВАННЫЕ ОБСЕРВАЦИИ. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА КОРАБЛЯ
Комбинированными называются обсервации, являющиеся результатом измерения разнородных навигационных парамет ров, например:
1. Пеленг и расстояние. Этот вид обсерваций наиболее употребителен в случаях, когда в видимости корабля имеется лишь один ориентир. Расстояние до него может измеряться непосредственно или вычисляться по измеренному секстаном вертикальному углу (см. § 19). При подходе с моря к высоким островам вулканического происхождения, приметным горам и пикам на берегу, видимым иногда за десятки миль, этот спо соб позволяет определять место корабля задолго до того, как применение любого другого способа станет возможным.
2. Пеленг (радиопеленг) и глубина, измеренная эхолотом. Место.корабля получается в точке пересечения линии пеленга и изобаты, соответствующей измеренной глубине. При малой видимости (туман) этот способ иногда может представлять единственную возможность определения места корабля.
3. Пеленг и расстояние в момент открытия огня маяка. Это способ применим ночью, при хорошей видимости. Если из вестны высота глаза наблюдателя и высота огня маяка над уровнем моря, то’ расстояние в момент его открытия может быть рассчитано по формуле (3). При этом следует учитывать возможность запоздания с обнаружением маяка вследствие недостаточной бдительности наблюдателей, а также уменьше ния видимости туманом или мглой. Чтобы исключить возника ющие при этом ошибки, после открытия маяка рекомендуется спуститься с мостика несколько ниже, пока огонь маяка не скроется, и в соответствии с высотой глаза в этот момент за ново рассчитать дальность до маяка.
4. Астрономическая линия положения и радиопеленг; аст рономическая линия положения и глубина и т. д.
Каким бы способом пи определялось место корабля, сле дует постоянно иметь в виду некоторые общие правила:
1.Надо постоянно обращать внимание на верность опозна ния ориентиров, днем — сличая их вид с зарисовками и фото графиями в лоции, ночью — сравнивая фактическую характе ристику огня с указанной в пособии.
2.При наблюдениях сначала измерять тот навигационный
параметр, который меняется медленнее, а последним — меняю щийся быстро. При больших скоростях хода и значительных промежутках времени между измерениями навигационных па раметров приводить параметры или линии положения к од ному моменту одним из рассмотренных выше способов.
6!