Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

любой, произвольной точки С на первой линии

положения,

и по ней откладываем пройденное расстояние S.

В частности,

оно может быть отложено и от точки С' и т. д. Концы всех от­ резков CD; C'D’ и т. д., отложенных от разных точек на пер­ вой линии положения, естественно, располагаются на прямой /', параллельной первой линии положения. Иногда называют эту линию «перенесенной», или «сопутствующей» линией положе­ ний, приведенной к моменту второго измерения.

Этот прием применяется для приведения линий положения к одному моменту и в тех случаях, когда их число больше двух. Обычно все линии положения приводятся к моменту по­ следнего измерения. При определении места корабля по трем линиям положения (рис. 36) от произвольной точки Л. на первой линии положения / в направлении пути откладывается расстояние, проходимое кораблем за промежуток времени между измерениями первого и третьего навигационных пара­ метров, при отсутствии течения это будет S) = /с, (ол3ол\).

Через полученную таким образом точку В проводится параллель­ ная первой линии положения прямая /' — это будет первая ли­ ния положения, приведенная к моменту измерения третьего на­ вигационного параметра. Подоб­ ным образом к этому моменту приводится и вторая линия поло­ жения; при этом надо, отклады­ вать расстояние, пройденное ко­ раблем за промежуток времени между измерениями второго и третьего навигационных пара-

метров. Третья линия положения в приведении не нуждается. Точка К пересечения приведенных линий положе­ ния /', //' и третьей линии положения III представляет собой ■обсервованпое место корабля в момент времени, соответствую­ щий измерению третьего навигационного параметра.

4. Определение места корабля по разновременно изме ным расстояниям до одного ориентира (крюйс-расстояние).

Предположим,® момент времени Т\ при отсчете лага 0Л| было

'измерено расстояние D, до ориентира О; в момент времени Т2 при отсчете лага ол2— расстояние D2. Ясно, что в момент Т\

корабль находился где-то ,на окружности, проведенной из точ­

ки О, как из центра, радиусом /),;

в момент

Т2— где-то на

окружности, проведенной из той

же точки

радиусом Z),

(р и с. 37). Чтобы выяснить,, где же именно— необходимо вме­ стить между этими двумя окружностями расстояние S, прой­

60


денное кораблем за промежуток времени между первым и вторым

измерениями.

Соответствующие построения мо­ гут выполняться двумя способами.

1.Первую изолинию, соответст­

вующую расстоянию

Dj,

привести

к моменту второго измерения, иначе

говоря — построить

окружность ра­

диусом D v которая была

бы сме­

щена относительно первой в направ­

лении пути корабля

на расстояние S, пройденное кораблем

за промежуток времени между измерениями. Для этого из точки О, обозначающей место ориентира на карте, следует

проложить по направлению пути пройденное расстояние

S и

 

 

из полученной точки С, как из центра, про­

Ми

 

вести окружность I' радиусом,

равным

пер­

 

 

вому измеренному

расстоянию /},.

 

В ее

 

 

пересечении с окружностью II, описанной

 

 

радиусом

D,

из точки О, получим искомое

 

 

ечислимо-обсервованное место К.

 

 

 

 

2.

 

 

 

На листе прозрачно

 

 

провести линию меридиана и проложить лй-

 

 

нию пути корабля

(рис.

38);

на пей отло­

 

 

жить по направлению пути корабля отрезок

 

 

К1 Кч, длина

которого

в масштабе

кар­

Р и с.

38 -

ты равна

расстоянию

5,

пройденному

измерениями.

кораблем

за промежуток

времени

между

Из точки К\ провести окружность радиусом D u

из точки

Кч — окружность

радиусом

D2.

Наложить

кальку

на карту так, чтобы линия меридиана кальки была параллель­ на меридианам карты, а точка пересечения окружностей сов­ падала с местом ориентира на карте. В точке К> сделать на-

кол острием циркуля;

это и будет ечислимо-обсервованное

место корабля.

§ 21. ОПОЗНАНИЕ МЕСТА КОРАБЛЯ ПО ГЛУБИНАМ, ИЗМЕРЕННЫМ ЭХОЛОТОМ

Основным средством измерения глубин на корабле является эхолот. Принцип его действия основан на измерении проме­ жутков времени между посылкой вертикально вниз короткого звукового сигнала и приемом отраженного от морского дна эхо-сигнала. Измеренная эхолотом глубина исправляется по­ правками;


‘— за углубление вибраторов (осадку корабля). Если эхо­ лот отрегулирован так, что показывает глубину под килем, то эта поправка положительна и равна осадке корабля (на под­ водной лодке — сумме осадки и глубины погружения подвод­ ной лодки);

— за уровень моря (высоту прилива). Эта поправка слу­ жит для приведения измеренных глубин к нулю глубин карты. При пользовании советскими морскими картами, где глубины моря приводятся к теоретическому нулю глубин, она всегда от­ рицательна и численно равна высоте прилива, выбираемой из таблиц приливов;

—- за отклонение скорости звука от расчетной. Эта поправ­ ка рассчитывается по таблицам 34 а, б Мореходных таблиц.

Измеренную эхолотом и исправленную поправками глубину можно считать навигационным параметром, а соответствую­ щую ей изобату (линию равных глубин на карте) —изолинией, которая наравне с изолиниями, полученными в результате из­ мерения других навигационных параметров, может служить для определения места корабля. В любой момент может быть измерена лишь одна глубина, которая дает одну линию поло­ жения. Следовательно, опознание места по глубинам является одним из видов обсерваций по разновременным линиям поло­ жения.

Однако криволинейность изобат, а также необходимость из­ мерять целый ряд глубин для избежания больших ошибок в определении места корабля вынуждают применять способы прокладки, несколько отличающиеся от рассмотренных ранее.

Их практическое осуществление

заключается в следующем:

1. Производится ряд измерений

глубин через промежутки

времени от 1—2 до 15—20 минут, в

зависимости

от

скорости

хода корабля и характера рельефа

дна

моря

(чаще — при

неровном рельефе, реже — в районах с

пологими

склонами

дна), в момент каждого измерения записываются отсчет лага и время по часам. Измеренные значения глубин исправляются соответствующими поправками.

2. На листе прозрачной бумаги (кальки) проводится пря­ мая, изображающая меридиан, и- линия пути корабля. На ли­ нии пути от точки, избранной за начальную, в масштабе карты откладываются расстояния, пройденные кораблем от момента измерения первой глубины до момента очередного измерения (рис. 39). Возле каждой из полученных таким образом точек надписывается исправленная поправками глубина, а также со­ ответствующие моменту измерения отсчет лага и время.

3. На карте карандашом проводятся дополнительные изо­ баты, соответствующие исправленным глубинам (если эти изо­ баты не нанесены типографским способом).


4.

 

 

\

 

 

Кальку заклады­

 

 

вают на карту и, пере­

 

 

мещая ее

так, ' чтобы

 

 

линия меридиана -каль­

 

 

ки была

параллельна

 

 

меридианам карты, до­

 

 

биваются

совмещения

 

 

нанесенных

на

линии

 

 

пути точек с изобата­

 

 

ми, соответствующими "ео

 

 

помеченным у этих то­

/

' 60

чек глубинам. Если точ-

ное

совмещение

ока-

р и>с

39

зывается невозможным, то находят такое положение кальки, при котором нанесенные

на ней точки будут находиться возможно ближе к соответству­ ющим изобатам. Для контроля однозначности решения следует сдвинуть кальку в сторону -и произвести совмещение повторно. Если результаты этих действий совпадают, в точке, соответст­ вующей последнему измерению глубины, делается накол ост­ рием циркуля. Убрав кальку, эту точку на карте помечают как место, опознанное по глубинам, знаком, похожим на бук­ ву П с точкой в центре; около нее надписывают время и от­ счет лага, показывают невязку.

Для успешности определения места по глубинам необходи­ мо соблюдение следующих условий:

глубины на карте нанесены по данным промера доста­ точной точности и подробности (практически можно считать, что этим условиям отвечает промер, выполненный в послевоен­ ные годы в расстояниях до 100 миль от берега);

среди всех использованных изобат должны быть хотя бы две такие, чтобы они пересекали линию пути под углами, отличающимися друг-от друга не менее, чем на 30° (что равно­ значно условию пересечения приведенных изолиний под углом не менее 30°). Если все изобаты параллельны или почти па­ раллельны друг другу — определение места невозможно;

глубины в районе, где производится определение места, должны быть не однообразными (мало отличающимися друг от друга), но и не очень резко, скачкообразно и беспорядочно меняющимися.

Если эти условия соблюдены, то достижима точность, срав­ нимая с точностью таких обсерваций, как астрономические -и по радиопеленгам,— тогда можно говорить уже не об опозна­ нии, а об определении места по глубинам.

63


§ 22, КОМБИНИРОВАННЫЕ ОБСЕРВАЦИИ. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА КОРАБЛЯ

Комбинированными называются обсервации, являющиеся результатом измерения разнородных навигационных парамет­ ров, например:

1. Пеленг и расстояние. Этот вид обсерваций наиболее употребителен в случаях, когда в видимости корабля имеется лишь один ориентир. Расстояние до него может измеряться непосредственно или вычисляться по измеренному секстаном вертикальному углу (см. § 19). При подходе с моря к высоким островам вулканического происхождения, приметным горам и пикам на берегу, видимым иногда за десятки миль, этот спо­ соб позволяет определять место корабля задолго до того, как применение любого другого способа станет возможным.

2. Пеленг (радиопеленг) и глубина, измеренная эхолотом. Место.корабля получается в точке пересечения линии пеленга и изобаты, соответствующей измеренной глубине. При малой видимости (туман) этот способ иногда может представлять единственную возможность определения места корабля.

3. Пеленг и расстояние в момент открытия огня маяка. Это способ применим ночью, при хорошей видимости. Если из­ вестны высота глаза наблюдателя и высота огня маяка над уровнем моря, то’ расстояние в момент его открытия может быть рассчитано по формуле (3). При этом следует учитывать возможность запоздания с обнаружением маяка вследствие недостаточной бдительности наблюдателей, а также уменьше­ ния видимости туманом или мглой. Чтобы исключить возника­ ющие при этом ошибки, после открытия маяка рекомендуется спуститься с мостика несколько ниже, пока огонь маяка не скроется, и в соответствии с высотой глаза в этот момент за­ ново рассчитать дальность до маяка.

4. Астрономическая линия положения и радиопеленг; аст­ рономическая линия положения и глубина и т. д.

Каким бы способом пи определялось место корабля, сле­ дует постоянно иметь в виду некоторые общие правила:

1.Надо постоянно обращать внимание на верность опозна­ ния ориентиров, днем — сличая их вид с зарисовками и фото­ графиями в лоции, ночью — сравнивая фактическую характе­ ристику огня с указанной в пособии.

2.При наблюдениях сначала измерять тот навигационный

параметр, который меняется медленнее, а последним — меняю­ щийся быстро. При больших скоростях хода и значительных промежутках времени между измерениями навигационных па­ раметров приводить параметры или линии положения к од­ ному моменту одним из рассмотренных выше способов.

6!